Модульная программа "Я, Закон и Порядок"
методическая разработка (10, 11 класс)

Афонина Тамара Дмитриевна

Представлена программа по правоведению 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Я, Закон и Порядок»

Оглавление

1.        Пояснительная записка

2.        Учебно – тематический план

3.        Содержание программы

4.        Ресурсное обеспечение

5.        Список литературы

6.        Приложение: «Календарно – тематический план»

Краткая аннотация:

По программе «Я, Закон и Порядок» могут обучаться ученики среднего и старшего звена школы, которые интересуются правовым устройством зации российского общества и намерены получить профессию юридической направленности. Именно поэтому в программе большое место уделено практической деятельности: встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, ветеранами этих организаций, участие в научно практических конференциях школьников, печатание собственных работ в научных сборниках, СМИ.

Обучение по данной программе служит профессиональной ориентации, так как выбор профессии  становиться осознанным.

Пояснительная записка

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод.

Реализация данной программы будет способствовать решению задач обучающихся города за счет  освоения ими современных правоведческих практик  и организации профессиональных проб в правовой сфере.  Программа  имеет социально – педагогическую направленность и способна решать задачи проектной деятельности обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р)
  4. Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  № 41деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-  образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным  программа»
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242
  8. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму                министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ)

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Программа «Я, Закон и порядок» состоит из 4- х автономных модулей: «Права и обязанности граждан российской федерации», «Нормы жизнеустройства общества», «Правонарушения и преступления», « Мораль и нравственность».

Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих  собственных целей и задач.

Актуальность реализации программы объясняется необходимостью воспитания молодого поколения, обладающего гражданской активностью, у которого сформированы навыки ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе, отстаивании собственного права при соблюдении социальных обязанностей.

Педагогическая целесообразность программы состоит в сочетании методологических  подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками формирования правовых навыков. В рамках               реализации программы создан  социально – педагогический кластер, который объединил ресурсы г.о. Кинель (интеллектуальные информационные, кадровые, культурно – досуговые, материально – технические, финансово – экономические) и  который позволяет более эффективно осуществлять процесс формирования правовой грамотности обучающихся.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности по праву способствует не только воспитанию личности, но также и задач профессиональной ориентации обучающихся. В связи с этим определяются цели и задачи программы.

Цель программы: воспитание личности,  добропорядочной и добросовестной,  с  высоким  уровнем  правовой культуры  и готовой защищать Закон и Порядок.

Задачи программы:

  1. Сформировать на ознакомительном уровне систему знаний о правовом устройстве РФ;
  2. Закрепить уважение к закону, праву, правовым нормам;
  3. Сформировать  активную жизненную  позицию относительно защиты правовой системы государства.

Программа ориентирована на учащихся подросткового возраста  14-17 лет, которые проявляют интерес к практической деятельности в области права.

Срок реализации программы –1 год.

Организация образовательного процесса

Методы:

1. Словесный метод;

2. Наглядный метод;

2. Инструктивно-репродуктивный метод;

3. Проблемно-поисковый метод;

4. Индуктивные и дедуктивные методы.

Формы:

1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;

2. Практическое занятие, викторина, консультация;

3.Решение проблем с помощью педагога; работа в музеях, архивах, на конференциях;

4. Работа в форме досугового клуба;

5. Самостоятельная поисковая деятельность   обучающихся

Формы организации деятельности: по группам.

В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.

Режим занятий.

Занятия для обучающихся проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от 10 человек

Критерии определения результативности.

Критериями определения результативности являются:

Внешние результаты реализации программы:

  • Достижения обучающихся   на районных, областных, всероссийских и

международных конкурсах и чтениях;

  • Устойчивый интерес к праву;
  • Увеличение направленности и разнообразия проектов.

Внутренний результат:

Положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Способы  определения   результативности: педагогическое наблюдение, опрос,  беседа, участие в мероприятиях, решение задач поискового и исследовательского  характера.

