Модульная программа "Я, Закон и Порядок"
методическая разработка (10, 11 класс)
Представлена программа по правоведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_zakon_i_poryadok_afonina.docx | 95.74 КБ |
programma_ya_zakon_i_poryadok_afonina.docx | 95.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Я, Закон и Порядок»
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3. Содержание программы
4. Ресурсное обеспечение
5. Список литературы
6. Приложение: «Календарно – тематический план»
Краткая аннотация:
По программе «Я, Закон и Порядок» могут обучаться ученики среднего и старшего звена школы, которые интересуются правовым устройством зации российского общества и намерены получить профессию юридической направленности. Именно поэтому в программе большое место уделено практической деятельности: встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, ветеранами этих организаций, участие в научно практических конференциях школьников, печатание собственных работ в научных сборниках, СМИ.
Обучение по данной программе служит профессиональной ориентации, так как выбор профессии становиться осознанным.
Пояснительная записка
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод.
Реализация данной программы будет способствовать решению задач обучающихся города за счет освоения ими современных правоведческих практик и организации профессиональных проб в правовой сфере. Программа имеет социально – педагогическую направленность и способна решать задачи проектной деятельности обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р)
- Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной № 41деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программа»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ)
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Программа «Я, Закон и порядок» состоит из 4- х автономных модулей: «Права и обязанности граждан российской федерации», «Нормы жизнеустройства общества», «Правонарушения и преступления», « Мораль и нравственность».
Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Актуальность реализации программы объясняется необходимостью воспитания молодого поколения, обладающего гражданской активностью, у которого сформированы навыки ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе, отстаивании собственного права при соблюдении социальных обязанностей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в сочетании методологических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками формирования правовых навыков. В рамках реализации программы создан социально – педагогический кластер, который объединил ресурсы г.о. Кинель (интеллектуальные информационные, кадровые, культурно – досуговые, материально – технические, финансово – экономические) и который позволяет более эффективно осуществлять процесс формирования правовой грамотности обучающихся.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности по праву способствует не только воспитанию личности, но также и задач профессиональной ориентации обучающихся. В связи с этим определяются цели и задачи программы.
Цель программы: воспитание личности, добропорядочной и добросовестной, с высоким уровнем правовой культуры и готовой защищать Закон и Порядок.
Задачи программы:
- Сформировать на ознакомительном уровне систему знаний о правовом устройстве РФ;
- Закрепить уважение к закону, праву, правовым нормам;
- Сформировать активную жизненную позицию относительно защиты правовой системы государства.
Программа ориентирована на учащихся подросткового возраста 14-17 лет, которые проявляют интерес к практической деятельности в области права.
Срок реализации программы –1 год.
Организация образовательного процесса
Методы:
1. Словесный метод;
2. Наглядный метод;
2. Инструктивно-репродуктивный метод;
3. Проблемно-поисковый метод;
4. Индуктивные и дедуктивные методы.
Формы:
1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
2. Практическое занятие, викторина, консультация;
3.Решение проблем с помощью педагога; работа в музеях, архивах, на конференциях;
4. Работа в форме досугового клуба;
5. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся
Формы организации деятельности: по группам.
В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Режим занятий.
Занятия для обучающихся проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от 10 человек
Критерии определения результативности.
Критериями определения результативности являются:
Внешние результаты реализации программы:
- Достижения обучающихся на районных, областных, всероссийских и
международных конкурсах и чтениях;
- Устойчивый интерес к праву;
- Увеличение направленности и разнообразия проектов.
Внутренний результат:
Положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, участие в мероприятиях, решение задач поискового и исследовательского характера.
Формы подведения итогов реализации программы:
Продуктивные: ученические проекты, фестивали, научно – практические конференции, выступления на открытых мероприятиях и т.д.
Документальные: тесты, анкеты, протоколы проведения аттестации обучающихся.
