"Воспитательные возможности традиций урока"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Традиционные нормы поведения на уроке сильны своей повторяемостью, постоянством, общепринятостью для детей, а также отсутствием так называемого «открытого воспитания», когда дети видят, что все, что делается, производится с целью их воспитания. «Открытое воспитание» вызывает, как правило, сопротивление учащихся. Традиционное же, принимается как само собой разумеющееся. То, что традиционно, трактуется учащимися не в качестве каприза того или иного учителя, не как его чудачество и своеобразие характера, а как суровая необходимость совместной учебной деятельности, помогающая реализовать цели общие и индивидуальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-traditsii_uroka.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Традиции урока»
учителя технологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д.Потапова
Ситникова В.М.
г. Мичуринск
Традиции урока.
Традиционные нормы поведения на уроке сильны своей повторяемостью, постоянством, общепринятостью для детей, а также отсутствием так называемого «открытого воспитания», когда дети видят, что все, что делается, производится с целью их воспитания. «Открытое воспитание» вызывает, как правило, сопротивление учащихся. Традиционное же, принимается как само собой разумеющееся. То, что традиционно, трактуется учащимися не в качестве каприза того или иного учителя, не как его чудачество и своеобразие характера, а как суровая необходимость совместной учебной деятельности, помогающая реализовать цели общие и индивидуальные.
Понятно, что традиции урока могут складываться стихийно, случайно, вне воли учителя, но могут быть и специально организованы с целью воспитания. И те и другие формирующим образом действуют на личность ученика. Действие может быть положительным и отрицательным. Неряшливость костюма и подчеркнутая аккуратность, строгая дисциплина и распущенность поведения, уважительность при обращении к учителю и фамильярность – это все примеры прямо противостоящих традиционных норм, укоренившихся на уроке и точно так же прямо противоположным образом влияющим на формирование школьника.
Известно, как по-разному ведут себя одни и те же дети на уроках разных учителей: спешат на одни уроки и не торопятся на другие, затихают при появлении учителя одной учебной дисциплины и не замечают другого, серьезны и собраны на одном уроке и смешливы и неработоспособны на других. Дети одни и те же, а поведение у них разное. Воспитанность учащихся на уроке, так же, как и их невоспитанность в большой степени следствие урока, многократно повторяющегося однотипного поведения, результат укоренившихся традиций урока.
Традиции урока: соблюдение дисциплины на уроке, как обязательного условия совместной познавательной деятельности множества людей; соблюдение гигиены учебного труда, гигиены учебного места, гигиены учебного костюма и учебного помещения, как проявление уважительного отношения к учебному предмету, учебному учреждению, бережного отношения к оборудованию школы, заботы о материальных общественных ценностях.
Для каждого учебного предмета существует ряд своих, только этому предмету присущих традиций. Мальчик, обидевший девочку, и ученик неряшливо одетый – все становится объектом внимания учителя и может быть предупреждено введенными традициями урока, скажем такими, как «если делать, то в полную силу», «самое трудное берет мужчина», «твой костюм – отношение к окружающим людям».
Не нужны традиции урока ради традиций. Они нужны лишь для дела воспитания и обучения. И следовательно, когда отпадает в них необходимость, они должны быть изменены. Когда изменяется ситуация, им нужно найти соответствующий вариант.
Учитель, слепо следующий традициям, сам профанирует их. Нельзя оправдать упрямство учителя, выводящего детей на улицу в непогоду. И в то же время традиции не сохраняются сами по себе, они нуждаются в постоянном их поддерживании. Контроль учителя за поведением учащихся реализует эту функцию. Контроль неназойливый. Напрасно думает учитель порой, что многочисленные замечания в адрес поведения детей демонстрирует его силу, как педагога. Наоборот, замечания, которыми сыплет учитель на протяжении всего урока, подчеркивают, что на уроке не все в порядке, что учитель не может справиться с дисциплиной.
Традиции вводятся постепенно и последовательно. Некоторые традиции могут быть введены и сразу на первом уроке учебного года. Первые уроки - самые благоприятные для установления традиций: ученики готовы принять любое поведение, предложенное учителем.
Наличие традиций не гарантирует того, что дети вовсе не станут их нарушать. Но наличие традиций гарантирует успех при небольшом корректирующем воздействии учителя. Бывает, учащиеся приходят на урок возбужденными, раздражительными, угнетенными. Особенно это часто бывает после контрольных работ, решений самостоятельных заданий. Грубый сильный раздражитель в данном случае усугубит положение. Поэтому учителю не стоит прибегать к сильным мерам, к излишней строгости.
Традиции урока неукоснительно выполняются учителем. Если опоздавший на урок ученик приносит извинения всему классу за нарушение хода урока, то учитель, задержав начало урока, должен принести свои извинения детям; если на уроке не позволено перебивать речь учителя, не может себе этого позволить и учитель по отношению к учащимся.
Педагоги, допустившие ошибки в организации урока в первые дни, потом страдают от этих упущений в течение всего учебного года, так как эти упущения сами собой превратились в традиции.
Так учитель, который, не смотря ни на что, все-таки пренебрегает традициями урока, страдает прежде всего сам. Он каждый раз вынужден завоевывать детей, покорять их, усмирять. И его уроки – это сплошная мука и унижения, потому что усмирять детей – значит быть ими побежденным.
Непоследовательность поведения других учителей – коллег не проходит бесследно и для уроков технологии, точно так же, как непоследовательность учителя технологии не может не сказаться печально на уроках других учебных предметов. Традиции урока - дело не одного учителя. Это дело всего педагогического коллектива школы. И понимая это, учитель технологии должен постоянно иметь и устанавливать связь с классными руководителями тех классов, в которых он работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.
Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии....
Доклад «Воспитательные возможности современного урока географии»
В докладе обобщён опыт работы по использованию различных методов и приёмов для реализации воспитательных задач на уроках географии....
Эссе на тему: "Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок" через использование воспитательных возможностей предметного содержания. Из личного опыта"
Из личного опыта...
Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся
Воспитательные возможности школьного урока музыки в коррекции деятельности и поведения учащихся...
Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...
Воспитательные возможности школьного урока
Доклад и презентация для выступления на МО/педсовете....
ПЛАН воспитательной работы на год по направлению: «РАСШИРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЛАНвоспитательной работы ...