Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"
статья
Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii_rol_skorochteniya.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль скоростного чтения в образовательном процессе
Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.
Современное образование выступает важным компонентом формирования человека. Помимо основных базовых знаний и навыков (письмо, чтение), образование, как уже ранее отмечалось, формирует человека, способного функционировать в различных областях своей жизнедеятельности.
Человек читающий всегда будет интересен, т.к. обладает широким кругозором, активным богатым словарным запасом, умением грамотно выстраивать диалог, вести монолог, выявлять, понимать и сортировать полученную информацию.
Вот лишь несколько высказываний о чтении, которые имеют актуальность во все времена:
Культура-это не количество прочитанных книг, а количество понятых. (Фазиль Искандер);
Как из копеек составляют рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (В. Даль);
Есть преступление хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их. (Рэй Бредбери);
Всё бледнеет перед книгами. (Антон Чехов);
Вы были бы самым несчастным человеком в жизни, если бы не читали стихи и книги. (Уолт Дисней);
Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский).
И множество других.
Говоря о скорости чтения важно отметить, что взаимосвязь медленного чтения и результатов учебного процесса очевидна. Уже на этапе начальной школы можно заметить, что неуспевающие учащиеся имеют низкую скорость чтения и понимания прочитанного. Если этот процесс не контролировать и не корректировать, то далее ситуация будет усугубляться. На этапе средней школы учащийся столкнется с бо́льшими трудностями. Причем результат медленного чтения отражается на всех без исключения предметных направлениях: гуманитарных, естественных, физико-математических. Отсюда появляется отторжение книги и нежелание читать, соответственно происходит торможение развитие личности.
Темп речи разговорной в норме 120-150 слов в минуту. Это и средняя скорость, при которой происходит лучшее понимание прочитанного. Если мы читаем медленнее, то нам необходимо прочесть несколько раз информацию, чтобы её понять. Если скорость сильно завышена, то можно не понять прочитанного. Не имея практики чтения и разговорная речь существенно страдает, становясь медленнее, беднее, скучнее, банальнее.
Школьная статистика отмечает, что многие учащиеся имеют недостаточную скорость чтения. Этот показатель значительно отстает от реальных возможностей учащихся. В основе школьного чтения лежит понимание текста и развитие мышления. Скорости чтения, к сожалению, не отводится должного времени и внимания. Основа закладывается именно в начальной школе. Практика показывает, что дети, окончившие начальную школу и имеющие хорошие результаты обучения, показывают уровень чтения не менее 100 сл./ мин. и до 170 сл./ мин. Скорость чтения определяет количество слов, прочитанных учащимся в минуту. Скорость чтения относится к технической стороне техники чтения, наряду с правильностью и выразительностью.
Всё вышеперечисленное показывает, что скоростное чтение необходимо развивать и тренировать, часто практикуя этот навык на различных примерах и упражнениях. Скоростное чтение может осваиваться учащимися непосредственно на уроках, в качестве дополнительных занятий, во внеурочной деятельности, на индивидуальных уроках с учениками, а также как дополнительное образование в образовательных и развивающих учебных центрах. Уроки могут проходить в игровой форме, что привлечет интерес и желание учащегося участвовать в таких обучающих занятиях. Основная задача скоростного чтения-повысить скорость с учетом понимания текста.
Литература:
1. Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы
2. Проблема детского чтения в России
https://kpfu.ru/staff_files/F448415772/Glava_v_kollektivnoj_monografii.pdf
3. Чтение в XXI веке: традиции и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 29–30 мая 2014 г.) / М-во культуры Свердл. обл.; Свердл. обл. универс. науч. б-ка им. В. Г. Белинского; сост. и общ. ред. О. В. Моревой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 202 с.
http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/12450/1/0017149.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии».
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода....
Статья "Эффективность использования ИКТ в современном образовательном процессе на уроках химии"
Данная статья посвящена использованию ИКТ в современном образовательном процессе, в частности, на уроках химии.В статье сделан обзор основных направлений и форм использования информационно-коммуникаци...
статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»
Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...
Статья по теме: Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД и выраженной интеллектуальной недостаточностью
Коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса для детей со ССД...
Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"
Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"...
Статья "Тема самообразования как фундамент построения образовательного процесса в детском объединении".
Формирование эстетического вкуса учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Нескучное рукоделие"...
Статья в сборнике "Информационные технологии в образовательном процессе школы и вуза"
Статья Пацевой Е.В., Богдановой М.В. на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"...