Метод проекта на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. I . Введение. Что такое метод проектов. II . Основная часть. 1. Учебный проект. 2. Структура учебного процесса. 3. Стадии работы над проектом. 4. Организация работы над проектом. 5. Виды проектов. 6. Результаты проектной деятельности. III . Заключение. Роль учителя в проектной деятельности. IV . Список литературы.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта Проект — это «пять «П»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятельности). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ). Шестое «П» проекта — его Портфолио ( все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое).
Стадии работы над проектом подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.
Организация работы над проектом 1. Подготовительный - планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов; обсуждение возникших идей ; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
Организация работы над проектом 2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Организация работы над проектом 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): 1.систематизация полученных данных; 2.построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Организация работы над проектом 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Виды проектов: 1 . Классификация проектов по количеству участников И ндивидуальные Парные Групповые 2. Классификация проектов по доминирующей деятельности Исследовательский Информационный Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, погружение в эпоху – урок-суд, повседневная жизнь в эпоху «оттепели», «застоя», «перестройки» и т.д.) Творческий (получение конкретного результата деятельности – разработать туристический маршрут «Путешествие по городу…»; макетный образец крепости) Практико-ориентированный
Виды проектов : 3. Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года.
Виды проектов: 4. Классификация проектов по комплексности (по предметно-содержательной области) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Надпредметные (социальные) проекты.
Примерные результаты проектной деятельности по истории данные социологического опроса; бизнес-план ( « Фирмы в экономике», «Правовые основы предпринимательско 11 класс й деятельности»); электронное учебное пособие; рукописный учебник истории; исторический журнал; законопроект («Законотворческая инициатива»); ролевая игра; письмо в…прошлое (письмо участнику Вов); статья; мультимедийный продукт ; игра; сравнительно-сопоставительный анализ; сценарий ; праздник; костюм; видеофильм; видеоклип; социальная реклама; стенгазета; разработанный маршрут экскурсии; театрализация; справочник; у чебный web -сайт; путеводитель и др.
Роль учителя в проектной деятельности Учитель берет на себя тьютерские функции: разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы; является консультантом на всех этапах проектной деятельности; инициирует появление и развитие проекта, поддерживает «огонь» любознательности в учениках; предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект );
Роль учителя в проектной деятельности помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование; «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь); у читель - координатор всего группового процесса; является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Примеры проектов. История 5 класс - «Находки останков мамонтов на территории России», проект-рисунок «Орудия труда первобытного человека», «Тайны египетских пирамид», « Древнегреческие мифы . В 5-6-х класс - прикладной проект «Наскальная живопись-первая картинная галерея», игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др .
Примеры проектов. История 6 класс - мини-проекты и краткосрочные исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья», «Византийская мозаика, «Сказки тысячи и одной ночи», «Рыцарский замок», «Путешествие по памятным местам средневековых городов», «Экскурсия по древнерусскому городу». 6-7 класс «Символ эпохи» - нарисовать символ раздробленности, опричнины , смуты и т.д. 9 класс - «Человек и война», «Опасность возрождения фашизма», «Тоталитарные режимы в 30-е гг.», «Холодная война», «Культура 1 половины XX в.».
Примеры проектов групповая форма проекта: 10 класс, тема «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы , каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею; индивидуальная форма проекта : работа с документами - «Законотворческая инициатива »; коллективная форма проекта : урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности», «Листая страницы Великой Победы».
Роль проектов в учебном процессе: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности и самостоятельность; о риентирует о бучающихся на самостоятельную деятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Библиографический список: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2005 Брыкова О.В. Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий. – Санкт-Петербург: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания над формированием у обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....
Тема самообразования: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС
Тема самообразования...
Изучение текста на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
В статье описываются формы и методы работы с текстом на уроках истории и обществознания....