Формы подведения итогов реализации программы:

Продуктивные: ученические проекты, фестивали, научно – практические конференции, выступления на открытых мероприятиях и т.д.

Документальные: тесты, анкеты, протоколы проведения аттестации обучающихся.

Учебный план  ДОП «Я, Закон и Порядок»

 п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Права  и обязанности граждан Российской Федерации

36

17

19

2

Нормы жизнеустройства общества

36

18

18

3

Правонарушения и преступления

36

16

20

Итого

108

51

57

  1. Модуль «Права  и обязанности граждан Российской Федерации»

Цель: формирование системы знаний в области  прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, необходимой для воспитания качеств добросовестности и добропорядочности

Задачи:

 -сформировать систему знаний:

  • о правах гражданина и законных способах их защиты,
  • об обязанностях гражданина,

- совершенствовать навыки  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых нормах государства,

- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области права.

Учебно -  тематический план модуля «Права  и обязанности граждан Российской Федерации» (36 час.)

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Правоведение как наука.

1

1

Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование

2

Права граждан РФ

2

1

1

Наблюдения, беседа

3

Избирательное право и его происхождение

2

1

1

Наблюдения, беседа

4

Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция

2

1

1

Наблюдения, беседа

5

Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.

2

1

1

Наблюдения, беседа

6

Парламентский час на тему «Право граждан России на выбор»

2

1

1

Наблюдения, беседа

7

Семейное право

Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России

3

1

2

Викторина

8

Добрачное поведение. Проблема неполных семей.

4

2

2

Анкетирование

9

Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.

4

2

2

Наблюдения, беседа

10

Обязанности граждан РФ

2

1

1

Наблюдения, беседа

11

Воинская обязанность граждан России. Порядок призыва на военную службу

2

1

1

Наблюдение, беседа

12

Условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

2

1

1

Наблюдения, беседа

13

Подготовка и проведение мероприятия «Круг общения»

2

1

1

Наблюдения, беседа

14

Исследовательская и проектная работа

5

2

3

Презентация проектных работ

15

Подведение итогов

1

1

Тестирование

Итого

36

17

19

Содержание модуля

 Теория. Правоведение как наука. Что изучает правоведение. Источники правоведческих знаний.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.

Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.

Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

Практика. Экскурсии в городской ЗАГС, в городскую администрацию, организация и проведение Парламентского часа (совместно с отделом молодёжи городской администрации), встречи с работниками военкомата по Кинелю и Кинельскому району, с курсантами военных училищ.

Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 Приобретение знаний:

 - о том, что гражданин России имеет определённые обязанности  и права  в семье и обществе,

- о законных способах защиты своих прав;

 - о различных воинских профессиях и учебных заведениях, где эти профессии можно получить.

Воспитательные:

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;

- закрепление навыков здорового образа жизни и желания стать защитником Отчизны.

Развивающие:

- совершенствование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

2. Модуль «Нормы жизнеустройства общества» (36 час.)

Цель: социализация в гражданском обществе через юридически одобренные нормы жизни

Задачи:

- сформировать систему знаний о многообразии норм жизнеустройства общества,

-  совершенствовать навыки доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

- способствовать развитию у обучающихся неприятия  насилия, жестокости, терроризма в любом проявлении.

Учебно – тематический план модуля «Нормы жизнеустройства общества»(36 час.)

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Социальные нормы

1

1

Входная диагностика –наблюдение, беседа

2

Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль

2

1

1

Наблюдение, беседа

3

Социальная стратификация и социальные отношения

2

1

1

Наблюдение, беседа

4

Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность

2

1

1

Наблюдение, беседа

5

Конфликт и основные способы его разрешения.

