Роль центра и пространства в шахматной партии. Атака на короля.
материал (5 класс)

Надыршин Артур Мухаррамович

Роль центра и пространства в шахматной партии. Атака на короля

Основные принципы игры в дебюте

Учебник «Шахматы. Стратегия» для 10-11 классов посвящён стратегии шахматной игры. Знакомство с основными теоретическими знаниями и тактическими приёмами, определённый опыт практической игры – достаточная подготовка для изучения стратегических особенностей сражений за доской. На примере многочисленных партий  в книге разбираются различные факторы оценки позиции, даётся представление о построении последовательных планов игры. Дети научатся выстраивать стратегию атаки и защиты, анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске, вести расчет вариантов и выбирать наилучшие продолжения. Более подробно будут разбираться основные принципы игры в дебюте.

Задача учителя дать возможность детям убедиться в необходимости соблюдать основные дебютные принципы. Этому может способствовать самостоятельный анализ большого количества позиций, подобранных педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль центра и пространства в шахматной партии. Атака на короля

Основные принципы игры в дебюте

Учебник «Шахматы. Стратегия» для 10-11 классов посвящён стратегии шахматной игры. Знакомство с основными теоретическими знаниями и тактическими приёмами, определённый опыт практической игры – достаточная подготовка для изучения стратегических особенностей сражений за доской. На примере многочисленных партий  в книге разбираются различные факторы оценки позиции, даётся представление о построении последовательных планов игры. Дети научатся выстраивать стратегию атаки и защиты, анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске, вести расчет вариантов и выбирать наилучшие продолжения. Более подробно будут разбираться основные принципы игры в дебюте.

Задача учителя дать возможность детям убедиться в необходимости соблюдать основные дебютные принципы. Этому может способствовать самостоятельный анализ большого количества позиций, подобранных педагогом.

Роль центра начинает ощутимо проявляться уже в начале шахматной партии — дебюте. Ведь именно в первые 15 ходов определяется рисунок дальнейшей игры. На примере позиции из партии начинающих шахматистов, рассмотрим, какие преимущества даёт расположение пешек на центральных полях.

У белых явное преимущество в центре. Движением центральных пешек они ещё больше ограничивают свободу неприятельских фигур.

1.d4-d5 Лf8-e8

2.Cd3-b5 Лe8-d8

3.d5-d6 Лe7-е6

4.Сb5-с4 Ле6-е8

5.Сc4:f7+

Чёрные несут материальные потери. Из этого примера видно, что владение центром открывает нам большие возможности. В этой позиции у белых был сильный пешечный центр. Движение пешек поддерживали белые фигуры. Незащищённые пешки могут быть лёгкой добычей соперника. Фигуры, расположенные в центре увеличивают свою силу, берут под контроль большое количество полей, ограничивают подвижность фигур партнёра, могут быстро подключиться к атаке на флангах.

Вы также можете оказаться в ситуации, когда сильным пешечным центром владеет соперник. В этом случае нужно стремиться:

  1. Подорвать центр с помощью своих пешек.
  2. Оказывать фигурное давление на центральные пешки соперника с целью уничтожения центра.
  3. Вызвать движение одной из неприятельских пешек с целью заблокировать их.

Развитие всех фигур – одно из основных правил успешной игры в шахматы. Перевес в развитии будет у того игрока, которому удастся ввести в игру большее число фигур на активные позиции.

На примере партии начинающих шахматистов проследим, к чему может привести нарушение дебютных принципов.

1.е2-е4 с7-с5

2.Кg1-f3 g7-g6

3.d2-d4 Фd8-a5

Чёрным следовало побить пешку на d4. Ход в партии только кажется активным. Детям уже известно о том, что ферзя не следует развивать в начале партии. Но педагогу надо набраться терпения. Не каждый ребёнок сразу способен устоять перед соблазном объявить шах. Объясните детям, что шах сам по себе совсем не страшен, если суметь найти достойный ответ. Возможно шутка «Видеть шах, и шах не дать – зачем же в шахматы играть?» остановит их в следующей партии от бессмысленных шахов. Задача соперника – не испугаться и суметь воспользоваться неосторожным выпадом ферзя.

4.Cc1-d2

Вполне достойное возражение – и от шаха защитились и на ферзя напали.

4…Фа5-b6

5.d4:c5 Фb6:c5

6.Кb1-c3 a7-a6

Белые продолжают делать активные ходы, а вот чёрные нарушают ещё один дебютный принцип. Они и так значительно отстают в развитии и продолжают ходить крайними пешками, пренебрегая развитием лёгких фигур. У белых сделано 4 полезных хода: пешка в центре и три развитые лёгкие фигуры. У чёрных фактически ни одного.

7.Кс3-d5 d7-d6

8.b2-b4

Как правило, если противник серьёзно отстаёт в развитии, находится серьёзное продолжение или тактический удар.

