Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"
план-конспект занятия по теме
В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской позиции, воспитывать уважение и внимательное отношение к тем, кто нас окружает, учить сотрудничеству, правильной оценке своих действий. Понятия добра и зла лежат в основе всех моральных ценностей, поэтому разговор об этом на уроках ОРКСЭ так важен для формирования нравственных ориентиров младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 76
г. Санкт - Петербурга
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики»
1. Тема урока «Добро и зло».
2. Цели и задачи урока:
В предметной области:
1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.
2. Воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу.
В сфере личностного развития учащихся:
1.Воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает.
2. Формировать у детей потребность совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства.
В области формирования УУД:
1. Познавательные – умение анализировать, сравнивать, классифицировать; выделять существенную информацию из различных источников; использовать знаково-символические средства; устанавливать причинно-следственные связи.
2. Регулятивные – умение в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; оценивать правильность выполнения задания; развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
3. Коммуникативные - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости; умение внимательно слушать собеседника
4. Личностные - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
3. Предварительная подготовка к уроку учащихся: вспомнить с помощью родителей и повторить сказки, в которых говорится о добре и зле.
4. Оборудование урока: учебник, тетради учащихся по предмету, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»; дидактическое обеспечение: индивидуальные карточки для учащихся, пословицы о доброте, карточки с разными пословицами, «солнышко» – символ доброты.
5. План урока:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
6. Литература
- «Основы светской этики», 4кл, Москва, «Просвещение», 2013 г., с. 12– 13
- Полетавкина Л.Г. «Будьте добрыми и человечными!» // Пед. Совет.
2005. №3. c. 10-13
- Словарь Ожегова
- Презентация «Поделись своей добротой»
- Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»,
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1) Игра «Весёлые приветствия».
Учитель: Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, знакомыми, учителями. Как можно приветствовать друг друга при встрече?
Дети: дают ответы на вопрос учителя:
(- можно поздороваться словами (произносят приветственные слова: «здравствуй», «привет» и т.д.)
- можно поздороваться руками (пожимают друг другу руки)
- кивнуть головой (кивают друг другу)
- поприветствовать друг друга с помощью глаз (подмигивают)
- можно обнять друг друга при встрече (обнимают))
2) Учитель: Когда люди приветствуют друг друга, они произносят не простые, ничего не значащие слова, а желают другому человеку здоровья, добра…
Мы знаем, что от добрых слов, добрых человеческих поступков и возникает это прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Учитель: А как вы считаете: почему доброта является основным этическим понятием?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
2) Учитель: я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрации (иллюстрации пронумерованы) на тему «Добро и зло»:
На экране – видеоряд из иллюстраций: дети кормят птиц, мальчик переворачивает урну, 2 мальчика дерутся, девушка помогает бабушке нести сумки, дети разоряют птичье гнездо, мальчик помогает девочке нести портфель
Учитель: распределите эти иллюстрации в 2 группы, заполните ваши карточки.
Внимательно рассмотрев видеоряд, дети распределяют иллюстрации в 2 группы, заполняя индивидуальные карточки
В маленькие овалы дети вписывают номер иллюстрации, в большой - название данной группы иллюстраций: «Добрые поступки», «Злые поступки».
3) Учитель: Давайте сверим наши карточки.
Дети сравнивают работы, обосновывая каждый свой выбор. Выясняется, кто из детей легко справился с заданием, а у кого возникли проблемы в ходе работы.
3. Выявление места и причины затруднения.
1) Учитель: А как вы понимаете слова «добро» и «зло»? Каких людей называют добрыми, а каких – злыми?
Дети дают свои ответы. Учитель выясняет, что они не могут точно сформулировать лексическое и этическое значение этих слов
2) Учитель: Я предлагаю вам заполнить 2 первые графы таблички:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Дети заполняют индивидуально
3) Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – «добро» и «зло». Познакомьтесь с мудрыми изречениями. Постарайтесь подобрать однокоренные слова к слову «добро».
На экране высказывания:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». (Древнекитайское изречение)
«Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро! (А.П. Чехов)
Дети читают и обсуждают высказывания, подбирают однокоренные слова к слову «добро»
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит сделать очень многое, чтобы понять, так что же такое «добро» и «зло»? Зачитывает раздел «Вы узнаете» из учебника на стр. 12. Сообщает план действий:
Учитель: Мы познакомимся с презентацией «Поделись своей добротой» и побеседуем по ее содержанию; поработаем со словарём С.И. Ожегова; изучим текст учебника по теме «Добро и зло», поработаем с интерактивной доской (интерактивная модель «Добро и зло - главные моральные понятия в жизни людей» - электронное приложение к курсу), постараемся ответить на главные вопросы урока…
Дети под руководством учителя формулируют задачи урока:
1) Узнать смысл основных понятий этики – «добро» и «зло»
2) Понять, какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести эти качества
3) Учиться совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства
5. Реализация построенного проекта.