Учебный план ДОП «Я, Закон и Порядок»
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Права и обязанности граждан Российской Федерации | 36 | 17 | 19 |
2 | Нормы жизнеустройства общества | 36 | 18 | 18 |
3 | Правонарушения и преступления | 36 | 16 | 20 |
Итого | 108 | 51 | 57 |
- Модуль «Права и обязанности граждан Российской Федерации»
Цель: формирование системы знаний в области прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, необходимой для воспитания качеств добросовестности и добропорядочности
Задачи:
-сформировать систему знаний:
- о правах гражданина и законных способах их защиты,
- об обязанностях гражданина,
- совершенствовать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых нормах государства,
- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области права.
Учебно - тематический план модуля «Права и обязанности граждан Российской Федерации» (36 час.)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Правоведение как наука. | 1 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование | |
2 | Права граждан РФ | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
3 | Избирательное право и его происхождение | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
4 | Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
5 | Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
6 | Парламентский час на тему «Право граждан России на выбор» | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
7 | Семейное право Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России | 3 | 1 | 2 | Викторина |
8 | Добрачное поведение. Проблема неполных семей. | 4 | 2 | 2 | Анкетирование |
9 | Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя. | 4 | 2 | 2 | Наблюдения, беседа |
10 | Обязанности граждан РФ | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
11 | Воинская обязанность граждан России. Порядок призыва на военную службу | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
12 | Условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
13 | Подготовка и проведение мероприятия «Круг общения» | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
14 | Исследовательская и проектная работа | 5 | 2 | 3 | Презентация проектных работ |
15 | Подведение итогов | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Содержание модуля
Теория. Правоведение как наука. Что изучает правоведение. Источники правоведческих знаний.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.
Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.
Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.
Практика. Экскурсии в городской ЗАГС, в городскую администрацию, организация и проведение Парламентского часа (совместно с отделом молодёжи городской администрации), встречи с работниками военкомата по Кинелю и Кинельскому району, с курсантами военных училищ.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
Приобретение знаний:
- о том, что гражданин России имеет определённые обязанности и права в семье и обществе,
- о законных способах защиты своих прав;
- о различных воинских профессиях и учебных заведениях, где эти профессии можно получить.
Воспитательные:
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;
- закрепление навыков здорового образа жизни и желания стать защитником Отчизны.
Развивающие:
- совершенствование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
2. Модуль «Нормы жизнеустройства общества» (36 час.)
Цель: социализация в гражданском обществе через юридически одобренные нормы жизни
Задачи:
- сформировать систему знаний о многообразии норм жизнеустройства общества,
- совершенствовать навыки доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
- способствовать развитию у обучающихся неприятия насилия, жестокости, терроризма в любом проявлении.
Учебно – тематический план модуля «Нормы жизнеустройства общества»(36 час.)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Социальные нормы | 1 | 1 | Входная диагностика –наблюдение, беседа | |
2 | Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
3 | Социальная стратификация и социальные отношения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
4 | Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
5 | Конфликт и основные способы его разрешения. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
6 | Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
7 | Обычаи и традиции. Нравы и мораль | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
8 | Санкции как регулятор человеческого поведения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
9 | Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность | 4 | 2 | 2 | Анкетирование |
10 | Национальная политика России | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
11 | Духовная жизнь человека в обществе | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | |
12 | Религия и её роль в обществе | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | |
13 | Основные конфессии России. Традиции и радикализм | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
14 | Религиозный терроризм | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, беседа |
15 | Исследовательская и проектная работа | 6 | 2 | 4 | Презентация проектов |
16 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
Итого | 36 | 18 | 18 |
Содержание модуля
Теория. Социальные нормы. Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль. Социальная стратификация и социальные отношения. Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность. Конфликт и основные способы его разрешения.
Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность. Национальная политика России.
Духовная жизнь человека в обществе. Религия и её роль в обществе. Основные конфессии России. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
- Формирование системы , знаний о многообразных нормах организации российского общества, необходимой обучающимся для адаптации в современном мире
Воспитательные:
- формирование личности – носителя ценностей многонациональной страны, с богатыми традициями общежития
Развивающие:
- развитие потребности к коллективной деятельности по пропаганде традиций, морали и духовности народов России.
