Занятие шахматного кружка «Мат одинокому королю двумя слонами»
план-конспект

Куканова Татьяна Валентиновна

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с постановкой мата одинокому королю двумя слонами. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают, как ставить мат одинокому королю двумя слонами. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota._kukanova_noyabr_2020.docx319.19 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра

Занятие   шахматного кружка «Мат одинокому королю двумя слонами»

Аннотация. Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с постановкой мата одинокому королю двумя слонами. С помощью разнообразных форм работы (индивидуальная, групповая, в парах) обучающиеся узнают, как ставить мат одинокому королю двумя слонами. Закрепление полученных знаний происходит с использованием компьютерных программ. Потенциал данного занятия заключается в активизации познавательной деятельности ребёнка. Оно направлено на развитие интереса к шахматной игре. Возможные результаты данного занятия проявляются в стимулировании мотивации детей заниматься обучением игре в шахматы.

Ключевые слова: белопольный слон, чернопольный слон, одинокий король, эндшпиль, мат, отрезание короля, вдох – выдох. 

Цель: познакомить детей с алгоритмом для постановки мата одинокому королю двумя слонами.

Задачи: - научиться ставить мат одинокому королю двумя слонами;

               - развивать воображение, мышление, память;

- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: занятие – исследование.

Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы, стихи о короле и слоне, тетрадь, клей, памятки с алгоритмом постановки мата одинокому королю двумя слонами, компьютеры с установленной шахматной игрой («ChachMatt»), интерактивная доска с проектором.

Ход занятия:

I.Организационный момент (цель: организация внимания воспитанников, стартовая мотивация):

1.Приветствие.

2.Знакомство с целью и планом занятия.

II. Актуализация опорных знаний (цель: подготовка воспитанников к активному усвоению нового материала):

  1. Отгадывание загадок о шахматных фигурах и шахматных понятиях, которые будут использованы на занятии:

Он наискосок идёт,

Только прикажи.

В плен противник попадёт,

Вставший на пути. (Слон). [1, с. 33]

Он любит гладкий, расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть.

Однако легко ты заметишь дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле – вот шага длина.

Не очень проворен наш старина.

Зато на чеку его верная рать,

Задача её – его охранять.

Ведь если б глава беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б. (Король). [1, с. 33]

Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь … (мат). [1, с. 34]

  1. Возобновление знаний о понятиях «белопольный и чернопольный слон»: - Как можно назвать слона, изображённого на рисунке? (Белопольный). Почему? (потому что стоит и передвигается по белым полям). Какой ещё есть слон в шахматах? (Чернопольный).

http://spodarka.ru/img/cms/chess%20hod%20figur.jpg

  Рис. 1. Белопольный слон.

  1. Возобновление знаний о понятии «одинокий король»: - Чем, кроме цвета, отличаются короли на этом рисунке? (Чёрный – один на доске, без фигур, т.е. одинокий, а белый имеет помощников – ладей).                              

                     C:\Users\1\Desktop\baYSWF6JT3I.jpg

                     Рис. 2. Короли.                        

III.Изучение нового материала (цель: реализация образовательной задачи): 1. Создание проблемной ситуации: - Всё, что мы повторили в начале занятия, нам пригодится для того, чтобы применить при изучении нового материала. Однажды, наблюдая за игрой двух шахматистов, я обратила внимание на ситуацию, сложившуюся в эндшпиле. (Рис. 3).

  C:\Users\1\Desktop\Мат 2 слонами.jpg

  Рис. 3. Мат 2 слонами.

Чёрные так и не успели за 50 ходов поставить мат. Давайте мы попробуем это сделать. (Коллективная работа. Дети делятся на 2 группы. 1 группа играет чёрными на демонстрационной доске, 2 группа – белыми. Если у обучающихся получится за 50 ходов поставить мат, следует просмотр учебного фильма по этой теме. Если обучающиеся не смогут поставить мат, тоже следует просмотр учебного фильма).

2. Просмотр учебного фильма «Мат двумя слонами одинокому королю». [4]

3. Физкультминутка. - А сейчас немного отдохнём:

-  Выше всех и всех главней

В шахматах король.