2

1

1

Ролевая игра

6

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры

2

1

1

Наблюдение, беседа

7

Обычаи и традиции. Нравы и мораль

2

1

1

Наблюдение, беседа

8

Санкции как регулятор человеческого поведения

2

1

1

Наблюдение, беседа

9

Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность

4

2

2

Анкетирование

10

Национальная политика России

2

1

1

Наблюдение, беседа

11

Духовная жизнь человека в обществе

1

1

Наблюдение, беседа

12

Религия и её роль в обществе

1

1

Наблюдение, беседа

13

Основные  конфессии России. Традиции и радикализм

2

1

1

Наблюдение, беседа

14

Религиозный терроризм

3

1

2

Наблюдение, беседа

15

Исследовательская и проектная работа

6

2

4

Презентация проектов

16

Подведение итогов

2

1

1

Тестирование

Итого

36

18

18

Содержание модуля

Теория. Социальные нормы. Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль. Социальная стратификация и социальные отношения. Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность. Конфликт и основные способы его разрешения.

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность. Национальная политика России.

Духовная жизнь человека в обществе. Религия и её роль в обществе. Основные    конфессии России. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 - Формирование системы , знаний о многообразных нормах организации российского общества, необходимой обучающимся для адаптации в современном мире

Воспитательные:

- формирование личности – носителя ценностей многонациональной страны, с богатыми традициями общежития

Развивающие:

 - развитие потребности к коллективной деятельности по пропаганде традиций, морали и духовности народов России.

3. Модуль «Правонарушения и преступления» (36  час.)

Цель: предотвратить правонарушения и преступления со стороны детей  и подростков.

Задачи:

 - сформировать систему знаний о правонарушениях и преступлениях и о мерах наказания за них,

- привлечь  обучающихся к социально – значимой деятельности по распространению юридических знаний среди  сверстников с  асоциальным поведением для предотвращения правонарушений и преступлений,

- способствовать  созданию исследовательских работ обучающихся

и  публикации их  в журналах, сборниках, СМИ.

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура

2

1

1

Входящая диагностика- наблюдение, анкетировани

2

Равенство перед законом

2

1

1

Педагогические  наблюдения

3

Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.

4

2

2

Педагогические  наблюдения, беседа

4

Гражданские правонарушения

2

1

1

Анкетирование

5

Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.

3

1

2

Бес Педагогические  наблюдения еда,

6

Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

2

1

1

Беседа, Педагогические  наблюдения

7

Правонарушения и преступления

2

1

1

Педагогические  наблюдения

8

Правомерное и неправомерное поведение.

2

1

1

Анкетирование

9

Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

3

1

2

Беседа

10

Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетним.и.

4

2

2

Педагогические  наблюдения

11

Исследовательская и проектная деятельность

8

4

4

Защита проектов

12

Подведение  итогов

2

1

1

Итого

36

17

19

Содержание модуля

 Теория. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.

 Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

 Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетними.

Практика. Встречи с работниками   полиции, прокуратуры, посещение заседаний суда. Организация «Круглого стола» с приглашением ветеранов и ныне действующих работников правоохранительных органов, представителями СМИ.

 Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 - формирование системы  знаний о правонарушениях и преступлениях, необходимой обучающимся для понимания того, что  совершать правонарушения и преступления нельзя, потому что многие профессии требуют безупречной репутации

Воспитательные

- воспитание безусловного уважения к Закону и Порядку

Развивающие

- Овладение современными технологиями  создания видеороликов, фотоальбомов правовой направленности.

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое: помещение, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат, видеокамера.

Информационно – методическое:

Дополнительная образовательная программа «Я, Закон и Порядок». Инструмент реализации программы – кластер.

Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Я, Закон и Порядок»». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации подразделений федеральных органов РФ на территории Кинеля, военкомат, полиция, ГИБДД, другое.

Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.

