Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» Детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по физкультуре на тему

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_aspekty_gto_dlya_ovz.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО»

Детей с ограниченными возможностями здоровья

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в нормативных актах представленных на слайде.

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

В соответствии с нормативными документами на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

  • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
  • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки из Письма Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г.:

  • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
  • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
  • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
  • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Но в то же время индивидуальные особенности физического и психического  здоровья детей не учитываются ни в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, ни в рамках даже школьной дисциплины «Физическая культура». Первым шагом к формированию условий, обеспечивающих физическое развитие детей с ограниченными возможностями, можно считать апробацию «Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ общего образования» и «Проекта специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования». Но ни один из этих проектов не проработан на должном уровне. Так,  в  обоих проектах проблема физического воспитания детей с ограниченными возможностями  рассматривается  только в рамках начального общего образования. К тому же в  «Проекте специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» изменения предусмотрены только в образовательной дисциплине «Филология». Исходя из этого, данные проекты должны быть существенно доработаны на федеральном уровне. Одним из условий освоения детьми-инвалидами нормативов ГТО является использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Под ними понимается определенная форма развития психологических и психофизический возможностей детей.  Имеется интересный зарубежный опыт создания  эффективных  моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Полагаем, что необходимо перенять данный опыт и адаптировать его к программам образовательных учреждений РФ всех уровней. Это поможет разработать комплекс мер по физическому развитию детей-инвалидов для их дальнейшей адаптации в обществе.

Успешным опытом опережающего внедрения ВФСК «ГТО» поделились специалисты БУ «Центр адаптивных видов спорта». На II Региональной научно-практической конференции «Опыт внедрения и научно-методическое обеспечение ВФСК «ГТО» в ХМАО-Югре» Артём Владимирович Кареба представил результаты апробации уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов комплекса.

По информации центра в период с 28 сентября 2016 года прошли апробацию более 30 детей с инвалидностью. Испытуемым было предложено 4 вида испытаний: сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание туловища из положения лёжа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперёд из положения сидя прямыми ногами.

По результаты апробации выявили ряд проблем:

-сложность получения медицинского допуска;

-необходимость сурдопереводчика для работы со спортсменами с нарушением слуха;

-отсутствие опыта общения судейского состава с людьми с инвалидностью.

По состоянию на декабрь 2016 года в МБОУ СОШ №38 обучается 13 детей с инвалидностью. Из них ни один ребёнок не принимал участие в сдаче нормативов проходящих внутри образовательной организации. На сегодняшний день материально-техническая база учреждения готова для принятия тестов ОФП комплекса. Но уровень подготовки судий из числа учителей физической культуры и волонтёров из числа учеников образовательной организации не позволяет эффективно работать с данной категорией детей.

Для эффективной организации тестирования детей с ОВЗ необходимо:

  1. Провести мониторинг детей с инвалидностью с учётом по географического проживания, возраста и нозологии;
  2. Разработать карту доступности объектов спорта и физической культуры для детей с инвалидностью для сдачи норм ГТО;
  3. Разработать механизм содействия получения медицинского допуска к сдачи норм ГТО;
  4. Обучить учителей ФК, членов волонтёрских отрядов навыкам работы с детьми с ОВЗ в рамках комплекса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .

Использование дистанционных форм при организации обучения  детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение  необходимо для социализации и адаптации ребенка в ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...

СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен опыт применения методики формирования ритмо - скоростной основы техники в плавании у детей с нарушением интеллекта....