3. Модуль «Правонарушения и преступления» (36 час.)
Цель: предотвратить правонарушения и преступления со стороны детей и подростков.
Задачи:
- сформировать систему знаний о правонарушениях и преступлениях и о мерах наказания за них,
- привлечь обучающихся к социально – значимой деятельности по распространению юридических знаний среди сверстников с асоциальным поведением для предотвращения правонарушений и преступлений,
- способствовать созданию исследовательских работ обучающихся
и публикации их в журналах, сборниках, СМИ.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура | 2 | 1 | 1 | Входящая диагностика- наблюдение, анкетировани | ||
2 | Равенство перед законом | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения | ||
3 | Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа | ||
4 | Гражданские правонарушения | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | ||
5 | Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. | 3 | 1 | 2 | Бес Педагогические наблюдения еда, | ||
6 | Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних | 2 | 1 | 1 | Беседа, Педагогические наблюдения | ||
7 | Правонарушения и преступления | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения | ||
8 | Правомерное и неправомерное поведение. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | ||
9 | Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
10 | Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетним.и. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения | ||
11 | Исследовательская и проектная деятельность | 8 | 4 | 4 | Защита проектов | ||
12 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 36 | 17 | 19 |
Содержание модуля
Теория. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.
Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетними.
Практика. Встречи с работниками полиции, прокуратуры, посещение заседаний суда. Организация «Круглого стола» с приглашением ветеранов и ныне действующих работников правоохранительных органов, представителями СМИ.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
- формирование системы знаний о правонарушениях и преступлениях, необходимой обучающимся для понимания того, что совершать правонарушения и преступления нельзя, потому что многие профессии требуют безупречной репутации
Воспитательные
- воспитание безусловного уважения к Закону и Порядку
Развивающие
- Овладение современными технологиями создания видеороликов, фотоальбомов правовой направленности.
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое: помещение, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат, видеокамера.
Информационно – методическое:
Дополнительная образовательная программа «Я, Закон и Порядок». Инструмент реализации программы – кластер.
Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Я, Закон и Порядок»». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации подразделений федеральных органов РФ на территории Кинеля, военкомат, полиция, ГИБДД, другое.
Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.
Литература и ресурсы сети Internet:
Для педагога:
- Алексеева А. И. Дидактические материалы. Система права [Электронный ресурс]/ А. И. Алексеева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/02/didakticheskie_materialy.doc (26.09. 2019)
- Бочаров, О.А. Методика преподавания прав человека в школе /О.А. Бочаров. М.: Академия, 2017. 274 с.
- Зарецкий, И.А. Принципы и методы преподавания права в школе /И.А. Зарецкий. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 214 с.
- Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 934 c
- Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"/Сост. Пахомов В.П. - Самара, 2015 - 54 с.
- Пахомов В.П., Сайфутдинова Л.Р. Проект "Гражданин" как эффективное средство развития лидерских качеств детей и подростков в ВДЦ "Орлёнок": Методическое пособие. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2017. – 36 с.
- Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. М.: «Владос», 2015. 197 с.
- Полханова, И.Б. Формирование правового сознания школьника /И.Б. Полханова. М.: Мысль, 2016. 477 с.
Для обучающихся и родителей:
- Исаев, И. А. История отечественного государства и права в вопросах и ответах / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 240 c.
- Пахомов В.П. Социально-образовательный проект "Гражданин":
Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2016. – 51 с
- Материалы научно – практической конференции школьников и студентов «Право, его охрана и защита», АНО ВО Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка». - Самара, 2018-212стр.
Предварительный просмотр:
Программа «Я, Закон и Порядок»
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Учебно – тематический план
3. Содержание программы
4. Ресурсное обеспечение
5. Список литературы
6. Приложение: «Календарно – тематический план»
Краткая аннотация:
По программе «Я, Закон и Порядок» могут обучаться ученики среднего и старшего звена школы, которые интересуются правовым устройством зации российского общества и намерены получить профессию юридической направленности. Именно поэтому в программе большое место уделено практической деятельности: встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, ветеранами этих организаций, участие в научно практических конференциях школьников, печатание собственных работ в научных сборниках, СМИ.