Литература и ресурсы сети Internet:

Для педагога:

  1. Алексеева А.  И.   Дидактические материалы. Система права [Электронный ресурс]/ А. И. Алексеева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/02/didakticheskie_materialy.doc (26.09. 2019)
  2. Бочаров, О.А. Методика преподавания прав человека в школе /О.А. Бочаров. М.: Академия, 2017. 274 с.
  3. Зарецкий, И.А. Принципы и методы преподавания права в школе /И.А. Зарецкий. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 214 с.
  4. Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 934 c
  5. Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"/Сост. Пахомов В.П. - Самара, 2015 - 54 с.
  6. Пахомов В.П., Сайфутдинова Л.Р. Проект "Гражданин" как эффективное средство развития лидерских качеств детей и подростков в ВДЦ "Орлёнок": Методическое пособие. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2017. – 36 с.
  7. Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. М.: «Владос», 2015. 197 с.
  8. Полханова, И.Б. Формирование правового сознания школьника /И.Б. Полханова. М.: Мысль, 2016. 477 с.

Для обучающихся и  родителей:

  1. Исаев, И. А. История отечественного государства и права в вопросах и ответах / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 240 c.
  1. Пахомов В.П. Социально-образовательный проект "Гражданин":

Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2016. – 51 с

  1. Материалы научно – практической конференции школьников и студентов «Право, его охрана и защита», АНО ВО Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка». - Самара, 2018-212стр.



Предварительный просмотр:

Программа «Я, Закон и Порядок»

Оглавление

1.        Пояснительная записка

2.        Учебно – тематический план

3.        Содержание программы

4.        Ресурсное обеспечение

5.        Список литературы

6.        Приложение: «Календарно – тематический план»

Краткая аннотация:

По программе «Я, Закон и Порядок» могут обучаться ученики среднего и старшего звена школы, которые интересуются правовым устройством зации российского общества и намерены получить профессию юридической направленности. Именно поэтому в программе большое место уделено практической деятельности: встречи с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, ветеранами этих организаций, участие в научно практических конференциях школьников, печатание собственных работ в научных сборниках, СМИ.

Обучение по данной программе служит профессиональной ориентации, так как выбор профессии  становиться осознанным.

Пояснительная записка

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод.

Реализация данной программы будет способствовать решению задач обучающихся города за счет  освоения ими современных правоведческих практик  и организации профессиональных проб в правовой сфере.  Программа  имеет социально – педагогическую направленность и способна решать задачи проектной деятельности обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – Ф 3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р);
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р)
  4. Приказ Министерства Просвещения России от 9.11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  № 41деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41»Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-  образовательных организаций «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08. 2019 г. № 262 од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным  программа»
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18. 11. 2015 № 09- 3242
  8. «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму                министерства образования и науки Самарской области № МО-16-09-01/826 ТУ)

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Программа «Я, Закон и порядок» состоит из 4- х автономных модулей: «Права и обязанности граждан российской федерации», «Нормы жизнеустройства общества», «Правонарушения и преступления», « Мораль и нравственность».

Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих  собственных целей и задач.

Актуальность реализации программы объясняется необходимостью воспитания молодого поколения, обладающего гражданской активностью, у которого сформированы навыки ориентации в различных жизненных ситуациях, в том числе, отстаивании собственного права при соблюдении социальных обязанностей.

Педагогическая целесообразность программы состоит в сочетании методологических  подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики с современными методиками формирования правовых навыков. В рамках               реализации программы создан  социально – педагогический кластер, который объединил ресурсы г.о. Кинель (интеллектуальные информационные, кадровые, культурно – досуговые, материально – технические, финансово – экономические) и  который позволяет более эффективно осуществлять процесс формирования правовой грамотности обучающихся.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы социально – педагогической направленности по праву способствует не только воспитанию личности, но также и задач профессиональной ориентации обучающихся. В связи с этим определяются цели и задачи программы.

Цель программы: воспитание личности,  добропорядочной и добросовестной,  с  высоким  уровнем  правовой культуры  и готовой защищать Закон и Порядок.

Задачи программы:

  1. Сформировать на ознакомительном уровне систему знаний о правовом устройстве РФ;
  2. Закрепить уважение к закону, праву, правовым нормам;
  3. Сформировать  активную жизненную  позицию относительно защиты правовой системы государства.

Программа ориентирована на учащихся подросткового возраста  14-17 лет, которые проявляют интерес к практической деятельности в области права.

Срок реализации программы –1 год.

