Статья " Роль краеведческих музеев в образовательном процессе"
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Белихова Н.С.
Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. Посещение в музее дает возможность обучающимся постигать прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение своего народа.
Музей – это центр патриотического воспитания. Краеведческий музей — одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к родной земле. Это источник познания природы, истории, культуры родного края.
Как говорил Ф.И. Шмит, краеведческий музей – это один из самых трудных и сложных типов музеев, который находится в центре музееведческого и общественного внимания. Сложен он потому, что является комплексным, соединяет в себе признаки двух или более профилей. Кроме того, по мнению Ф.И. Шмита, «краеведческие музеи не могут быть признаны ни типичными научными музеями, ни учебными, ни публичными…они должны быть и центрами активного всестороннего изучения "местного края", и служить учебным целям, и втягивать широкие круги не-специалистов в общую работу, одновременно» [1].
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного края, к судьбе Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
Краеведческие музеи – самая многочисленная группа музеев в музейной сети России, не имеющая прямых аналогов за границ ей [2] .
Санкт-Петербург, прочно удерживающий за собой звание «культурной столицы» России, сосредоточил на своей территории большое количество краеведческих музеев (Музей "Ниеншанц; Музей Нарвская застава; Музей истории Кронштадта; Историко-литературный музей города Пушкин; Мемориальный музей "Разночинный Петербург"). В выше перечисленных музеях представлены экспонаты, в числе которых - археологические находки; экспонаты, демонстрирующие флору и фауну края; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у школьников гражданские чувства — любовь к своей Родине, к её природе, гордость за трудовые и ратные подвиги земляков.
И в заключение хочется отметить, что одна из главных задач. которая стоит сегодня перед нами, работниками образования - это воспитание национально - сознательного человека. осведомленного в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков. Систематическое же посещение музеев на протяжении средней школы, будет содействовать пропаганде историко - культурного наследия.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. – М.-Л., 1929. – С.230.
[2] Краеведческие музеи [Электронный ресурс]// Музейная энциклопедия – Сектор Российской музейной энциклопедии. 2002. URL: http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp
Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России// Внешкольник. – 1997. - №9
Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис. кан. пед. наук . Белгород, 1999. – 169 с.
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. Под. ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ
В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики....
Статья Роль интегрированных уроков в образовательном процессе.
Статья о интегррованных уроках в современной школе....
Роль школьного музея в образовательном процессе
Выступление на РМО библиотекарей Иволгинского района . 2016 г, ноябрь...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"
Статья на тему "Роль скоростного чтения в образовательном процессе"...
Статья по теме: "Роль воспитания в современном образовательном процессе"
Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной об...
Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...