Консультация «Педагогическая этика в работе с воспитанниками»
консультация

Жгутова Ольга Николаевна

Ежедневно воспитателю приходится  находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, разрешать конфликты, участвовать в спорах, преодолевать противоречия в системе отношений « воспитатель - воспитанник», «педагог - воспитатель», «воспитанник - воспитанник», «воспитанник-учитель».   Профессиональный кодекс педагога  основывается на принципах педагогической этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_etika_v_rabote_s_vospitannikami.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Московской области

«Преображение»

Консультация  «Педагогическая этика в работе с воспитанниками»

Воспитатель 2 группы:

Жгутова О.Н.

Ежедневно воспитателю приходится  находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, разрешать конфликты, участвовать в спорах, преодолевать противоречия в системе отношений « воспитатель - воспитанник», «педагог - воспитатель», «воспитанник - воспитанник», «воспитанник-учитель».

Деятельность воспитателя, отличается от деятельности других категорий специалистов тем, что профессия требует от него развивать и совершенствовать, кроме профессиональных качеств, ЛИЧНОСТНЫЕ.

Перед воспитателем профессия предъявляет особые требования. Никакие профессиональные качества не компенсируют человеческое равнодушие, невоспитанность, грубость, агрессию на  детей, безответственность.

Совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью, проявления морали  называют ЭТИКОЙ.
          В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой».

 ЭТИКА – это «практическая философия воспитания».

 ЭТИКА - это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер       взаимоотношений между людьми.  

Одна из основных задач пед. коллектива нашего дома: создание оптимальных условий жизнедеятельности и раскрытие способностей каждого ребёнка. На педагогов возложена ответственная миссия: воспитывать детей. Поэтому всё более высокие требования предъявляются не только к знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия.

Успешно решать задачи может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность, делают педагога личностью. 

Раскрыть детям красоту человеческих поступков, научить отличать добро от зла, может только тот педагог, чьи нравственные установки безупречны

Педагогическую этику можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к воспитанникам, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.

Педагогическая этика во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Она является той основой, на которой вырастает духовная близость между воспитателями и воспитанниками, зарождается и крепнет дружба.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Среди этих категорий – педагогическая мораль, профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическое сознание, педагогический такт.

Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.
- сочетание разумной требовательности и доверия к детям;
- взаимопонимание и взаимоуважение;
- уважения чувства собственного достоинства каждого воспитанника;

Педагогический долг, включает в себя, требования и моральные предписания, предъявляемые обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.
- осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций; - правильное построение взаимоотношений с детьми;
- глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии;  - творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства

Педагогическая справедливость  Справедливость это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на детей, соответствующая их реальным заслугам.                       В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".

Профессиональная честь– это честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет
Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку в данное время родных людей. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное
.

Педагогическое сознание

 Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– в самокритичной оценке своего труда


          На принципах педагогической этики основывается профессиональный кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
          Профессиональная этика воспитателя требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
Воспитатель требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

Воспитатель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

Воспитатель несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях воспитатель уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

Авторитет воспитателя основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

При оценке поведения и достижений своих воспитанников воспитатель стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Недопустимо принижать своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
В образовательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.


Некоторые правила педагогического общения. 

  • Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  • Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  • Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.
  • Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  • Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  • В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  • Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  • Учись у своих коллег, детей.
  • Никогда не жалуйся на своих воспитанников помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  • Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  • Живи интересами детей и их надеждами. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  •  Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

Макаренко А.С. говорил, «что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников»

        Только в том случае, если педагог будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, детям будет интересно, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих воспитателей.

Воспитатель  и воспитанник - две основные фигуры в нашем доме. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в доме атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями.

Нормой общения педагогов и воспитанников в школе являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета ...

ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ.

Нормой общения педагогов и воспитанников  являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании воспитанниками авт...

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»

Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...

Сообщение для воспитателей с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».

Консультация о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками с элементами  тренинга...

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям»

Статья в журнале "Академия педагогических знаний": «Организация работы по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников в условиях центра помощи детям» из опыта...

Педагогические технологии в работе с воспитанниками пришкольного интерната

Здоровьесберегающая деятельность в интернате – это не только проведение бесед с воспитанниками о том, что необходимо соблюдать режим дня в интернате, что важна гигиеническая и двигательная культ...