Организация образовательного процесса

Методы:

1. Словесный метод;

2. Наглядный метод;

2. Инструктивно-репродуктивный метод;

3. Проблемно-поисковый метод;

4. Индуктивные и дедуктивные методы.

Формы:

1. Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;

2. Практическое занятие, викторина, консультация;

3.Решение проблем с помощью педагога; работа в музеях, архивах, на конференциях;

4. Работа в форме досугового клуба;

5. Самостоятельная поисковая деятельность   обучающихся

Формы организации деятельности: по группам.

В объединение принимаются все желающие, специального отбора не производится.

Режим занятий.

Занятия для обучающихся проводятся согласно расписания. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Наполняемость одной группы предусматривает численность группы от 10 человек

Критерии определения результативности.

Критериями определения результативности являются:

Внешние результаты реализации программы:

  • Достижения обучающихся   на районных, областных, всероссийских и

международных конкурсах и чтениях;

  • Устойчивый интерес к праву;
  • Увеличение направленности и разнообразия проектов.

Внутренний результат:

Положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Способы  определения   результативности: педагогическое наблюдение, опрос,  беседа, участие в мероприятиях, решение задач поискового и исследовательского  характера.

Формы подведения итогов реализации программы:

Продуктивные: ученические проекты, фестивали, научно – практические конференции, выступления на открытых мероприятиях и т.д.

Документальные: тесты, анкеты, протоколы проведения аттестации обучающихся.

Учебный план  ДОП «Я, Закон и Порядок»

 п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Права  и обязанности граждан Российской Федерации

36

17

19

2

Нормы жизнеустройства общества

36

18

18

3

Правонарушения и преступления

36

16

20

Итого

108

51

57

  1. Модуль «Права  и обязанности граждан Российской Федерации»

Цель: формирование системы знаний в области  прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, необходимой для воспитания качеств добросовестности и добропорядочности

Задачи:

 -сформировать систему знаний:

  • о правах гражданина и законных способах их защиты,
  • об обязанностях гражданина,

- совершенствовать навыки  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых нормах государства,

- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса к исследовательской и проектной деятельности в области права.

Учебно -  тематический план модуля «Права  и обязанности граждан Российской Федерации» (36 час.)

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Правоведение как наука.

1

1

Входящая диагностика – наблюдение, анкетирование

2

Права граждан РФ

2

1

1

Наблюдения, беседа

3

Избирательное право и его происхождение

2

1

1

Наблюдения, беседа

4

Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция

2

1

1

Наблюдения, беседа

5

Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.

2

1

1

Наблюдения, беседа

6

Парламентский час на тему «Право граждан России на выбор»

2

1

1

Наблюдения, беседа

7

Семейное право

Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России

3

1

2

Викторина

8

Добрачное поведение. Проблема неполных семей.

4

2

2

Анкетирование

9

Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.

4

2

2

Наблюдения, беседа

10

Обязанности граждан РФ

2

1

1

Наблюдения, беседа

11

Воинская обязанность граждан России. Порядок призыва на военную службу

2

1

1

Наблюдение, беседа

12

Условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

2

1

1

Наблюдения, беседа

13

Подготовка и проведение мероприятия «Круг общения»

2

1

1

Наблюдения, беседа

14

Исследовательская и проектная работа

5

2

3

Презентация проектных работ

15

Подведение итогов

1

1

Тестирование

Итого

36

17

19

Содержание модуля

 Теория. Правоведение как наука. Что изучает правоведение. Источники правоведческих знаний.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум, Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод человека.

Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей, семья и брак. Демографическая политика России. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные отношения. Права потребителя.

Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

Практика. Экскурсии в городской ЗАГС, в городскую администрацию, организация и проведение Парламентского часа (совместно с отделом молодёжи городской администрации), встречи с работниками военкомата по Кинелю и Кинельскому району, с курсантами военных училищ.

Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 Приобретение знаний:

 - о том, что гражданин России имеет определённые обязанности  и права  в семье и обществе,

- о законных способах защиты своих прав;

 - о различных воинских профессиях и учебных заведениях, где эти профессии можно получить.

Воспитательные:

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;

- закрепление навыков здорового образа жизни и желания стать защитником Отчизны.

Развивающие:

- совершенствование навыков поисковой и исследовательской деятельности.

2. Модуль «Нормы жизнеустройства общества» (36 час.)

Цель: социализация в гражданском обществе через юридически одобренные нормы жизни

Задачи:

- сформировать систему знаний о многообразии норм жизнеустройства общества,

-  совершенствовать навыки доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,

- способствовать развитию у обучающихся неприятия  насилия, жестокости, терроризма в любом проявлении.

Учебно – тематический план модуля «Нормы жизнеустройства общества»(36 час.)

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Социальные нормы

1

1

Входная диагностика –наблюдение, беседа

2

Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль

2

1

1

Наблюдение, беседа

3

Социальная стратификация и социальные отношения

2

1

1

Наблюдение, беседа

4

Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность

2

1

1

Наблюдение, беседа

5

Конфликт и основные способы его разрешения.

2

1

1

Ролевая игра

6

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры

2

1

1

Наблюдение, беседа

7

Обычаи и традиции. Нравы и мораль

2

1

1

Наблюдение, беседа

8

Санкции как регулятор человеческого поведения

2

1

1

Наблюдение, беседа

9

Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность

4

2

2

Анкетирование

10

Национальная политика России

2

1

1

Наблюдение, беседа

11

Духовная жизнь человека в обществе

1

1

Наблюдение, беседа

12

Религия и её роль в обществе

1

1

Наблюдение, беседа

13

Основные  конфессии России. Традиции и радикализм

2

1

1

Наблюдение, беседа

14

Религиозный терроризм

3

1

2

Наблюдение, беседа

15

Исследовательская и проектная работа

6

2

4

Презентация проектов

16

Подведение итогов

2

1

1

Тестирование

Итого

36

18

18

Содержание модуля

Теория. Социальные нормы. Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль. Социальная стратификация и социальные отношения. Социальное и протестное движения. Их характеристика и масштабность. Конфликт и основные способы его разрешения.

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодёжные группы, их поведение и ответственность. Национальная политика России.

Духовная жизнь человека в обществе. Религия и её роль в обществе. Основные    конфессии России. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 - Формирование системы , знаний о многообразных нормах организации российского общества, необходимой обучающимся для адаптации в современном мире

Воспитательные:

- формирование личности – носителя ценностей многонациональной страны, с богатыми традициями общежития

Развивающие:

 - развитие потребности к коллективной деятельности по пропаганде традиций, морали и духовности народов России.

3. Модуль «Правонарушения и преступления» (36  час.)

Цель: предотвратить правонарушения и преступления со стороны детей  и подростков.

Задачи:

 - сформировать систему знаний о правонарушениях и преступлениях и о мерах наказания за них,

- привлечь  обучающихся к социально – значимой деятельности по распространению юридических знаний среди  сверстников с  асоциальным поведением для предотвращения правонарушений и преступлений,

- способствовать  созданию исследовательских работ обучающихся

и  публикации их  в журналах, сборниках, СМИ.

п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура

2

1

1

Входящая диагностика- наблюдение, анкетировани

2

Равенство перед законом

2

1

1

Педагогические  наблюдения

3

Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.

4

2

2

Педагогические  наблюдения, беседа

4

Гражданские правонарушения

2

1

1

Анкетирование

5

Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.

3

1

2

Бес Педагогические  наблюдения еда,

6

Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

2

1

1

Беседа, Педагогические  наблюдения

7

Правонарушения и преступления

2

1

1

Педагогические  наблюдения

8

Правомерное и неправомерное поведение.

2

1

1

Анкетирование

9

Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

3

1

2

Беседа

10

Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетним.и.

