Мастер -класс Культура речи педагога
методическая разработка на тему

Полещук Светлана Ивановна

Разминка перед педсоветом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-po-kulture-rechi.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная речь учителя
     
Мастер-класс по культуре речи «Ударим по ударению»

Цель: повышение речевой культуры   педагогов через овладение орфоэпическими нормами .
        
Компетентностные умения и навыки:
1. усвоить основные правила русского литературного произношения;
2. научиться внимательно и критично относиться к своей речи и речи окружающих;
3. умение анализировать свои ошибки и недочёты и исправлять их;
4. умение  пользоваться орфоэпическими нормами   в различных жизненных речевых ситуациях.


 Просмотр фрагмента из к/ф "Доживём до понедельника"

«…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

                         А. П. Чехов

 

Актуальность проблемы

  -орфоэпические ошибки в речи стали нормой;

-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют орфоэпическими ошибками

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

Компоненты культуры речи педагога

Правила речевой культуры  педагога:

1.Педагог должен говорить внятно, негромко, со скоростью около 120 слов в минуту.

2. Важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими.

3. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.

4. Речь педагога должна быть мелодичной.

Расставь ударения

ГазопровОд , алкогОль, кУхонный, жалюзИ, балОванный , обеспЕчение, усугубИть, позвонИт, мизЕрный, ходАтайствовать, дефИс,  в тУфлях,углублЁнный,  договОр,  досУг,  исчЕрпать, столЯр, каталОг, киломЕтр, красИвее, оптОвый, христианИн, принУдить, экспЕрт, мЕльком, втрИдорога, докумЕнт, нефтепровОд, избаловАть, украИнский, хОленый, чЕрпать, созЫв, диспансЕр,  стАтуя, квартАл, мастерскИ,  откУпорить, намЕрение, цемЕнт, новорождЁнный, давнИшний, маркировАть, облегчИть, повторИшь, премировАть, вероисповЕдание, с тОртом, с бАнтом, с  шАрфом, срЕдства

Работа педколлектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

        Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в   результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педколлектива.

 

   С этой целью рекомендуется

  1. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

 

  2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи; учителям - предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников.

3. Учителям – предметникам проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются  образцами правильно оформленной речи.  

Настойчиво учить школьников работать с книгой, систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета.

 

 4. Настойчиво учить школьников работать с книгой, систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета.

  5. Всем работникам школы добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока.

 

6.  Необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

                             Методическое письмо от 01. 09. 1980   №364-м

                            «О единых требованиях  к устной и   письменной  

                            речи учащихся,  к проведению письменных работ и

                            проверке тетрадей»

 Нормы современного русского литературного языка

Вопросы на засыпку

  • Каталог или каталог?
  • Правы или правы?
  • Ходатайство или ходатайство?
  • Новорождённый или новорожденный?
  • Рефлексия или рефлексия?
  • Щавель или щавель? Ревень или ревень?
  • К иксу или к иксу? Скольким или скольким?
  • Детей баловать или баловать?
  • Договор или договор?
  • Туника или туника?
  • Жалюзи или жалюзи?
  • Квартал или квартал?
  • Начался или начался

Произнесите правильно

    Урок начался

   За дело принялся

   Делом занялся

Рифмы – эффективный прием запоминания ударения

 

 ФЁкла –  свёкла

   

Очень я устАл,  

обходил седьмой квартал.

   

  Слышен в классе диалОг –

  обсуждают каталог

   Не  малы ли будут шОрты,

   если есть все время торты?

   Вырвали за целый дЕнь

   весь щавель и весь ревень.

  Что за странный носорОг –

   ел и творог и творог.

  У меня в ушах звенИт,

  телефон опять звонит.

   Обошёл я кУхню,

   обнаружил туфлю.

   Детей не нужно баловАть,

   чтоб зубки не пломбировать.

   Рынок  совсем нОвый,

   видимо, оптовый.

    Не будем улыбАться,

    хватит баловаться.

    Снова бегемОт

    сломал нефтепровод.

Проверка однокоренным словом

                    ОбеспЕчить – обеспечение

                    ЧЕрпать–исчерпали

                    УпрОчить – упрочение

                    ХодАтай – ходатайство

                        ЗавИдовать – завидно

                       РефлЕкс – рефлексия

                        МастерскИе – мастерски

                        ВрЕмя – одновременно

                           НамЕрился – намерение

Проверка ударением

         ОтведЁн– отведённый

                НанесЁн – нанесённый  

                ПриведЁн – приведённый  

                УпрощЁн – упрощённый  

                 РождЁн – новорождённый

                ОсуждЁн – осуждённый  

Запоминание по частям речи
Глаголы женского рода

                   БралА

                        ВзялА

                        ПонялА

                        СгнилА

                        СоздалА

                    Исключение: клАла, крАлась, послАла

Краткие причастия женского рода

       Занятый – занятА

        Отданный – отданА

        Проданный – проданА

        Отнятый – отнятА

        Принятый – принятА

        Созданный – созданА

        Поднятый - поднятА

                             Литература

  • Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение/ И.Л. Резниченко. – М.: Астрель: АСТ,2007.
  • «Русский язык и культура речи»/ Введенская Л.А. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.
  • «Культура русской речи»: Учеб. для вузов / С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, В. П. Даниленко и др. – Москва : НОРМА:ИНФРА-М, 2000 .
  • Лекции по русскому языку и культуре речи / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
  • «Развитие речи детей» Тихеева. Е.И. - М., «Просвещение» , 1985 г.
  •  «Развитие речи детей» /Селезнева Е.П. - М., «Просвещение», 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".

 Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...

Культура речи педагога

В статье описываются основные компоненты культуры речи педагога:1. Грамотность построения фраз.2. Простота и ясность изложения.3. Выразительность:а) интонация и тональность;б) темп речи, паузы;в) дина...

Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"

quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...

"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей....

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...

Доклад «Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потре...