Сообщение для воспитателей с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».
консультация
Консультация о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками с элементами тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsificheskie_normy_pedagogicheskoy_morali.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ МО «Преображение» для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Сообщение для воспитателей с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».
Воспитатель: Ермилова В.Б.
Сегодня мы будем говорить о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками, а также проведем тренинг.
Основное отличие тренинга от лекций, семинаров состоит в его практической направленности и активности каждого из участников.
А начнем мы наш тренинг словами Генри Фонда «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему им так плохо живется». Эти слова настроят нас на дружелюбную атмосферу.
В начале нашей беседы вспомним, что такое педагогическая мораль и педагогическая «этика». Слово этика переводится , как «нрав, обычай ».
Педагогическая мораль – это система нормативных суждений, выражающих требования к поведению педагога.
Принцип педагогической морали - требование, выражающее основное направление поведения педагога по отношению к тому или иному объекту. Такими объектами отношений являются: общество,воспитанники, родители , педагогический коллектив, а также сам педагог.
Система требований педагогической морали отражает динамику общественной жизни и развития системы воспитания и, постоянно обогащается новыми нормами.
Педагогическая этика - это свод правил, которые позволяют регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками ,защищать человеческую ценность и достоинство,поддерживать качество профессиональной деятельности ,создавать культуру , основанную на доверии, ответственности и справедливости.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. Давайте поговорим о педагогической этике общения.
Общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в педагогике. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
Воспитатель это – первый человек после родителей, обучающий ребенка правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника.
Наши воспитанники,все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками.
И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться.
Давайте поиграем с вами в игру «Составь портрет» и посмотрим какие качества нам помогают в этом.
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т. д.)
А теперь проведем упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем к способам выхода из различных ситуаций.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Рассмотрим пять возможных способов поведения :
1. Соревнование ( как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому).
2. Приспособление, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Кеннет Томас считает, что:
при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчика.
Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.
Он- мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, рядом с ним по-домашнему тепло и уютно.
Только такой педагог может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.
Упражнение «Свои правила»
Давайте составим правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, коллегами и администрацией. Я предлагаю свой вариант ,а вы можете добавить ваши предложения.
Правила «Педагогического общения»
1. Входи в группу детей с улыбкой.
2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
3. Крепко держись данного детям слова.
4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
5. Будь сдержанным и терпеливым.
6. Будь ребёнку примером во всем.
7. Попробуй поставить себя на место ребёнка.
8. По-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
9. Учись у своих коллег и детей.
10. Когда ты не прав , попроси у ребёнка прощения.
11. Живи интересами детей и их надеждами.
12. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
13. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
14. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
В заключении мне хотелось бы напомнить вам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям.
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»
Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"
Интересное занятие с увлекательными упражнениями......
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
Круглый стол Тема: "Взаимодействие педагога с детьми: педагогическая оценка, педагогическое требование и создание ситуации успеха"
Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при создании ситуации успеха, при предъявлении педагогическо...
Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить"
Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранен...
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему «Безопасный интернет».
Прогресс не стоит на месте. Развиваются наука, техника… Речь идет не только об Интернете, а об Интернет безопасности. На этой неделе учащиеся школы участвовали в работе классных часов, физкульт...
Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией
Дата проведения: 2 ноября 2015г. Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...