Статья Роль интегрированных уроков в образовательном процессе.
статья

Лилия Петровна Четверкина

Статья о интегррованных уроках в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chetverkinoy_o_integrirovannyh_urokah.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 60

г. Тюмени Четверкиной Лилии Петровны

Роль интегрированных уроков в образовательном процессе.

    Современная действительность предъявляет к личности, живущей в обществе высокие требования. Для того, чтобы человек был успешен, он должен умело соединять в своей деятельности знания из разных областей наук, кроме того успешно взаимодействовать с людьми. Но самостоятельность учебных предметов,их слабая связзь друг с другом  создают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. 

   Современное образование стремится к тому, чтобы ученик мог легко и свободно переносить свои знания с одного предмета в другой. Вот тут-то и необходимы межпредметные связи, они вносят элементы творчества в деятельность и ученика, и учителя.  На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активируют интерес учащихся к предмету.

        Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока.

Каковы же признаки интегрированного урока?

Во-первых, это урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е.  представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.

Во-вторых, это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.

Интегрированные уроки снимают   утомляемость   и   перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику   изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

Для этого ученикам необходимо овладевать приёмами исследовательской деятельности и уметь правильно организовать своё время.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным.   Остальные, интегрируемые с ним   предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже   понять   сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной   жизнью   и   возможность применения полученных знаний на практике.

К учителю также предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

         1. Цель урока.  

     2.Подбор объектов, т.е.  источников информации, которые бы отвечали целям урока.

         3. Определение системообразующего фактора, т.е.    нахождение

основания для объединения разнопредметной информации.

     4.Создание   новой   структуры    курса, т.е.     изменение функционального назначения знаний.

              5. Переработка содержания.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

 -конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

 -конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

 -создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

 Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.   Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

Варианты интегрированных уроков.

          Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно синтегрировать не только два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.

  • Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:
  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

    После проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: ребятам такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои ценности и проблемы в организации проведения:

 формируют целостное мировоззрение;    

 дают возможность самосовершенствования;

 актуализирует имеющиеся знания;

 применение знаний в новых ситуациях.

Мною совместно с учителям   истории и МХК, а также биологии были проведены следующие уроки: интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе: «Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:" Антропогенное влияние на биосферу", построенный на основе понятии «текст»; интегрированный урок (история, литература, МХК) в 8 классе на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи». ( конспекты которых  представлены в «Приложении»), общим составляющим предметов явилось историческое событие и его отражение в  разных сферах науки и культуры .

       На этих уроках соблюдаются и основные требования к современному уроку: индивидуализация (творческий задания ,выполняемые на уроке) , дифференциация (можно простроить уровни сложности), расширение ИКТ компетенций (учащийся отрабатывает навыки работы с internet-ресурсами при подготовке к уроку), создание ситуации успеха на уроке у каждого учащегося .

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

 Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кабинета билогии в образовательном процессе

Кабинет биологии играет огромную роль в образовательном процессе. С помощью наглядного материала, комнатных растений, чючел птиц, животных дети наглядно изучают определенные темы в 6-8 классах....

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"

Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"...

Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...