Использование ЭОР в деятельности педагога психолога
статья

Морокова Ольга Валерьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_v_rabote.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР в деятельности педагога психолога

(из опыта работы)

Морокова Ольга Валерьевна

Педагог-психолог

ГБОУ Республиканский центр образования

Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», задачами которой является: формирование информационно - технологической   инфрастуктуры   системы  образования, включая: создание федеральной  системы информационного  и   научно-методического  обеспечения развития образования; предоставление          образовательным учреждениям     средств    вычислительной техники,  средств  доступа  к  глобальным информационным ресурсам,  общесистемных и прикладных      программных      средств, технического обслуживания; применение новых    информационных и телекоммуникационных технологий в учебном  процессе, включая: создание и   использование   в  учебном процессе современных электронных  учебных материалов    наряду    с   традиционными  учебными материалами; разработку электронных          средств  информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку              педагогических, кадров    образовательных     учреждений, способных   эффективно   использовать   в учебном процессе новейшие  информационные  технологию. Позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.                                  

Увеличение объема информации, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, семье - эти и многие другие факторы влияют на психологическую атмосферу в школе. Как самая чувствительная часть социума, подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога.

В задачу школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.

  Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.

   Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.

Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.

Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

 Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.

Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
    Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.

Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:

  • на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;
  • на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;
  • на педагогических советах.

Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в области школьной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы  сети Интернет.

Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно  быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое.
    Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:

  • классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
  • представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы.

 Использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с учащимися?

Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога  использую в таких направлениях:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. диагностическое;
  3. организационно-методическое;
  4. просветительское.

Для коррекционно-развивающих занятий мною используются презентации в программе Power Point.

Основные направления психокоррекционной работы:

  1. социализация (обучение поведению в различных социальных ролях);
  2. коррекция эмоциональных и личностных качеств.

Такое направление ИКТ, как создание презентаций в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе.

Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение для каждого учащегося.

В обществе актуально и остро встаёт проблема конкретной психологической помощи детям в профессиональном самоопределении.

Профильное обучение – тот участок работы, где психолог может проявить себя во всем блеске: тут и профессиональная диагностика, и формирование реалистичных представлений о себе, и очевидный для всех результат – объективный отбор в профильные классы, и, конечно же, психологическое сопровождение предпрофильной подготовки.

Мной осуществляется реализация профориентационной работы по психологическому сопровождению учащихся 8 - 9 классов

Данная работа предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, психолога и классных руководителей. Базируется она на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Работа по программе проводится в 5 этапов.

          Информационный этап: информирование учащихся о возможных

вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения оказание помощи в выборе будущей профессии.

Диагностический этап: сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации с помощью набора диагностических методик и  компьютерных тестов.

Аналитический этап: обработка результатов диагностики, обсуждение выводов в индивидуальном порядке с каждым учеником после диагностики.

Коррекционный этап: проведение развивающих игр, игр – презентаций, с использованием компьютерных технологий.

Обобщающий этап: индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе профессии.

Целью профориентациооной работы, является формирование и развитие у учащихся 8 - 9 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Для реализации основной цели необходимо решить ряд задач:

• с помощью ИКТ познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

• способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

• с помощью компьютерных тестов и психодиагностических методик изучить интересы, потребности, возможности и склонности учащихся;

• информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;

• способствовать развитию у учащихся памяти, внимания, мышления и др. с помощью развивающих психологических игр.

На основе полученной информации рассматриваются все возможные варианты самостоятельного принятого правильного решения.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога на этапе предпрофильной подготовки использую в разных направлениях:

•диагностическое,

•коррекционно-развивающее,

•организационно-методическое,

•просветительское.

Проведение компьютерной психодиагностики на этапе предпрофильного обучения позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных. Позволяет набирать готовые профессиональные тесты и самостоятельно создавать необходимые для конкретной ситуации опросники. Это стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.

   Пробую применять компьютерные технологии в коррекционно- развивающей работе с учащимися на этапе предпрофильной подготовки. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных и когнитивных функций; повышению эффективности обучение учащихся, их учебной мотивации развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Для развития познавательных способностей сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

В целом, использование ИКТ на этапе предпрофильной подготовки ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д.