Обучение по данной программе служит профессиональной ориентации, так как выбор профессии становиться осознанным.
Пояснительная записка
Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод.
Реализация данной программы будет способствовать решению задач обучающихся города за счет освоения ими современных правоведческих практик и организации профессиональных проб в правовой сфере. Программа имеет социально – педагогическую направленность и способна решать задачи проектной деятельности обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р)
- Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной № 41деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программа»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242
- «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ)
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Программа «Я, Закон и порядок» состоит из 4- х автономных модулей: «Права и обязанности граждан российской федерации», «Нормы жизнеустройства общества», «Правонарушения и преступления», « Мораль и нравственность».
Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Актуальность реализации программы объясняется необходимостью воспитания молодого поколения, обладающего гражданской активностью, у которого сформированы навыки ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе, отстаивании собственного права при соблюдении социальных обязанностей.
Педагогическая целесообразность программы состоит в сочетании методологических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками формирования правовых навыков. В рамках реализации программы создан социально – педагогический кластер, который объединил ресурсы г.о. Кинель (интеллектуальные информационные, кадровые, культурно – досуговые, материально – технические, финансово – экономические) и который позволяет более эффективно осуществлять процесс формирования правовой грамотности обучающихся.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности по праву способствует не только воспитанию личности, но также и задач профессиональной ориентации обучающихся. В связи с этим определяются цели и задачи программы.
Цель программы: воспитание личности, добропорядочной и добросовестной, с высоким уровнем правовой культуры и готовой защищать Закон и Порядок.
Задачи программы:
- Сформировать на ознакомительном уровне систему знаний о правовом устройстве РФ;
- Закрепить уважение к закону, праву, правовым нормам;
- Сформировать активную жизненную позицию относительно защиты правовой системы государства.
Программа ориентирована на учащихся подросткового возраста 14-17 лет, которые проявляют интерес к практической деятельности в области права.
Срок реализации программы –1 год.
Организация образовательного процесса
Методы:
1. Словесный метод;
2. Наглядный метод;
2. Инструктивно-репродуктивный метод;
3. Проблемно-поисковый метод;
4. Индуктивные и дедуктивные методы.
Формы:
1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
2. Практическое занятие, викторина, консультация;
3.Решение проблем с помощью педагога; работа в музеях, архивах, на конференциях;
4. Работа в форме досугового клуба;
5. Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся
Формы организации деятельности: по группам.
В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.
Режим занятий.
Занятия для обучающихся проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от 10 человек
Критерии определения результативности.
Критериями определения результативности являются:
Внешние результаты реализации программы:
- Достижения обучающихся на районных, областных, всероссийских и
международных конкурсах и чтениях;
- Устойчивый интерес к праву;
- Увеличение направленности и разнообразия проектов.
Внутренний результат:
Положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Способы определения результативности: педагогическое наблюдение, опрос, беседа, участие в мероприятиях, решение задач поискового и исследовательского характера.
Формы подведения итогов реализации программы:
Продуктивные: ученические проекты, фестивали, научно – практические конференции, выступления на открытых мероприятиях и т.д.
Документальные: тесты, анкеты, протоколы проведения аттестации обучающихся.
Учебный план ДОП «Я, Закон и Порядок»
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Права и обязанности граждан Российской Федерации | 36 | 17 | 19 |
2 | Нормы жизнеустройства общества | 36 | 18 | 18 |
3 | Правонарушения и преступления | 36 | 16 | 20 |
Итого | 108 | 51 | 57 |
- Модуль «Права и обязанности граждан Российской Федерации»
Цель: формирование системы знаний в области прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, необходимой для воспитания качеств добросовестности и добропорядочности
Задачи:
-сформировать систему знаний:
- о правах гражданина и законных способах их защиты,
- об обязанностях гражданина,
- совершенствовать навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых нормах государства,
- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области права.
