Метод проекта на уроках истории и обществознания
методическая разработка
В работе рассмотрены стадии работы над ролектом, классификация проектов и их практическое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа № 2»
г. Котласа Архангельской области
Использование метода проектов
на уроках истории и обществознания.
подготовила
учитель истории и обществознания
Толстикова Светлана Николаевна
г. Котлас
2019
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому– и я научусь».
(китайская мудрость)
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребёнка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях, конкурсах проектов, знакомство с научной деятельностью сверстников способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний.
Моя ведущая педагогическая идея – это создание условий для успешной проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Цель: формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе в процессе сотрудничества, партнерства учителя и ученика.
Задачи;
1. выявлять одарённых учащихся и помогать им в реализации их творческого потенциала;
2 развивать у учащихся исследовательские навыки, умения, то есть учить самостоятельно приобретать новые знания;
3. развивать интеллектуальные умения: обобщать, анализировать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; формировать аналитическое и критическое мышление, умение формировать и отстаивать свое мнение;
4.развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; воспитание целеустремленности, уверенности в себе;
5. создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала учащихся.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, формируются различные ключевые компетенции.
В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Проектная технология предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Структура метода:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятия, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
В работе над проектом по истории и обществознанию учащиеся проходят пять основных этапов - «пять П»:
- Постановка проблемы;
- Планирование – определение задач и пути их решения;
- Поиск и обработка информации;
- Получение результатов;
- Публичное представление результатов проекта.
Из этого перечня мы видим, что выполнение проекта школьниками – это объемная самостоятельная работа.
Для организации проектной деятельности используются различные педагогические технологии: информационно – коммуникативные, обучение в сотрудничестве, развивающего и проблемного обучения.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась. На современном этапе российского образования появилось много информации, посвященной использованию проектной методики на уроке. Так, теоретической базой проектного метода обучения являются идеи М.И.Махмутова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной.
К примеру, технология проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я. Ларнер предусматривает использование в образовательном процессе частично-поискового и поисково-исследовательского методов. В своей работе применяю положения теории деятельности А.Н.Леонтьева, который считал, что человек – это ищущее и создающее смысл создание. В образовательном процессе деятельностный подход необычайно важен.
По мнению А.Н.Леонтьева, «овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам получения знания». В этом случае, обращаю внимание учеников не только на содержание учебного материала, но и на способы его приобретения, то есть на приемы умственной деятельности.
Очень близка и понятна мне теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным и развиваемая Н.Ф.Талызиной и ее школой. Эта теория применяется мной на этапе пошаговой разработки с учащимися области, темы, объекта исследования.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности школьников. Мы наблюдаем, как под руководством учителя происходит самопознание и самовоспитание ребенка; умение интегрировать литературу и историю, обществознание, лингвистику, видеть общность гуманитарных знаний.
В своей педагогической деятельности используем следующие виды проектов:
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвующие в нём школьники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. При изучении темы «Правоохранительные органы» рассматриваем судебный процесс над учащимся, который разбил стекло в школе. При изучении темы «Процессуальное право» проводим суды по гражданскому и уголовному делу. При изучении либеральных реформ 60 – 70 годов 19 века проводим «Заседание земского собрания» и др.
Так, при проверке домашнего задания вспоминают материал о мифах о начале Троянской войны. Учитель приглашает 6 человек, которые получают роли рапсода (сказителя), 4-х олимпийских богов и роль троянского царевича Париса. Миф о суде Париса. Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, Рапсод.
Рапсод: Однажды на горе Олимп боги устроили пир… Гера. Смотрите, яблоко! Афина. Чье оно? Афродита. Здесь написано: “Прекраснейшей”.
Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я – самая старшая из богинь, я – богиня домашнего тепла и очага, я – красивая и величавая женщина. Я жена Зевса – главного из их богов.
Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.
Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.
Гера. Что же нам делать?
Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.
Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Кому оно должно принадлежать? Зевс. Гера – моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис, красивейший из смертных, живущих на земле. Рапсод: Богини предстают перед Парисом.
Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии. Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.
Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире. Парис.
Я отдаю яблоко Афродите.
Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.
Задача учителя – способствовать: приобретению учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщению их к творческой деятельности, развитию у учащихся коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.
Исследовательские. Наибольший интерес у учащихся вызывают исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примером данного вида проектов является работы: « Мотивация выбора профессии старшеклассниками», «Бюджет среднестатистической семьи города Котласа»
Участие в школьном конкурсе социальных проектов мы с учащимися 8 «а» реализовали исследовательский проект на тему «Улицы родного города».
Цель проекта: воспитание у обучающихся чувств патриотизма и любви к родному городу через изучение истории возникновения названия улиц, прилегающих к зданию школы
Задачи проекта:
- Организовать инициативную группу по воплощению проекта в жизнь.
- Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и гражданственности.
- Расширять знания об истории родного города, о людях, прославивших наш город и страну.
- Изучение музейных и архивных материалов
- Оформление и распространение полученных данных.
- Разработать буклет по теме нашего проекта.
Информационные. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Примером информационного проекта является «Солдаты минувшей войны».
Пример, на уроке истории в 5 классе при изучении Древней Греции ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Древнегреческая школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов, взять интервью у учителя и ученика Древнегреческой школы).
Творческие. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. С учащимися выполняем следующие проекты: по теме «Символы государства» нарисуем герб класса, либо вымышленного государства, либо города; «Избирательное права» видео – ролик; мини проекты на тему «Наркотики и последствия их употребления»
При закреплении темы «Политическая сфера» используем один из видов деятельности творческий проект. В начале заслушиваем небольшие отрывки из выступлений видных политических деятелей (Г.Зюганов, В.Жириновский) и выясняем их роль в современном государстве. Затем перед учащимися ставится проблема – разработать проект идеального государства. Учитель и учащиеся обсуждают план выполнения задания: название государства; проект Конституции (форму правления, режим и политические партии); символы государства и т.д. проект выполняется с использованием ИКТ. В итоге данной деятельности закрепим основные понятия.
Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. В реализации проектной деятельности есть и свои сложности. Во- первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы. Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс
Список используемой литературы
1. В.Н.Янушевский Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
2. "Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие". ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005.
5. Байбородова Л. В.Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. –М.: Просвещение, 2013.
6. Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. –М.: Просвещение, 2008
7. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.- Каро, 2017 год
Приложение № 1
Стадии работы над проектом
Стадии работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительной информации Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся |
Планирование | 1. Определение источников информации 2. Определение способов сбора и анализа информации 3. Определение формы отчёта 4. Установление критериев оценки результатов 5. Распределение обязанностей в группе | ||
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент. | Выполняет исследование, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Результаты или выводы | Анализ информации. Формирование выводов. | Анализирует информацию | Наблюдает, советует. |
Защита проектов | Формы: устный, письменный отчёт с демонстрацией материалов. | Отчитываются, обсуждают. | Слушает, задаёт вопросы. |
Рефлексия | Участвует в оценке путём коллективного обсуждения и самооценки. | Оценивает усилия учащихсяся, креативность, качество использования источников, качество отчёта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал не исчерпывающее методическое исследование. а краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...
Метод проектов на уроках истории и обществознания
Метод проектов на уроках истории и обществознания...