4

2

2

Педагогические  наблюдения

11

Исследовательская и проектная деятельность

8

4

4

Защита проектов

12

Подведение  итогов

2

1

1

Итого

36

17

19

Содержание модуля

 Теория. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом Административные правонарушения. Виды административного правонарушения и административные взыскания.

 Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

 Цель и задачи профилактической работы сотрудников внутренних дел с несовершеннолетними.

Практика. Встречи с работниками   полиции, прокуратуры, посещение заседаний суда. Организация «Круглого стола» с приглашением ветеранов и ныне действующих работников правоохранительных органов, представителями СМИ.

 Ожидаемые результаты к концу  изучения   модуля

Образовательные:

 - формирование системы  знаний о правонарушениях и преступлениях, необходимой обучающимся для понимания того, что  совершать правонарушения и преступления нельзя, потому что многие профессии требуют безупречной репутации

Воспитательные

- воспитание безусловного уважения к Закону и Порядку

Развивающие

- Овладение современными технологиями  создания видеороликов, фотоальбомов правовой направленности.

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое: помещение, столы и стулья для каждого обучающегося, бумага для записей, папки с файлами для хранения записей и фотографий, электронные носители информации, фотоаппарат, видеокамера.

Информационно – методическое:

Дополнительная образовательная программа «Я, Закон и Порядок». Инструмент реализации программы – кластер.

Кластер включает в себя субъекты образовательного процесса, взаимодействие с которыми обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Я, Закон и Порядок»». Это: родители обучающихся, школы, городские библиотеки, архивы, музеи, ветеранские организации подразделений федеральных органов РФ на территории Кинеля, военкомат, полиция, ГИБДД, другое.

Кластер – это объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно – досуговых, материально – технических, финансово – экономических), которое позволяет более эффективно осуществлять процесс обучения.

Литература и ресурсы сети Internet:

Для педагога:

  1. Алексеева А.  И.   Дидактические материалы. Система права [Электронный ресурс]/ А. И. Алексеева. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/02/didakticheskie_materialy.doc (26.09. 2019)
  2. Бочаров, О.А. Методика преподавания прав человека в школе /О.А. Бочаров. М.: Академия, 2017. 274 с.
  3. Зарецкий, И.А. Принципы и методы преподавания права в школе /И.А. Зарецкий. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 214 с.
  4. Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 934 c
  5. Методика социально-образовательного проекта "Гражданин"/Сост. Пахомов В.П. - Самара, 2015 - 54 с.
  6. Пахомов В.П., Сайфутдинова Л.Р. Проект "Гражданин" как эффективное средство развития лидерских качеств детей и подростков в ВДЦ "Орлёнок": Методическое пособие. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2017. – 36 с.
  7. Певцова, Е.А. Теория и методика преподавания права / Е.А. Певцова. М.: «Владос», 2015. 197 с.
  8. Полханова, И.Б. Формирование правового сознания школьника /И.Б. Полханова. М.: Мысль, 2016. 477 с.

Для обучающихся и  родителей:

  1. Исаев, И. А. История отечественного государства и права в вопросах и ответах / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 240 c.
  1. Пахомов В.П. Социально-образовательный проект "Гражданин":

Учебное пособие для школьников. – Самара: Изд-во "НТЦ", 2016. – 51 с

  1. Материалы научно – практической конференции школьников и студентов «Право, его охрана и защита», АНО ВО Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка». - Самара, 2018-212стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"

Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"...

Классный час "Закон и порядок"

Презентация для проведения классных часов "Закон и порядок"...

Командная программа "Закон и порядок"

Тема: Командная программа «Закон и порядок»  Цель: Анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей.Задачи:Воспитание правовой культуры школ...

Дополнительная программа "Я, Закон и Порядок"

Методическая разработка преназначена педагогам дополнительного образования правовой наравленности...

ЗАКОН И ПОРЯДОК. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 7 КЛ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) и на основе программы «Внеурочная деятельность школь...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок» для 7 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Закон и порядок»для 7 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Закон и порядок"

Программа внеурочной деятельности разработана для 7 классов....