СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
тест

Воинова Лариса Владимировна

В статье представлен опыт применения методики формирования ритмо - скоростной основы техники в плавании у детей с нарушением интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_metodicheskie_rekomendatsii.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воинова Лариса Владимировна,

учитель

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

школа № 613 Московского района

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1. Особенности процесса обучения плаванию детей с нарушением интеллекта с использованием методики формирования ритмо-скоростной основы техники

При обучении плаванию лиц с нарушением интеллекта необходимо учитывать их психоэмоциональное состояние. Занятие по плаванию проходит в виде выполнения упражнений на суше и в воде, первоначально двигательные действия (техника плавания) осваиваются с помощью тренера. При объяснении техники движения, необходимо делить ее на «простые» составляющие, фиксировать внимание ученика на той части тела, которая в данный момент участвует в двигательном действии. На занятиях необходимо использовать звук и речевое сопровождение, так как слова, фразы, понятия улучшают и нормализуют деятельность обучающихся, улучшают процесс восприятия и понимания речи, обогащают словарный запас детей с нарушением интеллекта.

Для обучении технике работы рук в плавании способом брасс на груди, нами была разработана методика формирования ритмо – скоростной основы техники, основанная на применении положений концепции безошибочного обучения.

Содержание методики (схема) формирования ритмо – скоростной основы техники (Рис. 1)

Рис. 1

E:\Работа\Интернет семинары\Воинова Л.В.,К.В. Дополнение к семинару.png

«Подготовительные упражнения» - использование общеразвивающих упражнений в соответствии с задачами подготовки органов и систем организма к выполнению упражнений в основной части занятия.

Например, если разучивается техника выполнения скольжения, то уделяется внимание повышению эластичности связок и суставов верхних конечностей. Все движения, при выполнении упражнений, согласованы с ритмом будущего технического действия.

«Подводящие упражнения» в свою очередь делится на 2 части: первая часть - разучивание одного элемента техники (например, положение рук «стрелочка»), вторая часть – соединение 2-х и более элементов техники (выполнение гребка руками). Разделение «подводящих упражнений» на две части является обязательным, при этом происходит детальное разучивание движения рук при выполнении техники (в плавании способом брасс на груди), учитывается минимизация ошибок.

«Упражнения в полной координации» - выполнение техники движения рук в плавании способом брасс на груди (гребок с возвращением в и.п.- скольжение).

Концепция «безошибочного обучения» Евсеева Сергея Петровича, рассматривает начальный процесс обучения с минимизацией ошибок в технике двигательного действия, исключая процесс переучивания, что является сложным в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Методика (концепция) объединяет в себе 4 компонента:

  1. Система ориентиров;
  2. Образ, его формирование с помощью перцептивного обучения;
  3. Средства и методы обучения, основанные на принудительном воздействии на звенья тела занимающегося;
  4. Теоретическая концепция «искусственно управляющая среда» (тренажеры и тренажерные устройства) (Евсеев С.П., 2005).

1) Система ориентиров

Использование при обучении двигательному действию зрительных и словесных ориентиров, позволяющих осмыслить движение. Например: Словесные ориентиры «локти у поверхности воды»; зрительные ориентиры-«кисти обращены ко дну».

2) Образ, его формирование с помощью перцептивного обучения

Перенос разучиваемой техники двигательного действия на сформированный образ. Например, при обучении движения рук (при плавании способом брасс на груди) техника описывается в виде образа – «рисуем сердечко», «лепесток», при обучении правильному положению кисти рук при гребке – «смахиваем крошки со стола».Образ должен быть понятен ученику.

3) Средства и методы обучения, основанные на принудительном воздействии на звенья тела занимающегося

Положение тренера в воде или на суши, ученик находиться в воде. Тренер находиться в воде - выполнение задание осуществляется совместно с учеником, тренер обеспечивает поддержку, проводку и страховку при выполнении заданий. Тренер находиться на суше, а ученик в воде, то тренер корректирует ошибки устно и ведет счет, задавая и поддерживая ритм выполнения упражнения, ученик самостоятельно выполняет задания.

4)Теоретическая концепция «искусственно управляющая среда»

Включение в процесс обучения вспомогательных средств - тренажеров и тренажерных устройств. Тренажерами могут быть различные приспособления для плавания и поддержания на плаву: лопаточки, мячи, нарукавники, плавательные доски и др. Плавательные средства используются в качестве обеспечения опоры или проводки звеньев тела ученика при обучении техники движения.

Каждый из выше описанных компонентов должен реализовываться на практике в процессе обучения занимающихся двигательному действию. Компоненты неразрывно связанны и взаимодействуют между собой в разных сочетания при обучении детей техническому действию.

Использование данной методики позволяет более быстрому и эффективному обучению технике двигательного действия детей с нарушением интеллекта. Подбор упражнений с элементами техники разучиваемого действия на этапе «Подготовительные упражнения» с дальнейшим переходом на этап «Подводящие упражнения» сокращает процесс введения организма ученика в процесс обучения, так как уже в процессе подготовительного этапа идет развитие физических качеств необходимых в данном виде техники плавания.

Список литературы

  1. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебник. В 2 т. Т. 1: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., – М.: Советский спорт, 2005 –  488 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрен...

Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» Детей с ограниченными возможностями здоровья

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют д...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно - нравственному, социальному и физическому развитию воспитанников....

Методы организации игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движе...