«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
опыты и эксперименты
Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компонентов этнической идентичности учащихся. Выделены эффективные педагогические условия внеурочной деятельности, способствующие формированию этнической идентичности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема работы:
«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Россия - многонациональная страна, где бок о бок живут люди разных национальностей. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные, но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо знаем духовную жизнь нашего народа, его историю и культуру.
Актуальность темы: в условиях возрастающей глобализации, когда происходит слияние культур, усиливается опасность утраты исторически сложившимися многообразными этническими культурами своего своеобразия.
Цель: выявление степени сформированности этнической идентичности учащихся Байкаловской школы.
Задачи:
- Изучить образовательные документы, определяющих роль национального воспитания в системе образования Российской Федерации.
- Проанализировать особенности национального состава Байкаловской школы и провести диагностику сформированности компонентов этнической идентичности учащихся.
- Выделить эффективные педагогические условия внеурочной деятельности, способствующей формированию этнической идентичности учащихся.
Проблема национальной идентичности является современной мировой проблемой. Для России она не менее актуальна, чем для любой другой крупной державы. Эта проблема озвучена в образовательных документах.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются: защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства
Система образования сегодня призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
Как осознают они свою этническую принадлежность учащиеся нашей школы? Байкаловская средняя школа, как и Россия, является многонациональной по составу учащихся. Национальный состав ее таков: русские - 142 человека, имеют татарские корни - 101; немецкие корни - 14; другие - 8. Основу составляют три национальности.
При опросе учащихся и родителей возникает проблема: учащиеся не знают своего национального языка (кроме русских). Так из 101 учащегося татарской национальности -75 позитивно относятся к своей этнической группе, а 26 учащихся считают себя русскими. Разговаривают на татарском языке - 22 учащихся, понимают язык - 28, не понимают - 5. Мы видим трансформацию этнической идентичности
Если говорить об учащихся, которые имеют немецкие корни, то здесь дела обстоят еще хуже. Корни этой проблемы уходят в годы репрессий.
Швейцарский психолог Жана Пиаже, утверждал, что у детей в 10–11 лет национальная идентичность формируется в полном объеме [5].
В начале учебного года было проведено эмпирическое исследование в 4 классе по Методике Джины Финни, измеряющей выраженность этнической идентичности. Исследование показало низкий показатель когнитивного компонента идентичности знаний и представлений об этнических особенностях..
Немного выше показатели аффективного компонента этнической идентичности, который включает отношение оценку к этническим общностям, этнические предпочтения.
По результатам исследования учащихся 4 класса можно сделать вывод: формирование этнической идентичности сформировано недостаточно. Происходит трансформацию этнического самосознания, культуры, традиций, обычаев и языка и у детей, и у родителей.
Какие эффективные педагогические условия внеурочной деятельности, способствующей формированию этнической идентичности учащихся? В школе проводятся внеурочной занятия кружка "Мой дом. Моя Земля. Моя Россия." (1-3 класс), на базе школьного музея работает НОУ "История моего родного села" и кружок "Юный краевед"
1. Родословная. Составляя свое семейное древо, ребята узнают не только родственные связи, но свои национальные корни.
2. Проектная деятельность. Участники НОУ "История родного села" занимаются проектно-исследовательская деятельность и выступают на конференциях. В 2018-2019 году учащиеся работают над такими проектами как "Немецкие корни семьи Бронниковых", "Немецкие корни моей семьи" (Иванова Аня), "Традиции татар д.Ирек", "Мои белорусские корни" и др.
3. Музейная деятельность. На местном материале разработаны экскурсия "Бабасаны - святой уголок", мастер-класс "Традиции сибирских татар", квест-игра "Увлекательный мир прошлого" ( русские посиделки), собираются легенды местных народов и мн.др.
4. Встреча с интересными людьми. Много узнают о национальных традициях на встречах с интересными людьми разных национальностей. Так в декабре в гости проходила старейшая жительница д. Ирек Сияутдинова Назия С., которая рассказала ребятам не только о татарских праздниках и играх, но и как жили татары до революции и о священной реликвии семьи "Коране, который" передается из поколения в поколение уже 4 века.
5. Игра питает и отчасти формирует всю человеческую культуру. На занятиях играют в такие игры как "Тюбетейка", "Тимербай", "Казаки-разбойники", "Прятки", "Topfschlagen" и др.(Приложение 2, рис. 3).
М. Ломоносов писал: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Проблема этнической идентичности особо остро стоит в наше время, т.к. происходит трансформация этнического самосознания. Обретение этнической идентичности становится важной, а часто и необходимой структурной составляющей личности. Решить эту проблему может современная школа.
Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая. Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
Правила игры. Все становятся в круги о девают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводится под музыку. Пока играет музыка, мы пляшем татарский танец. Когда водящий говорит "Ша" (остановись),) Кто остается - выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается (ПРИЗ)
Игра с лентами "Ротозей" Ацык авыз (фанты)
Правила игры. Водящий раздает ленточки разных цветов и каждый находит пару по цвету ленты. Становятся в круг парами и танцуют. когда говорит "Тукта" водящий, чтобы музыка остановилась, все должны найти свою пару, взять за руки. Кто остается без пары, тот выполняет задания, И мы кричим ему Ацык авыз и даем (жаза) наказание,
Амина (верная), Тимирбига (железная леди) , Тухтабига (остановись леди,) Хадича (недоношенная- первая жена пророка), Хатима (судья), Айша (святая), Шамшыганар, Айсулу (лунная красавица), Хашура (божественная женщина), Шакира (благодарящая), Гульнур (лучезарная, как цветок), Альфат (самый верный друг), Загир - выдающийся (один из эпитетов Аллаха), Шарифхан (знаменитый, достойный уважения хан), Ходжахан (ученый хан), Фаизхан (милосердный, щедрый хан), Турыбай (правдивый, честный человек), Мирхан (правитель).
Амина | Тимирбига |
Хадича | Хатима |
Айша | Айсулу |
Хашура | Шакира |
Турыбай | Альфат |
Шарифхан | Фаизхан |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музей в образовательном пространстве современной школы"
Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....
Проблема формирования общероссийской идентичности как стратегическая цель исторического образования по новым ФГОС.
Статья подготовлена для VII ежегодной региональной научно-практической конференции «Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: актуальные вопросы обучен...
Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»
Реализация данной программы в ОУ поспособствует воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и...
физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...
Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
Цель: Попытаться осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...
Сертификат и программа Республиканской НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" с. Тэгда, 28 марта 2014 года
Республиканская НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" прошла 28 марта 2014 года в селе Тэгда Республики Бурятия...
Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы
laquo;Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года») Цель:представить опыт работы учителя музыки по теме: &laq...