Доклад «Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»
материал

Ермилова Валентина Борисовна

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kultura_rechi_pedagoga-iskusstvo_govorit_s_detmi_.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»

Поговорим мы сегодня о культуре речи педагога.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец

для воспитанников. К речи педагога предъявляются определённые требования.

Чтобы их вспомнить мы поиграем в игру «Да – нет».

Я буду называть требования к речи педагога и распространённые ошибки в речи

воспитателя, а Вы проанализируйте культуру своей речи и оцените каждый сам себя.

- Моя речь грамотна, литературна.

- Я прислушиваюсь к своей речи, учитываю  ошибки и погрешности, борюсь с ними путём

самоконтроля.

- Я говорю не громко, регулирую силу своего голоса, чтобы каждый ребёнок мог меня

услышать.

- Я говорю внятно.

- Моя речь эмоциональна, выразительна.

- Я стараюсь говорить с интонацией, т.е. умею ставить логические ударения, выделять слова,

важные для содержания сказанного.

- Я владею невербальной формой общения: при общении с детьми использую жесты,

мимику, визуальный контакт и прикосновения.

- К сожалению, я часто употребляю слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- К сожалению, моя речь монотонная.

- У меня ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми.

- Речь моя многословна, с наслоением лишних фраз и деталей.

- В речи  я люблю использовать просторечие, устаревшие слова.

- Иногда я употребляю в речи лишние слова, слова – паразиты (ну, вот, значит, это)

- Я стараюсь расширять словарный запас, путём  самоконтроля избавляюсь от вредных слов, от грубых слов.

 Упражнение «Расскажи о себе только с помощью прилагательных»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно.

Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый

Участник  называет  свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

А теперь предлагаю сыграть в игру «Закончи предложение»

Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.

1.Окна занавешены (тюль) тюлем – м.р.

2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р.

3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м.р.

4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.

5. В саду много (яблони, вишни) яблонь, вишен.

6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.

Игра «Не повторись!». Подберите к существительным прилагательные, так,

чтобы не было ни одного повтора.

Список - длинный

Звезда - яркая

Кругозор - узкий

Лекция - интересная

Дом - высокий

Воззвание - громкое

Действие – необоснованное

Критика - справедливая

Книга - интересная

Закон - административный

Счастье – короткое

Пища - полезная

Дефицит - бюджетный

Шрифт - крупный

Интерес - определенный

Библиотека - публичная

Страна - доброжелательная

Собака - породистая

Жизнь - нелегкая

Физика - ядерная

Город – маленький

Убеждение – острое

Культура речи – это речевое мастерство, умение выбирать стилистически уместный вариант, умение выразительно и доходчиво доложить мысль. Компоненты структуры речи: правильность речи – нормы ударения и нормы грамматики, точность речи, логичность, чистота речи, выразительность, богатство и разнообразие (словарный запас Пушкина- 21290 слов, у современного взрослого человека 10 – 12 тыс. слов), уместность речи, языковые и речевые стили. Педагогу необходимо знать, что:

- точность и выразительность речи достигается использованием синонимов (спортсмен – знаменитый, выдающийся, известный);

- тавтология снижает качество речи (свободная вакансия, своя автобиография);

- большое значение имеет интонация: логическая (ее цель выделить смысл) и эмоционально - экспрессивная (цель – передать свои чувства, переживания, отношения);

- засоряют речь слова – паразиты (вот, так сказать, как говориться);

- не воспринимается речь с растягиванием слов, с остановками и неопределенными звуками («э-э», «м – м»);

- не рекомендуется использовать жаргонизмы («пруха», «сделать»);

- не рекомендуется использовать штампы и шаблоны (заострить вопрос, так сказать, как говорится);

- культуры речи не мыслима без норм литературного произношения;- выразительность и эмоциональность речи достигается использованием фразеологических оборотов, пословиц, поговорок.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

Можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

А теперь проверим свою грамотность.

Нормы современного русского литературного языка

Рифмы – эффективный прием запоминания ударения

 ФЁкла –  свёкла

Очень я устАл,  

обходил седьмой квартал.

Слышен в классе диалОг –

обсуждают каталог

 Не  малы ли будут шОрты,

 если есть все время торты?

 Вырвали за целый дЕнь

 весь щавель и весь ревень.

Что за странный носорОг –

ел и творог и творог.

 У меня в ушах звенИт,

 телефон опять звонит.

Обошёл я кУхню,

обнаружил туфлю.

Проверка однокоренным словом

 ОбеспЕчить – обеспечение

 ЧЕрпать–исчерпали

 УпрОчить – упрочени

 ХодАтай – ходатайство

 ЗавИдовать – завидно

  РефлЕкс – рефлексия

Проверка ударением

 ОтведЁн– отведённый

 НанесЁн – нанесённый  

ПриведЁн – приведённый  

 УпрощЁн – упрощённый  

 РождЁн – новорождённый

 ОсуждЁн – осуждённый  

Cкороговорки

Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются скороговорки. Систематическое проговаривание скороговорок делают произношение более красивым и четким.

Марина перебирала малину для малинового варенья.

Цапля по капле клевала клювом клюквенный кисель.

Заключение

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых.

Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя.

Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Доклад "Культура речи" (Разговор с родителями)

Данный материал содержит информацию о речевой культуре для разговора с родителями...

ТРЕНИНГ для педагогов "ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ".

Умение красиво говорить - важный навык, которым должен обладать каждый педагог....

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Искусство говорить правильно».

   Умение говорить правильно и красиво.  Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда люб...

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...