Учебно - тематический план модуля «Права и обязанности граждан Российской Федерации» (36 час.)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Правоведение как наука. | 1 | 1 | Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование | |
2 | Права граждан РФ | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
3 | Избирательное право и его происхождение | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
4 | Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
5 | Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
6 | Парламентский час на тему «Право граждан России на выбор» | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
7 | Семейное право Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России | 3 | 1 | 2 | Викторина |
8 | Добрачное поведение. Проблема неполных семей. | 4 | 2 | 2 | Анкетирование |
9 | Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя. | 4 | 2 | 2 | Наблюдения, беседа |
10 | Обязанности граждан РФ | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
11 | Воинская обязанность граждан России. Порядок призыва на военную службу | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
12 | Условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы. | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
13 | Подготовка и проведение мероприятия «Круг общения» | 2 | 1 | 1 | Наблюдения, беседа |
14 | Исследовательская и проектная работа | 5 | 2 | 3 | Презентация проектных работ |
15 | Подведение итогов | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 36 | 17 | 19 |
Содержание модуля
Теория. Правоведение как наука. Что изучает правоведение. Источники правоведческих знаний.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.
Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.
Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.
Практика. Экскурсии в городской ЗАГС, в городскую администрацию, организация и проведение Парламентского часа (совместно с отделом молодёжи городской администрации), встречи с работниками военкомата по Кинелю и Кинельскому району, с курсантами военных училищ.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
Приобретение знаний:
- о том, что гражданин России имеет определённые обязанности и права в семье и обществе,
- о законных способах защиты своих прав;
- о различных воинских профессиях и учебных заведениях, где эти профессии можно получить.
Воспитательные:
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;
- закрепление навыков здорового образа жизни и желания стать защитником Отчизны.
Развивающие:
- совершенствование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
2. Модуль «Нормы жизнеустройства общества» (36 час.)
Цель: социализация в гражданском обществе через юридически одобренные нормы жизни
Задачи:
- сформировать систему знаний о многообразии норм жизнеустройства общества,
- совершенствовать навыки доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
- способствовать развитию у обучающихся неприятия насилия, жестокости, терроризма в любом проявлении.
Учебно – тематический план модуля «Нормы жизнеустройства общества»(36 час.)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Социальные нормы | 1 | 1 | Входная диагностика –наблюдение, беседа | |
2 | Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
3 | Социальная стратификация и социальные отношения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
4 | Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
5 | Конфликт и основные способы его разрешения. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
6 | Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
7 | Обычаи и традиции. Нравы и мораль | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
8 | Санкции как регулятор человеческого поведения | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
9 | Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность | 4 | 2 | 2 | Анкетирование |
10 | Национальная политика России | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
11 | Духовная жизнь человека в обществе | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | |
12 | Религия и её роль в обществе | 1 | 1 | Наблюдение, беседа | |
13 | Основные конфессии России. Традиции и радикализм | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
14 | Религиозный терроризм | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, беседа |
15 | Исследовательская и проектная работа | 6 | 2 | 4 | Презентация проектов |
16 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
Итого | 36 | 18 | 18 |
Содержание модуля
Теория. Социальные нормы. Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль. Социальная стратификация и социальные отношения. Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность. Конфликт и основные способы его разрешения.
Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность. Национальная политика России.
Духовная жизнь человека в обществе. Религия и её роль в обществе. Основные конфессии России. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
- Формирование системы , знаний о многообразных нормах организации российского общества, необходимой обучающимся для адаптации в современном мире
Воспитательные:
- формирование личности – носителя ценностей многонациональной страны, с богатыми традициями общежития
Развивающие:
- развитие потребности к коллективной деятельности по пропаганде традиций, морали и духовности народов России.
3. Модуль «Правонарушения и преступления» (36 час.)
Цель: предотвратить правонарушения и преступления со стороны детей и подростков.
