Активизация мыслительной деятельности на уроках и во внеурочное время
статья (7, 8, 9 класс)

Сливина Лариса Ивановна

Вашему вниманию предлагается презентация и мое выступление на педагогическом совете на тему "Активизация мыслительной деятельности учащися на уроках и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx54.09 КБ
Файл pedsovet_okt_2019.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление Сливина Л.И. 31.10.2019

Активизация мыслительной деятельности на уроках и во внеурочное время

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Как вы думаете, кто это сказал? Да, нам кажется, что это сказано о современных учениках, но это сказал древнегреческий философ Сократ,  живший в V в. до н. э. Каждое поколение, так или иначе, недовольно поступками, которые совершает молодежь. Почему так происходит? Мы наблюдаем за подростками: за их манерой разговаривать, одеваться, совершать хорошие плохие поступки. Нам кажется, что у нашего общества нет будущего. И это, отчасти,  справедливо. По результатам опроса школьников: «Как они проводят свое личное время?», опубликованным на сайте https://studwood.ru/630511/sotsiologiya/sotsialnyy_opros_temu_organizatsiya_dosuga_sovremennoy_molodezhi были получены следующие неутешительные результаты.

Ответы школьников

Как мы видим школьники в 69%  свободного времени проводят в общении или интернете, остальное время распределилось между занятием спортом, чтением книг и телевизором. Практически ничтожная часть школьников посещает секции/ кружки.  Таким образом, можно сделать вывод, что личный опыт будущих кадет чрезвычайно ограничен.

Академик А. С. Белкин ввел в педагогику два термина «опыт жизни» и «жизненный опыт». И если «опыт жизни»представляет собой весь массив информации, которая окружает любого из нас, то «жизненный опыт»-   часть информации, которой пользуется человек.

Задача нашего корпуса  - помочь в формировании  жизненного опыта кадета. Изменить распределение свободного времени кадет, ввести в него больше деятельностной составляющей.

Мыслительный процесс начинается с потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Для возникновения интеллектуальной потребности необходимо наличие двух условий: умение отделить новое, необычное от известного и стремление узнать, понять, раскрыть это новое и неизвестное. Существенное значение для возникновения мыслительного процесса имеет интерес человека к тому новому, неизвестному, что он подметил в окружающей действительности. Активность оказывает положительное влияние не только на процесс мышления, но она отражается также на процессах запоминания. Знания, полученные на основе активного мышления, усваиваются детьми значительно быстрее и сохраняются дольше, чем при запоминании со слов учителя. Поэтому необходимо соблюдать следующие условия: Ученики должны не просто запоминать сумму знаний, а прежде всего осмыслить изучаемый материал на основе сравнения главных и второстепенных признаков, обобщения основных признаков наблюдаемых явлений. Не называть и не объяснять детям того, что они могут увидеть и понять сами.
Активизация мыслительной деятельности процесс побуждения кадет к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.  Для этого мы имеем большой арсенал педагогических методов:

Чтобы активизировать мыслительную деятельность кадет, нужно воздействовать на различные органы чувств используя для этого наглядные средства.

Мы проводим уроки, беседы, классные часы и родительские собрания с их помощью, но их арсенал можно расширять бесконечно.

Примеры заданий  на уроках с помощью интерактивной панели.

Найдется место наглядности и на самоподготовке.

 


Литература
Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н., Губарева Е. Г. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках математики [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12857/ (дата обращения: 31.10.2019).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация мыслительной деятельности на уроках и во внеурочное время Выступление на педагогическом совете 31 октября 2019

Слайд 2

Кто это сказал? «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей» Древнегреческий философ Сократ, V в. до н. э.

Слайд 3

Ответы на вопрос «Укажите, чем Вы занимаетесь в свободное время» https://studwood.ru/630511/sotsiologiya/sotsialnyy_opros_temu_organizatsiya_dosuga_sovremennoy_molodezhi

Слайд 4

Из чего состоит личный опыт будущего кадета? Занятие спортом 4 Общение в Интернете 1 Общение с друзьями 2 Просмотр фильмов 3 Чтение книг 5 68% 14% 12% 6%

Слайд 5

«Опыт жизни» и «жизненный опыт» Жизненный опыт - часть информации, которой пользуется человек. Задача нашего корпуса - помочь в формировании жизненного опыта кадета. Академик А. С. Белкин

Слайд 6

Определение Активизация мыслительной деятельности процесс побуждения кадет к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Слайд 7

Методы обучения

Слайд 8

Чтобы активизировать мыслительную деятельность кадет, нужно воздействовать на различные органы чувств.

Слайд 9

Наглядные средства обучения в корпусе

Слайд 10

Использование наглядных средств для проведения бесед, классных часов

Слайд 11

Примеры заданий на уроках с помощью интерактивной панели Изучение и объяснение природных явлений с помощью учебных видеофильмов 4 Построение графиков функций (алгебра) – программа Изучение программирования (информатика)- среды исполнителей 1 Изучение тем по физике, биологии, химии - программы 2 Защита проектных и исследовательских работ кадет - презентации 3 Подбор видео, фото для организация дискуссии 5 4

Слайд 12

Чем заняться кадетам на самоподготовке? выполнять задания на самоподготовке; проверять устные ответы товарищей; проверять письменные работы товарищей; объяснять более слабым кадетам непонятные места; принимать участие в интеллектуальных и спортивных соревнованиях; выполнять проектные и исследовательские работы.

Слайд 13

«Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.» Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

"Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания"

В статье приводится материала рассказывающий о приёмах работы по активизации мыслительной деятельности на уроках истории...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Презентация разделена в 4 архива так как содержит много рисунков и анимационные эффекты.Презентация подготовлена для выступлении на МО учителей в школе по теме: "Активизация мыслительной деятельности ...

«Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»

Цель: ознакомление учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на урокеЗадачи:Рассказать об активизации познавательной деятельности при помощи педагогических технол...