(Встать на носочки, руки вверх и потянуться).

А вот пешка – меньше всех, (Присесть).

Но и всех шустрей.

Важный ферзь – сильнее всех

(Кисти рук к плечам, повороты туловища влево – вправо).

Зоркий и крутой.

По краям стоит ладья (Стать по стойке смирно).

Всех наблюдательней она.

(Руки как козырёк ко лбу, наклоны вперёд-назад, влево- вправо).

Скачет быстрый конь (Прыжки)

Всех перепрыгнуть может он.

Кто остался? Это слон. (Руки вверх, в стороны, вниз).

Ходит по диагонали он.

4.Знакомство с алгоритмом постановки мата двумя слонами одинокому королю с показом на демонстрационной доске. - Сегодня у тебя достаточно сложное задание: научиться ставить мат двумя слонами. Почему двумя, а не одним? Один слон даже в углу доски не может поставить мат. К тому же король легко обманывает слона, так как он переходит его диагональ по полям другого цвета. Раз один слон не может ограничить короля, а король со слоном не могут поставить мат, то ясно, что два слона и король должны работать вместе.

Шахматный план «Как ставить мат двумя слонами».

  1. Закинуть слоновую сеть. Слоны первыми двумя ходами образовали сеть, из которой чёрный король (золотая рыбка) уже никогда не выберется. 1.  Cc1–d2 Kpe5–f5 2.  Cf1–e2  Kpf5–e4 3.  Kpe1–f2  Kpe4–d4. К слонам подходит белый король, и все три фигуры становятся вместе, в одном ряду. (Рис. 4).

                  Шахматный мат двумя слонами - Косичка

                    Рис. 4. Слоновая сеть.

  1. Плетём КОСИЧКУ. Два слона должны ходить парой, как бы сцепившись хоботами. Видели, как девочки заплетают косичку? Движения слонов похоже на косичку.
    Слоны ходят по вертикалям «d» и «e» до тех пор, пока не дойдут до полей d6 и e6. Белый король поддерживает движение слонов по линии «f». Для чего плетут косичку? Чтобы золотую рыбку вытащить на берег. Посмотрите, как работали слоны под руководством короля.
                         Шахматный мат двумя слонами - Косичка

    Рис. 5. Косичка.

Вперёд должен идти рыбак – король. 4. Kрf2–f3! Плохо 4. Ce2–d3? Kрd4:d3 и нечем будет плести косичку, а на 4. Cd2–е3 Kрd4–с3 рыбка выскочит из сетей.
Как не ошибиться?! Если чёрный король «слева», то ходим вперёд «правым» королём! Если чёрный король «справа или в центре», то ходим вперёд «левым» слоном! Поняли кому идти вперёд?!4. Kpf2 – f3! Kрd4 – d5
Черному королю приходится пятиться назад.
5. Cd2 – e3 Kpd5 – d6
. Слонов подтягивай аккуратно – «косичка» не должна разваливаться. Ошибкой будет 5. Cе2–d3? Kpd5–d4 и чёрный король набросится на незащищённых слонов. Ничего страшного нет, но придётся «пятится» назад и терять время. 6. Cе2–d3 Kpd6–e5
Король извернулся и смело стал напротив нашей троицы. Раз он смелый, то и мы смелые.
Воспользовавшись поддержкой короля смело идёт вперёд слон. И чёрному королю приходится пятится назад.
7. Cd3–e4 Kpe5–d6 8. Kpf3–f4 Kpd6–e6 9. Ce3–d4 Kpd6–e6. Фигуры выровняли РЯДЫ на 4-й горизонтали.
10. Cd4–e5 Kpe6–e7 11. Ce4–d5 Kpe7–d7 12. Kpf4–f5 Kpd7–e7 13. Cd5–e6 Kpe7–d8 14. Ce5–d6 Kpd8–e8 15. Kpf5–f6 Kpe8–е8(d8). (Рис. 6).

Шахматный мат двумя слонами - Косичка

Рис. 6. Выравнивание рядов.