В своей работе я стала часто обращаться к поиску необходимой информации в Интернете. Позитивные стороны работы в Интернете я  вижу, прежде всего, в возможности:

  1. открытого и оперативного доступа к достоверной научной информации по проблемам выявления, дифференциальной диагностики, обучения и воспитания  детей;
  2. оперативного доступа к профессиональной литературе нового поколения, а также классическим работам основоположников отечественной науки и практики помощи детям с различными нарушениями в развитии.

В целом, использование ИКТ психологическими службами школ ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных приложений к известным УМК по психологии и т.д.  Бесспорно, что использование ИКТ   в деятельности педагога-психолога  сегодня обыденно, как и привычная работа психолога в школе.

 


Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых мною в работе педагога-психолога

ЭОР, представленные на CD

  1. «Дороги, которые мы выбираем» - видеокурс для подростков о выборе профессионального и жизненного пути. Галина Резапкина.
  2. «В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Диагностика и коррекция» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель»
  3. «В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Занятия, тренинги, разработки уроков» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель».
  4. «Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» - наглядные информационные материалы, презентации, конспекты занятий по разделам курса «Человек и профессия». Издательство «Глобус»
  5. «Система профконсультации Ориентир» - Издательство «Центр развития образования»

ЭОР в сети

  1. http://psy.1september.ru  –  Сайт журнала «Школьный психолог».
  2. http://www.1september.ru  – «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет, в том числе «Дошкольное образование».
  3. http://metodkabi.net.ru/ - методический кабинет профориентации. Сайт содержит конспекты занятий, классных часов, тесты, рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся. Автор-разработчик: Галина Резапкина.
  4. http://adalin.mospsy.ru   - Психологический центр «АДАЛИН». Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста (диагностика и развитие мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей), подготовка ребенка к школе. Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологические тесты, коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии.
  5. http://azps.ru  – «А.Я. Психология». Сайт содержит статьи по разным отраслям психологии, в том числе - по детской психологии http://azps.ru/articles/kid (фактически - гиперучебник), тесты, программы тренингов, словарь психологических терминов, есть раздел для родителей.
  6. http://childhoodbooks.ru  – «Книги детства». О лучших детских изданиях СССР и некоторых хороших книгах современной России. http://edu.km.ru – Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий».
  7. http://playroom.com.ru  - Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы.
  8. http://psyparents.ru/index.php?view=news&item=943  – Детская психология для родителей. Дошкольные программы, статьи о дошкольных программах. Школьные программы («Философия для детей», Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Вальдорфская педагогика, Система Л. Занкова). Сайты для родителей. Психологические центры. Психологический словарь.
  9. http://skazkater.narod.ru  - Сообщество сказкотерапевтов. Терапевтические сказки, ссылки на коллекции сказок.
  10. http://vschool.km.ru  – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
  11. http://www.detisite.ru – «Детисайт». Психолого-педагогическое Интернет-издание. Содержит научные и практические материалы по вопросам детской психологии, педагогики, медицины, приглашает к участию в дискуссиях и семинарах. Разделы: психология раннего возраста, психология обучения ребенка, практика воспитания дошкольников, методические материалы.
  12. http://www.psy.org.ru  - Нейропсихология детского возраста. Сайт создан сотрудниками «Центра интеллектуального развития ребенка», основанного на базе кафедры клинической психологии Московского Психолого-Социального института. Содержит статьи, аннотации книг по нейропсихологии детского возраста.
  13. http://www.psychologies.ru/ -Официальный сайт журнала "Psychologies" 
  14. http://www.psychology.ru/ - Новости психологии, тесты, полезная информация. 
  15. http://www.parents.ru/ - Сайт журнала "Счастливые родители".  
  16.  7я.ру  - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи.
  17. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php - электронная библиотека, психология
  18. http://www.planetapsy.ru/  - ПЛАНЕТА ПСИХОЛОГИИ
  19. http://babylib.ru/  - Здесь собраны сказки народов мира, сказки разных авторов. Есть произведения  на любой выбор: известные и не очень, простые сказки и сказки, которые необходимо осмыслить. Также на сайте существует прекрасная подборка мультфильмов.
  20.  http://psyparents.ru/  - Сайт психолого-педагогического образования родителей по проблемам возрастного развития, обучения и воспитания детей. Консультации детских психологов. Дистанционные образовательные программы. Обзор книг, подборка тематических статей по психологии и педагогике. Каталог развивающих игр.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".

В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...

Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.

Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога.

quot;Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога".21 век  называют веко...