8…Фс5-с6

9.b4-b5 Фс6-с5

Чёрных уже ничего не спасает. (9…а6:b5 10.Cf1:b5 Фс6:b5 11.Кd5-c7+)

10.Cd2-b4

Чёрные фигуры так и не успели вступить в бой. Их ферзь гибнет.

Атака на короля

Так как мат королю – главная цель шахматной партии, естественно, что при выходе из дебюта одним из привлекательных планов является атака на короля. На примере позиции, изображённой на диаграмме, проследим, как могут развиваться события в этом случае.

1…g5-g4

Чёрные готовят атаку на короля, вскрывая линии на королевском фланге. Белые ошибочно меняются пешками, освобождая пространство для перемещения чёрных фигур. Как правило, именно неосмотрительная игра одного из игроков приводит к возможности атаки короля.

2.h3:g4 h5:g4

3.f3:g4 Кf6:g4

После вскрытия линий в игру подключаются чёрные фигуры.

4.Ке2-с3 Фd8-g5

5.Кс4:d6 Фg5-h5

6.Лf1-e1, защищаясь от мата.

6…Фh5-h2+

7.Крg1-f1 f4-f3

И чтобы избежать мата белым приходится расстаться с материалом.

Рассмотрим несколько позиций, в которых происходит атака на короля.

Ход 1…g3-g2+ открывает нападение на короля. Белым приходится расстаться с ладьёй.

А в этой позиции белым удаётся поставить красивый мат в 2 хода. 1.Лf7-f5+ Крg8-h7 2.Лf5-h5х.

Ходом 1.Фh5:f7 белые осуществили двойной удар. Создали угрозу мата на g7 и напали на слона е7. Материальных потерь чёрным не избежать.

Неудачное положение чёрного короля даёт возможность белым провести красивую комбинацию. 1.Фg5-f6 Сh8:f6 2.e5:f6 и пешка h неизбежно проходит в ферзи.

Связанная пешка g3 позволяет чёрным поставить мат в 2 хода. 1…Фg4:h4+ 2.Крh2-g1 Фh4-h1x.

Перевес в пространстве

Ещё одним позиционным преимуществом следует считать перевес в пространстве. Кто контролирует фигурами большую часть доски и владеет центральными полями, тот владеет пространством. Перевес в пространстве позволяет:

Расположить свои фигуры на лучших позициях,

Усилить манёвренность фигур,

Усилить взаимосвязь фигур, расположенных на флангах и в центре.

Проследим на примере  как использовал А. Карпов пространственный перевес в партии с В. Унцикером.

У белых пространственный перевес за счёт продвинутых пешек d5 и f5. Лёгкие фигуры чёрных ограничены в подвижности. Кроме того, белым благодаря слону а7 удалось перекрыть вертикаль а, тем самым создав давление тяжёлых фигур по линии.

1.Сd1-h5! – захватывая белые поля (это главные объекты для атаки белых фигур) и разменивая их защитника.

1…Фе7-е8

2.Фd2-d1 Кb7-d8

3.Ла2-а3 – белые не спешат и используют возможность улучшить позицию ладей.

3…Крg8-f8

4.Ла1-а2 Крf8-g8

5.Кh2-g4 – улучшая расположение коня, используя тактические особенности позиции.

5…Крg8-f8

6.Кg4-e3 Крf8-g8

7.Ch5:f7+ Кd8:f7

8.Фd1-h5 –ферзь прорывается по ослабленным полям, решая исход сражения.

8…Кf7-d8

9.Фh5-g6 Крg8-f8

10.Кg3-h5.

Усилия преподавателя должны быть направлены к тому, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низшего этапа к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший — что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.

Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом: здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом, вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы одновременной игры. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать партию.

Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое-либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.

  Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по определенному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем    течении партии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для записи шахматной партии

Бланк для записи шахматной партии...

Дебют - начальная стадия шахматной партии

Любая шахматная игра начинается с дебюта. Начиная партию, игроки должны иметь четкий план игры. Но в зависимости от того, фигурами какого цвета вы  играете, ваши цели в дебюте будут различаться....

Бланк записа шахматной партии

Бланк для записи партии...

"Скоротечные шахматные партии"

Результат занятия - донести до детей необходимость понимания идеи дебюта в противовес зазубриванию ходов...

Бланк для записи шахматной партии

Бланк в котором рагистрируется шахматная партия...

Занятие шахматного кружка «Мат одинокому королю двумя слонами»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с постановкой мата одинокому королю двумя слонами. С помощью разнообразны...

План-конспект Шахматного турнира «Точность – вежливость королей

Шахматы активизируют мыслительную деятельность, тренируют логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку, развивают чувство ответственности и умение разрешать проблемные ...