Подготовка к ОГЭ сжатое изложение
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_napisat_szhatoe_izlozhenie.docx | 32.19 КБ |
szhatoe_izlozhenie_primer_kniga.doc | 89 КБ |
szhatoe_izlozhenie_po_buninu_kostsy_konspekt_uroka.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ "СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ"?
Прежде чем приступить к объяснению понятия "сжатое изложение", выясним, что представляет собой вообще изложение.
Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений - подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.
Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.
Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.
Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся - уловить и кратко, без лишней "воды", сформулировать основную суть текста.
Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.
КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.
1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.
2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.
3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.
4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).
5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соедините записанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.
6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: "О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.
8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
9. Составьте план текста. Краткий, развернутый - на ваше усмотрение. Главная функция плана - помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.
10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.
11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.
12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:
- лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);
- лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).
Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац - 1 микротема.
Объем сжатого изложения - не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.
Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
- ИСКЛЮЧЕНИЕ.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
- ОБОБЩЕНИЕ
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
!!! *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
- УПРОЩЕНИЕ
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
- заменить однородные члены обобщающим словом,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.
До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.
(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)
Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
- замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия.
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема: «Практикум по написанию сжатого изложения. (Подготовка к ОГЭ)»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
Цели урока:
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
- выделение главной и второстепенной информацию;
- сжатие текста разными способами;
- запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
2.Погружение в тему урока.
- Что такое сжатое изложение.
- Какими способами мы можем сжать текст? ( слайды 2,3,4,5)
ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей | ОБОБЩЕНИЕ конкретных, единичных явлений | УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур |
- исключение повторов слов или словосочетаний - исключение одного или нескольких из синонимов - исключение уточняющих и поясняющих конструкций - исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения; - исключение одного или нескольких предложений - исключение предложений с описаниями и рассуждениями | - замена однородных членов обобщающим наименованием - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
| - слияние нескольких предложений в одно - замена предложения или его части указательным местоимением - замена сложноподчиненного предложения простым - замена фрагмента предложения синонимичным выражением |
Формирование целей и задач.
- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по теме у
- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. ( слайд 6)
- Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения.
4. Оформляем страницу в рабочей тетради.
- Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
- Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 7)
- Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
- Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
- Что такое идея текста?
Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
-Что такое микротема? (слайд 8)
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 6)
На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь. Книга – воспитатель. Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой.
В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. А уроки истории, запечатленные в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего. Книга – помощник, когда мы работаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней, - верный друг .
Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? Конечно, нет! Значит, нельзя исчерпать и тему «книга». Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. Тема «книга» принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. Из него можно только зачерпнуть. Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан.
(По С. Львову) 189 слов
6.Беседа по тексту.
- О чём этот текст?
- Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
- 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
- Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы,
подчеркните самые важные, ключевые слова .
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
( слайд 8)
1 абзац – Книга сопровождает человека всю его жизнь.
2 абзац – В книге запечатлены уроки истории и подвиги наших далеких и близких предков.
3 абзац – Тема «книга» неисчерпаема, потому что нельзя исчерпать тему знания, поисков истины и красоты.
- Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
- После того, как вы, пользуясь поэтапной инструкцией, написали полное изложение, приступайте к его сжатию.
- Рассмотрим подробно способы компрессии на примере каждой микротемы данного текста. Первая микротема
Отрывок исходного текста | Исключение | Обобщение и замена |
На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге | Местоимение всей несет дополнительную смысловую нагрузку в предложении, поэтому словосочетание на протяжении жизни понятно и без этого слова. | Сочетание на протяжении всей жизни можно заменить более кратким всю жизнь. |
С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. | В этом предложении из двух сказуемых можно выбрать одно. В контексте они воспринимаются как синонимы. Можно «пожертвовать» местоимениями нас и самих. | С детских лет – с детства. Кроме того, можно объединить первое и второе предложения : На протяжении всей жизни обращаясь к книге, мы учимся понимать окружающий мир и самих себя. |
Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь. | Исключенный причастный оборот вовремя прочитанная, конечно, лишает предложение определенной конкретности, однако в здании нас просят передать главное содержание. Можно исключить слово случается и оформить сказуемые как однородные члены предложения. | Фрагмент предложения «книга» подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь может выглядеть так : «книга» помогает выбрать профессию или жизненный путь. |
Книга – воспитатель. | Предложения не подлежит компрессии, т.к. содержит важную для понимания текста в целом мысль. | |
Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. | Здесь можно использовать несколько вариантов сокращения. Во-первых, можно выбрать одно из сказуемых, в зависимости от ваших содержательных акцентов. Во-вторых, можно сократить однородный ряд при втором сказуемом, также выбрав более важную (или понятную), на ваш взгляд, информацию. В-третьих, можно сократить часть главного и придаточное предложение: против того, что счастью мешает. | Замена: во имя – за, для Здесь также возможна замена фрагмента направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что мешает на сокращенный: направила их на путь борьбы за торжество этих идей, за счастье людей |
Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой. | Словосочетание «славные дела» само по себе имеет некий позитивный смысл, поэтому такие смысловые уточнения, как во имя мира и прогресса, можно сократить. Кроме этого, можно убрать одно из двух сказуемых прошедшего и будущего времени, причем целесообразно оставить второе, т. к оно показывает незаконченность действия, то есть действие становится постоянным. |
Вторая микротема
Отрывок исходного текста | Исключение | Обобщение и замена |
В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. | Из предложения можно убрать второе дополнение и наших отцов. В широком смысле слова к предкам относятся родственники и дальние, и близкие по времени. | Можно объединить это и следующее предложение. Вот как это может выглядеть : В книге увековечены подвиги наших предков, уроки истории учат нас понимать прошлое, настоящее и будущее. |
А уроки истории, запечатленные в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего. | Причастный оборот запечатлённые в книгах можно опустить, т.к. контекст подсказывает, какие именно уроки истории – те, что помещены в книгах. Как и в первой микротеме , можем посоветовать выбрать одно из двух сказуемых – знать или понимать. | |
Книга - помощник, когда мы работаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик , а для того, кто умеет дружить с ней, -верный друг | Из всех определений книги можно оставить меньше перечисленных, например, пожертвовать характеристиками развлечение или советчик. | Это сложное предложение можно упростить, т. е превратить его в простое с однородными сказуемыми. Основной смысл при этом останется. Книга – помощник, спутник, советчик, верный друг. |
Третья микротема
Отрывок исходного текста | Исключение | Обобщение и замена |
Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? Конечно, нет! | Предложение можно исключить. | Можно объединить два предложения в одно, одновременно сделав его утвердительным : Невозможно исчерпать тему человеческого знания, красоты, поиска истины. |
Значит, нельзя исчерпать и тему «книга». Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. | В первом предложении можно исключить вводное слово значит. Во втором предложении в зависимости от желаемой степени сжатия могут быть варианты : Она неисчерпаема, как жизнь человека. Она неисчерпаема, как Вселенная. Она неисчерпаема. | И снова можно объединить два предложения : Тема «книга» неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. |
Тема «книга» принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. | Здесь можно исключить придаточное предложение. | Можно объединить три предложения (данное и два предыдущих) : Тема «книга» неисчерпаема, как океан. |
Из него можно только зачерпнуть. | Попробуем объединить четыре предложения (данное и три предыдущих): Тема «книга» как океан: из него можно черпать, но исчерпать нельзя. | |
Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан. | Это предложение можно убрать, что называется, без ущерба для основной информации. |
- Вы можете применить один или несколько приёмов сжатия текста. Важно только, чтобы выбранные вами способы компрессии были на всем протяжении работы. Если вы не использовали приёмов сжатия текста, то по критерию ИК2 работа будет оценена нулем баллов.
Приведем пример сжатого изложения.
В течение жизни мы обращаемся к книге. С детства она помогает нам понимать окружающий мир и самих себя. Книга помогает человеку в выборе профессии или жизненного пути. Книга – воспитатель. Многим она не только открыла великие идеи, но и научила за них бороться. Многие славные дела во имя мира всегда вдохновлялись книгой.
В книге увековечены подвиги наших предков, далеких и ближних, уроки истории. Они учат знать и понимать прошлое, настоящее и будущее. Книга может быть и помощником в работе, и развлечением, и советчиком, и верным другом.
Тема «книга» неисчерпаема, как жизнь человека или Вселенная. Неисчерпаема, как океан: из него можно только зачерпнуть. Но в любой капле воды – океан.
- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
- Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
- Перепишите полученный текст в тетрадь.
8. Итог урока
- А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
- Определяем тему и формулируем основную мысль.
- Определяем структуру текста.
- Выделяем микротемы (узкие темы текста).
- Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
- Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
- Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
- Объединяем микротемы «связочными словами».
- Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Предварительный просмотр:
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | |
ИК1 | Содержание изложения |
|
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, | 1 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста |
|
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, | 0 |
| МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | 7 |
Косцы.
1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки. 3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. 5.Было предвечернее время июньского дня. 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. 8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. 11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
( По И.А. Бунину)
(199 слов)
При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали.
Для этого следует:
- текст разделить на абзацы;
- вычленить существенную информацию;
- используя уже известные приемы компрессии, убрать второстепенную информацию, выстроить текст;
- отредактировать получившийся текст, не забывая о грамматических нормах.
- ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
- 1. Определите тему текста.
- 2. Сформулируйте основную мысль.
- 3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
- 4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
- 5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Исходный текст | Пример сжатого текста |
1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели. | 1 .Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели. |
2.Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой мы все жили в то время, не вернётся уже вовеки. | Ненужная информация. Исключить. ------------------------------------------------------------- |
3.Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. | 3. Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им. |
4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. | 4.Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. |
5.Было предвечернее время июньского дня. | Ненужная информация. Исключить. ------------------------------------------------------------- |
6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. | 6.Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. |
7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. | 7. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. |
8.Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... | Ненужная информация. Исключить. ------------------------------------------------------------- |
9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. | 9. Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране. |
10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. | 10.И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. |
11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели. | 11.И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели. |
199 слов | 82 слова |
Учитель: Зачитайте получившиеся тексты. Коррекция текстов. Прослушайте образец сжатого изложения.
Образец сжатого изложения:
Мы шли по большой дороге, а они косили в берёзовом лесу — и пели.
Это было давно. Они косили и пели, и весь берёзовый лес откликался им.
Кругом нас были поля. Старая большая дорога уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, где небо уже золотилось. Казалось, что нет времени в этой забытой — или благословенной — богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины с какой-то былинной свободой. И берёзовый лес подхватывал их песню так же вольно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)
Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам поработать с "испорченным текстом"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...