C. КОСИЧКУ слоны заплели – 2-я часть плана выполнена. Теперь обратите внимание, где оказался король. Он находится либо на d8, либо на e8. Главное – вовремя остановиться и не продолжать плести «косичку» после 16. Сd6–e7?? получится ПАТ (при короле на е8) или король прыгнет в море прямо с берега (Kpd8–c7) и придётся снова забрасывать сеть. Теперь последняя часть плана.

D. КОРИДОР для короля – жарка «золотой рыбки».
Задача белых заключается в том, чтобы загнать короля чёрных в угол.
 Будем загонять его в угол, ближайший к нашему королю (h8). Слоны поочерёдно отнимают у чёрного короля поле за полем. Пять полей, которые необходимо отнять у короля, отмечены стрелкой над доской и звёздочками на ней. Поле с7 слон уже отнял у короля. (Рис. 7).

Шахматный мат двумя слонами - Косичка

Рис. 7. Коридор короля.

16. Cd6 – c7! Kpe8 – f8 Если нельзя пойти слоном на с7 за один ход, то пойди за два: 16. Cd6–b8(e5) Kpd8–e8 17. Cb8–c7 Кpe8–f8. 17. Ce6 – d7 Kpf8–g8. Король чёрных стремится обежать белого по краю, но белый король пресекает эту попытку. 18. Kpf6–g6! (ЗЕРКАЛО) Kpg8–f8 19. Cс7–d6+ Kpf8–g8 20. Cd7–e6+ Kpg8–h8 21. Cd6–e5X МАТ!!!
А тебе в подарок маленькие зацепочки, которые тебе помогут запомнить сегодняшний урок (приклеить памятку в тетрадь).

Шахматный план постановки мата двумя слонами

  1. Закинуть СЕТЬ.
  2. Сплести КОСИЧКУ.
  3. ТРЕУГОЛЬНИК короля (ПЕРЕДАЧА ХОДА).
  4. КОРИДОР – загнать короля в угол. [2, с. 21]

5.Физкультминутка. Вырос высокий цветок на поляне,

                                    Утром раскрыл он свои лепестки.

                                    Всем лепесткам красоту и питанье

                                     Дружно дают под землёй корешки.

IV.Закрепление изученного материала (цель: закрепить знания по изученному материалу): 1. Тренировочные игры на настольной доске парами. Дети друг другу тренируются поставить мат двумя слонами одинокому королю из исходной позиции.

2. Работа на компьютере. (В обучающей игре «ChachMatt» открыть в разделе «Уроки», тему «Слон» и выполнить предлагаемые задания по отработке постановки мата двумя слонами одинокому королю. По окончании задания отчитаться педагогу.)

V.Итог занятия (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):    1. Вопрос на засыпку: - Какой план действий надо соблюдать при постановке мата двумя слонами?

2. Уборка рабочих мест.

Список литературы:

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь / М.; издательство Физкультура и спорт, 1983 г., -  128 с.
  2. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник  /С.-П.; издательский дом «Литера», 2 часть, 2005 г., - 130 с.
  3. Компьютерная игра по обучению шахматам «Шах и мат».
  4. MPVideoFile, Skilo.ru «Мат двумя слонами».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие шахматного клуба, тема: Этюд Р. РЕТИ «За двумя зайцами»

Занятие шахматного клуба «ФЛЕРОВЕЦ» на тему: Этюд Рихарда РЕТИ «За двумя зайцами»...

Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...

Роль центра и пространства в шахматной партии. Атака на короля.

Роль центра и пространства в шахматной партии. Атака на короляОсновные принципы игры в дебютеУчебник «Шахматы. Стратегия» для 10-11 классов посвящён стратегии шахматной игры. Знакомство с ...

Рабочая программа шахматного кружка "Два слона"

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному...

План-конспект Шахматного турнира «Точность – вежливость королей

Шахматы активизируют мыслительную деятельность, тренируют логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку, развивают чувство ответственности и умение разрешать проблемные ...

Презентация к занятию внеурочной деятельности "Матование одинокого короля"

Презентация к занятию внеурочной деятельности "Матование одинокого короля"...