Мастер -класс Культура речи педагога
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Профессиональная речь учителя
Мастер-класс по культуре речи «Ударим по ударению»
Цель: повышение речевой культуры педагогов через овладение орфоэпическими нормами .
Компетентностные умения и навыки:
1. усвоить основные правила русского литературного произношения;
2. научиться внимательно и критично относиться к своей речи и речи окружающих;
3. умение анализировать свои ошибки и недочёты и исправлять их;
4. умение пользоваться орфоэпическими нормами в различных жизненных речевых ситуациях.
Просмотр фрагмента из к/ф "Доживём до понедельника"
«…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
А. П. Чехов
Актуальность проблемы
-орфоэпические ошибки в речи стали нормой;
-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют орфоэпическими ошибками
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Компоненты культуры речи педагога
Правила речевой культуры педагога:
1.Педагог должен говорить внятно, негромко, со скоростью около 120 слов в минуту.
2. Важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими.
3. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.
4. Речь педагога должна быть мелодичной.
Расставь ударения
ГазопровОд , алкогОль, кУхонный, жалюзИ, балОванный , обеспЕчение, усугубИть, позвонИт, мизЕрный, ходАтайствовать, дефИс, в тУфлях,углублЁнный, договОр, досУг, исчЕрпать, столЯр, каталОг, киломЕтр, красИвее, оптОвый, христианИн, принУдить, экспЕрт, мЕльком, втрИдорога, докумЕнт, нефтепровОд, избаловАть, украИнский, хОленый, чЕрпать, созЫв, диспансЕр, стАтуя, квартАл, мастерскИ, откУпорить, намЕрение, цемЕнт, новорождЁнный, давнИшний, маркировАть, облегчИть, повторИшь, премировАть, вероисповЕдание, с тОртом, с бАнтом, с шАрфом, срЕдства
Работа педколлектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педколлектива.
С этой целью рекомендуется:
1. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи; учителям - предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников.
3. Учителям – предметникам проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются образцами правильно оформленной речи.
Настойчиво учить школьников работать с книгой, систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета.
4. Настойчиво учить школьников работать с книгой, систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета.
5. Всем работникам школы добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока.
6. Необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
Методическое письмо от 01. 09. 1980 №364-м
«О единых требованиях к устной и письменной
речи учащихся, к проведению письменных работ и
проверке тетрадей»
Нормы современного русского литературного языка
Вопросы на засыпку
- Каталог или каталог?
- Правы или правы?
- Ходатайство или ходатайство?
- Новорождённый или новорожденный?
- Рефлексия или рефлексия?
- Щавель или щавель? Ревень или ревень?
- К иксу или к иксу? Скольким или скольким?
- Детей баловать или баловать?
- Договор или договор?
- Туника или туника?
- Жалюзи или жалюзи?
- Квартал или квартал?
- Начался или начался
Произнесите правильно
Урок начался
За дело принялся
Делом занялся
Рифмы – эффективный прием запоминания ударения
ФЁкла – свёкла
Очень я устАл,
обходил седьмой квартал.
Слышен в классе диалОг –
обсуждают каталог
Не малы ли будут шОрты,
если есть все время торты?
Вырвали за целый дЕнь
весь щавель и весь ревень.
Что за странный носорОг –
ел и творог и творог.
У меня в ушах звенИт,
телефон опять звонит.
Обошёл я кУхню,
обнаружил туфлю.
Детей не нужно баловАть,
чтоб зубки не пломбировать.
Рынок совсем нОвый,
видимо, оптовый.
Не будем улыбАться,
хватит баловаться.
Снова бегемОт
сломал нефтепровод.
Проверка однокоренным словом
ОбеспЕчить – обеспечение
ЧЕрпать–исчерпали
УпрОчить – упрочение
ХодАтай – ходатайство
ЗавИдовать – завидно
РефлЕкс – рефлексия
МастерскИе – мастерски
ВрЕмя – одновременно
НамЕрился – намерение
Проверка ударением
ОтведЁн– отведённый
НанесЁн – нанесённый
ПриведЁн – приведённый
УпрощЁн – упрощённый
РождЁн – новорождённый
ОсуждЁн – осуждённый
Запоминание по частям речи
Глаголы женского рода
БралА
ВзялА
ПонялА
СгнилА
СоздалА
Исключение: клАла, крАлась, послАла
Краткие причастия женского рода
Занятый – занятА
Отданный – отданА
Проданный – проданА
Отнятый – отнятА
Принятый – принятА
Созданный – созданА
Поднятый - поднятА
Литература
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение/ И.Л. Резниченко. – М.: Астрель: АСТ,2007.
- «Русский язык и культура речи»/ Введенская Л.А. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.
- «Культура русской речи»: Учеб. для вузов / С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, В. П. Даниленко и др. – Москва : НОРМА:ИНФРА-М, 2000 .
- Лекции по русскому языку и культуре речи / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
- «Развитие речи детей» Тихеева. Е.И. - М., «Просвещение» , 1985 г.
- «Развитие речи детей» /Селезнева Е.П. - М., «Просвещение», 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ: "Культура речи педагога".
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые ...
Культура речи педагога
В статье описываются основные компоненты культуры речи педагога:1. Грамотность построения фраз.2. Простота и ясность изложения.3. Выразительность:а) интонация и тональность;б) темп речи, паузы;в) дина...
Олимпиада для педагогов 2 место "Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей"
quot;Культура речи педагога как фактор развитияречевой коммуникации детей"...
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ. «Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
Деловая игра учителя –логопеда для педагогов ДОУ.«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»...
"Культура речи педагога - пример для воспитанников" - обмен опытом
Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития детей....
Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"
Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...
Доклад «Культура речи педагога: искусство говорить с детьми»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потре...