"Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания"
статья по истории (7 класс) по теме

Коноплянникова Елена Владимировна

В статье приводится материала рассказывающий о приёмах работы по активизации мыслительной деятельности на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_myslitelnoy_deyatelnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Коноплянникова Елена Владимировна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Старощербаковская средняя общеобразовательная школа, учитель истории и обществознания, Новосибирская область

Аннотация

В данной статье рассказывается о приёмах активизации мыслительной деятельности на уроках истории. Особое внимание уделяется использованию «Альтернативных ситуаций» при изучении истории.

Многие учителя истории, методисты ищут пути и способы совершенствования преподавания истории.

Традиционные методы обучения: объяснение нового материала, изучение его дома по учебнику и проведение опроса на следующем уроке не представляет интереса не для учащихся не для учителя.

С целью привития интереса учащихся к предмету стремлюсь к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся, формировало у них потребность в знаниях. Мне представляется несомненным, что эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда учитель использует разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительным кажутся те формы, которые принято называть активными и  которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На своих уроках я охотно использую такие виды учебной деятельности, как составление тезисов и конспектов, решение и составление кроссвордов, викторины, рассказы на заданную тему, дискуссии, решение проблемных и логических задач, составление таблиц, подготовка и защита проектов. Использую информационно-коммуникативные технологии (презентации, интерактивную доску).

Нестандартная комбинация разных форм работы помогает обучающимся усвоить наиболее трудные темы, связанные с культурой и историей хозяйства. Например, при изучении темы «Расцвет эллинской культуры в V-IV вв до н.э.» в 5 классе провожу такие уроки, как Древнегреческий театр урок- инсценировка.  Наука и школа в Древней Греции- урок-игра. Олимпийские игры урок- репортаж. Итоговые занятия: урок-викторина с использованием кроссвордов, чайнвордов, головоломок, которые дети  придумывают и составляют сами.

Одним, из активных методов обучения истории является использование на уроках «альтернативных ситуаций». Слово «альтернатива» понимается как выбор одного из двух или нескольких вариантов, осмысление «альтернативных ситуаций»- одна из форм проблемного обучения.

В обобщённом виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: создание ситуации выбора- уяснение её сущности обучающимися , их анализа и оценка в соответствии с избранными критериями, аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме- анализ результата работы школьников учителем.

    В курсе истории отечества 10 класса обучающиеся получают представление о том, как осуществляется выбор путей развития страны. На уроке «Объединение земель в Российское централизованное  государство» изучается вопрос о присоединении Новгорода к Москве. На уроке организуется ролевая игра: школьникам- «новгородцам» сообщается, что на их город движется войско Ивана III с целью присоединения Новгорода к Московскому государству, жителям необходимо собраться на вече. Часть учащихся должна смоделировать различные позиции горожан. Одна группа оценивает аргументы спорящих сторон и объясняет своё отношение к исторической ситуации. В конце занятия с учащимися обсуждаются вопросы: как бы сложилась судьба Новгорода , если бы его жители одержали победу в битве при р. Шелони? Какие факторы предопредели исход событий? В чём сила и слабость Новгородцев? При изучении темы «Падение крепостного права» , «Буржуазные реформы 60-70- х годов 19 века» в 8 классе имеется возможность углубить представления обучающихся о том, когда же возникает ситуация исторического выбора. При изложении причин преобразований в стране даётся задание: проекты отмены крепостного права существовали уже во времена правлений Александра I и Николая I почему реформы осуществляются только во второй половине 19 века? Когда историческая альтернатива встаёт на повестку дня? Трём группам учащихся предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвёртая группа- «правительство» должно выбрать приемлемый для нее проект и обосновать своё решение. Пятая группа «эксперты» даёт анализ условий, при которых возможно принятие каждого из трёх проектов, оценивает правильность изложения позиций по группам и «правительственный» выбор. В процессе беседы школьники уясняют, что на исход событий помимо объективных экономических факторов влияет расстановка политических руководителей государства и их оппонентов.

В 11 классе при осмыслении «альтернативных ситуаций» увеличивается степень самостоятельности обучающихся, расширяется и теоретическая база для анализа.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972 г.

2.   Грамозда В.Г. Альтернативы в истории.// Преподавание истории в школе. №5, 1991 г.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003 г.

4. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории.

// Преподавание истории в школе. №1,1993 г.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

 М., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

О применении различных приёмов, с помощью которых можно активизировать мыслительную деятельность учащихся....

Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта

Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....

Доклад «Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках истории»

Данная работа посвящена проблеме активизации познавательной и мыслительной деятельности школьников, а также изложен опыт работы по данной теме....

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Ассоциативные методы коллективной мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем обр...