Программа профессионального самообразования
методическая разработка
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
г. Рославль
Программа
профессионального самообразования
преподавателя географии и биологии
на 2015-2019 г.г.
Тема: Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся первых курсов.
2015 г.
Пояснительная записка
Кредо преподавателя: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель»
(Л.Н. Толстой).
Современный образовательный процесс требует, что бы преподаватель был способен свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые технологии обучения и воспитания. Важную роль в работе преподавателя играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Самообразование преподавателя – является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Всегда общество предъявляло, и предъявляет сейчас к преподавателю высокие требования.
Задача современного образования - создание условий для качественного образования, внедрение компетентностного подхода — это самое важное условие, которое работает на повышение качества образования. Необходимо научить наших выпускников быть креативными, в том смысле, чтобы они были готовы принять новое, умели импровизировать. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности (и это было бы лучше всего) приветствовать все новое.
Актуальность
В эпоху информатизации общества происходят большие изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения сложных, разнообразных жизненных профессиональных проблем. Качество образования мы связываем с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, обновлять свои знания, принимать самостоятельное обоснованные решения. Поэтому одной из важных задач образования стала подготовка будущих специалистов среднего звена, к будущей деятельности с использованием средств и методов информационных технологий. Информационная технология как совокупность методов сбора, обработки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде деятельности.
Индивидуальная тема самообразования: Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся первых курсов.
Цели:
- создание условий для развития и воспитания личности обучающегося в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
- обновление и совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий.
Задачи:
- Формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции;
- Изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности; использовать современные методики, приёмы и способы для успешного обучения и воспитания;
- Овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- Создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения его общественной значимости и результата образования через применение педагогических технологий;
- Создать комфортные условия для обучающихся, исходя из их интересов, способностей и образовательных потребностей в соответствии с уровнем развития и возможностями здоровья каждого обучающегося через использование методов, безопасных для психологического здоровья ;
-Способствовать формированию познавательного интереса к учебной деятельности, проявлению творческой индивидуальности каждого обучающегося.
- Совершенствовать межличностные отношения в группе, создать дружный коллектив.
Предполагаемый результат: победители местных, региональных, всероссийских соревнований, олимпиад, конкурсов.
Сроки реализации: 2015-2019 гг.
Перечень вопросов по самообразованию:
-Изучение прогрессивного педагогического опыта. Изучение новых образовательных технологий.
- Обмен опытом внутри ПЦК. «Нетрадиционные формы урока с ИКТ, как способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (2017-2018 гг.)
-Участие в научно-практических конференциях.
- Мастер — классы: «Формирование культуры проектной деятельности обучающихся» март 2018 г.)
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, вебинары.
Формы самообразования:
- индивидуальная - через индивидуальный план;
- групповая - через участие в деятельности методических объединений колледжа, РУМО, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Этапы реализации программы:
№ п/п | Этапы | Содержание работы | сроки | Практическая деятельность |
I. | Диагностический | Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме. | 2015-2016г. |
|
II. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы.
| сентябрь 2016 г. | Создание программы профессионального самообразования. |
III. | Практический |
4 .Корректировка работы. | 2015-2019 гг. | Целенаправленная работа по программе. |
IV. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. . | 2018- 2019 гг. | 1.Выступление на заседании МО колледжа, педсовете, РУМО. 2.Участие и результаты в региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах. |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное |
| Конспекты. Рекомендации. |
Психолого-педагогические | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики(В.Дюк,В.Дудченко) | |
Методические | 1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
| Рабочие программы и календарно-тематические планы. Методико- дидактические материалы. План мероприятий предметной недели. Конспекты мероприятий. Доклады. Портфолио преподавателя. |
Информационно технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам. 3. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающихся. 4. Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов. 5, Размещение методических разработок на педагогических сайтах. 6. Участие в интернет фестивалях, конкурсах. | ЭОР, презентации, свидетельства и сертификаты о публикации, дипломы |
План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования.
№ п/п | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
I. | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2015 – 2019 г.г. | |
Прохождение курсов повышения квалификации | 2015 – 2019 г.г. | |
Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2016 - 2017 г.г. | |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе преподавателей колледжа, региона, страны в области обучения и воспитания. | 2015 - 2019 г.г. | |
Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях учебных заведений. | 2015 - 2019 г.г. | |
II. | Использование современных образовательных технологий. | |
Использование возможностей Интернет на уроке. | постоянно | |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | постоянно | |
Проведение диагностик, срезов, анкетирование. Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по спецпредметам с использованием инновационных технологий; Использование ИКТ для разноуровневое обучение. Проекты на уроках, во внеклассной работе. | 2015 - 2019 г.г. | |
Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2015 - 2019 г.г. | |
III. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинаре. | 2015 - 2019 г.г. | |
Оформление портфолио. | 2015 - 2019 г.г. | |
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | 2015 - 2019 г.г. | |
Проведение открытых уроков на уровне образовательного учреждения. | 2015 - 2019 г.г. | |
IV. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | |
Участие в профессиональных конкурсах регионального уровня, во всероссийских интернет-проектах. | 2015 - 2019 г.г. | |
V. | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | |
Систематически пополнять «Портфолио преподавателя» результатами работы над темой самообразования | 2015 - 2019 г.г. | |
Создать условия для подготовке конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО. | 2015 - 2019 г.г. | |
Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по спецпредметам на региональном и всероссийском уровнях. | 2015 - 2019 г.г. | |
Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность. | 2015 - 2019 г.г. | |
Проведение предметных недель | ежегодно | |
Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий | ежегодно |
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- повысить успеваемость обучающихся, мотивацию к изучению спецпредметов;
- разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
- разработать дидактические материалы, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
- выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
- обобщать опыт по теме самообразования.
В практической деятельности большое внимание уделить внедрению и усовершенствованию современных образовательных технологий, использованию новых методик:
-технология проблемного обучения; личностно-ориентированного развивающего обучение и саморазвития
- технология проектного обучения;
- технология внутригрупповой дифференциации и сотрудничества;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология дидактической игры;
- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем;
- культуровоспитывающие технологии;
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения (Работа в личном информационном пространстве на сайте
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
- Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.
- Повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);
- Индивидуальный подход в обучении;
- Расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- Повышение качества контроля знаний обучащихся и разнообразие его форм;
- Включение обучюащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
- Повышение интереса к изучению дисциплины и к учению в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны Программа ...
Программа профессионального самообразования учителя английского языка
Программа профессионального самообразования учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.
Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

программа профессионального самообразования
В работе изложен материал по самообразованию учителя русского языка и литературы...

Программа профессионального самообразования
Данная публикация посвящена программе самообразования, рассчитанного на 2 года (этапа). Сформулированы: актуальность программы, цели и задачи; указаны основные направления работы: по профессии, в обла...