1) Учитель демонстрирует презентацию «Поделись своей добротой»
Дети просматривают презентацию, комментируют увиденное.
2) Учитель организует беседу по содержанию презентации:
- Что нового о добре и добросердечных людях вы узнали для себя?
- Что необходимо взять из содержания презентации, чтобы ответить на основополагающий вопрос: «Какой я? Каким человеком необходимо быть и какие поступки совершать, чтобы тебя уважали окружающие?»
Дети отвечают на вопросы учителя.
3)Учитель организует работу со словарём Сергея Ивановича Ожегова, в котором слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Дети с помощью словаря Ожегова находят определение слову «доброта»
4) Учитель: Прочитайте текст учебника о добре и зле на стр. 12 - 13 с использованием приёма маркировки текста на полях учебника
Дети под руководством учителя читают тест учебника о добре и зле, делая выноски на полях учебника («+» - знаю, «н» - новое, «?» - не понял, «-» - думал иначе)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1) По вопросам, связанным с понятиями «добро» и «добрый поступок»:
а/ Игра «Ассоциации».
Учитель: о чём вы думаете, что вспоминаете и представляете, чей образ возникает в вашем сознании, когда вы слышите слова «добро» и «добрый поступок»?
Дети делятся своими впечатлениями
б/ Учитель: Теперь, когда вы ознакомились со статьёй из учебника, посмотрели презентацию, поработали со словарём и интерактивным приложением, вы можете дать определение понятия «добро» и его краткую характеристику?
Дети дают характеристику понятиям «добро» и «добрый поступок» в соответствии с полученной информацией, отвечают на вопрос «Как этика определяет понятие «добро»?
2) Учитель организует обсуждение прочитанного текста, предлагает ответить на вопрос «Как связаны между собой добрые поступки и отношение окружающих к человеку, эти поступки совершающему?»
Дети высказывают свои мнения.
3) Учитель проводит краткую беседу по литературным произведениям: «Морозко», «Лиса и Журавль», «Цветик – семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предлагает детям работу в парах – заполнить таблички «добрый поступок», «злой поступок», используя примеры из названных произведений.
Дети заполняют таблички, работая в парах. Делают вывод о том, что отношение к тебе напрямую зависит от того, какие поступки ты совершаешь.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Работа в группах. Игра «Собери пословицу»
Учитель предлагает детям собрать пословицы о доброте. (начало и концовка пословиц записаны на разных карточках)
Доброе слово и кошке приятно. На добрый привет добрый ответ. Не ищи красоты, а ищи доброты. Жизнь дана на добрые дела. Кто добро творит,
того Бог отблагодарит.
Дети, работая в группах, собирают пословицы
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Учитель использует для контроля знаний раздел электронного приложения «Контроль» - задания 1 – 3 и раздел «Тренажёр» - задания 1, 2.
Дети выполняют задания теста
2) Под руководством учителя составляются ПРАВИЛА ДОБРОТЫ:
1) Будь приветлив, вежлив.
2) Будь внимателен к людям.
3) Делай добрые дела.
4) Не отвечай злом на зло.
3. Проводит анкету «Добрый ли вы человек?»
3. Отвечают на вопросы анкеты.
9. Рефлексия учебной деятельности
1) Учитель предлагает заполнить третью графу в табличке, с которой работали на третьем этапе урока. Обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.
Дети заполняют третью графу таблички. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.
2) Учитель предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.
- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).
- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).
- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).
- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.
- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
4) Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания
- по выбору:
а) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.
б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.
- обязательное для всех:
Анкета «Добрый ли вы человек?» (Приложение 1)
Приложение 1
1 - У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2 - Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3 - Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4 - Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5 - Любите ли вы злые шутки?
6 - Вы злопамятны?
7 - Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8 - Умеете ли на практике применять свои способности?
9 - Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10 - Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы другого человека?
11 - Вы охотно выполняете просьбы?
12 - Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Методическая разработка по ОРКСЭ.Модуль "Основы светской этики" на тему "Род и семья" 4 класс
Конспект урока по основам светской этики в 4 классе на тему "Род и семья"...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...