Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.
статья на тему
Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_vozmozhnosti_uchebnyh_predmetov._.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 2.11.2017 г.
Шеварева О.Д., учитель химии.
Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.
Воспитывать- значит создавать все условия, чтобы дети оставались хорошими.
"К воспитанию ребенка надо относиться так, как будто он уже такой, каким бы педагоги хотели его видеть" Л.С. Выготский.
Одна школа в Португалии решила раз и навсегда прояснить этот вопрос, развесив на досках объявление, которое с тех пор стало очень популярным.
Когда его текст вывесили на фейсбуке, оно разлетелось по всему миру.
Вот это объявление:
Уважаемые родители! Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей. Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну. Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие. А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем.
Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим сложные задачи?».
Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность.
Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе.
В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Воспитательный потенциал урока в себя включает:
- Организационно-эстетическую среду
- Содержание
- Стиль образовательного общения
- Культуру управления образовательной деятельностью
- Дидактическую структуру
- Методические приемы
Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение.
Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.
Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.
Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.
Тема: Инерция. (7 класс - физика)
При изучении темы предлагаю разобраться в следующей ситуации. Дети по дороге домой из школы поспорили, кто из них самый смелый. Решили перебегать проезжую часть перед близко проезжающими машинами для доказательства своей смелости. Девочка перебежала дорогу и водителю пришлось прибегнуть к экстренному торможению. Ребята стали восхищаться поступком девочки, а водитель вышел из машины и отругал ребят. Кто прав?
В качестве домашнего задания 7-классникам предлагается составить Речь для обвинения явления инерции и защиты её в зале судебных заседаний.
Тема: Развитие насекомых (7 класс- биология)
При изучении темы «Развитие насекомых» учащимся предлагается послушать притчу о бабочке (текс читается с остановкой, учащимся задаются вопросы, а затем дочитывается до конца).
Притча о бабочке
Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие.
Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке.
Он взял ножницы и разрезал кокон (остановка)
Как вы думаете, что произошло дальше? (учащиеся высказывают свои предположения).
Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья.
Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму.
Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни, ползая с распухшим телом и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь (остановка)
Как вы думаете, почему бабочка не смогла летать?
В чём философский смысл этой притчи?
Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка, продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона.
Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные моменты.
Не будь в нашей жизни препятствий – мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.
В качества домашнего задания учащимся предлагается выполнить творческую работу (мини-сочинение, размышление и др.) – сравнить развитие человека с развитием бабочки.
Тема: Вирусы (10-й класс)
Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?
Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося. По моему мнению, это должно способствовать развитию креативности учащихся, которая проявляется в умении анализировать проблемную ситуацию, выявлять ее сущность, особенности, прогнозировать ее развитие; эффективно находить оптимальное решение задачи в сложных ситуациях. Примеры креативных заданий:
- Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).
-- Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения.
- Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на занятиях в процессе обучения искусству прессованной флористики
Исследования по применению проблемных ситуаций в школьном обучении – широко распространённая практика, систематизированная в научных трудах, педагогической литературе. Представления свое...
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Английский язык» при изучении темы «Дружба» в 5-6 классах (из опыта работы)
Презентация предназначена для учителей английского языка, работающих в 5-6 классах...
Определение уровней сформированности УУД на занятиях естественнонаучного цикла.
В данной статье говорится об определении уровней сформированности УУД на занятиях естественнонаучного цикла....
Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»
Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....
Применение здоровьесберегающей технологии при использовании интерактивной доски на занятиях естественнонаучного цикла
Статья содержит информацию о безопасной работе с интерактивной доской...
Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература»
Выступление на муниципальном методическом центре по проблемам преподавания русского языка и литературы....