Задачи:
- сформировать систему знаний о правонарушениях и преступлениях и о мерах наказания за них,
- привлечь обучающихся к социально – значимой деятельности по распространению юридических знаний среди сверстников с асоциальным поведением для предотвращения правонарушений и преступлений,
- способствовать созданию исследовательских работ обучающихся
и публикации их в журналах, сборниках, СМИ.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура | 2 | 1 | 1 | Входящая диагностика- наблюдение, анкетировани | ||
2 | Равенство перед законом | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения | ||
3 | Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения, беседа | ||
4 | Гражданские правонарушения | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | ||
5 | Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. | 3 | 1 | 2 | Бес Педагогические наблюдения еда, | ||
6 | Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних | 2 | 1 | 1 | Беседа, Педагогические наблюдения | ||
7 | Правонарушения и преступления | 2 | 1 | 1 | Педагогические наблюдения | ||
8 | Правомерное и неправомерное поведение. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | ||
9 | Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | 3 | 1 | 2 | Беседа | ||
10 | Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетним.и. | 4 | 2 | 2 | Педагогические наблюдения | ||
11 | Исследовательская и проектная деятельность | 8 | 4 | 4 | Защита проектов | ||
12 | Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | |||
Итого | 36 | 17 | 19 |
Содержание модуля
Теория. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.
Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.
Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетними.
Практика. Встречи с работниками полиции, прокуратуры, посещение заседаний суда. Организация «Круглого стола» с приглашением ветеранов и ныне действующих работников правоохранительных органов, представителями СМИ.
Ожидаемые результаты к концу изучения модуля
Образовательные:
- формирование системы знаний о правонарушениях и преступлениях, необходимой обучающимся для понимания того, что совершать правонарушения и преступления нельзя, потому что многие профессии требуют безупречной репутации
Воспитательные
- воспитание безусловного уважения к Закону и Порядку
Развивающие
- Овладение современными технологиями создания видеороликов, фотоальбомов правовой направленности.
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое: помещение, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат, видеокамера.
Информационно – методическое:
Дополнительная образовательная программа «Я, Закон и Порядок». Инструмент реализации программы – кластер.
Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Я, Закон и Порядок»». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации подразделений федеральных органов РФ на территории Кинеля, военкомат, полиция, ГИБДД, другое.
Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.
Литература и ресурсы сети Internet:
Для педагога:
- Алексеева А. И. Дидактические материалы. Система права [Электронный ресурс]/ А. И. Алексеева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/02/didakticheskie_materialy.doc (26.09. 2019)
- Бочаров, О.А. Методика преподавания прав человека в школе /О.А. Бочаров. М.: Академия, 2017. 274 с.
- Зарецкий, И.А. Принципы и методы преподавания права в школе /И.А. Зарецкий. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 214 с.
- Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 934 c
- Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"/Сост. Пахомов В.П. - Самара, 2015 - 54 с.
- Пахомов В.П., Сайфутдинова Л.Р. Проект "Гражданин" как эффективное средство развития лидерских качеств детей и подростков в ВДЦ "Орлёнок": Методическое пособие. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2017. – 36 с.
- Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. М.: «Владос», 2015. 197 с.
- Полханова, И.Б. Формирование правового сознания школьника /И.Б. Полханова. М.: Мысль, 2016. 477 с.
Для обучающихся и родителей:
- Исаев, И. А. История отечественного государства и права в вопросах и ответах / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 240 c.
- Пахомов В.П. Социально-образовательный проект "Гражданин":
Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2016. – 51 с
- Материалы научно – практической конференции школьников и студентов «Право, его охрана и защита», АНО ВО Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка». - Самара, 2018-212стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"
Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"...
Классный час "Закон и порядок"
Презентация для проведения классных часов "Закон и порядок"...
Командная программа "Закон и порядок"
Тема: Командная программа «Закон и порядок» Цель: Анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей.Задачи:Воспитание правовой культуры школ...
Дополнительная программа "Я, Закон и Порядок"
Методическая разработка преназначена педагогам дополнительного образования правовой наравленности...
ЗАКОН И ПОРЯДОК. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 7 КЛ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) и на основе программы «Внеурочная деятельность школь...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок» для 7 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок»для 7 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Закон и порядок"
Программа внеурочной деятельности разработана для 7 классов....