Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО» Детей с ограниченными возможностями здоровья
материал по физкультуре на тему
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_aspekty_gto_dlya_ovz.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические аспекты организации тестирования ВФСК «ГТО»
Детей с ограниченными возможностями здоровья
Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.
Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в нормативных актах представленных на слайде.
Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.
В соответствии с нормативными документами на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.
Основная группа здоровья (I группа)
- Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.
Подготовительная группа здоровья (II группа)
- Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
- Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
- Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.
Специальная группа здоровья (III группа)
- Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
- Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
- Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
- Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.
Специальная группа здоровья делится на:
1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.
2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.
Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?
Выдержки из Письма Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г.:
- Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
- Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
- В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
- Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Но в то же время индивидуальные особенности физического и психического здоровья детей не учитываются ни в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, ни в рамках даже школьной дисциплины «Физическая культура». Первым шагом к формированию условий, обеспечивающих физическое развитие детей с ограниченными возможностями, можно считать апробацию «Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ общего образования» и «Проекта специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования». Но ни один из этих проектов не проработан на должном уровне. Так, в обоих проектах проблема физического воспитания детей с ограниченными возможностями рассматривается только в рамках начального общего образования. К тому же в «Проекте специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» изменения предусмотрены только в образовательной дисциплине «Филология». Исходя из этого, данные проекты должны быть существенно доработаны на федеральном уровне. Одним из условий освоения детьми-инвалидами нормативов ГТО является использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ). Под ними понимается определенная форма развития психологических и психофизический возможностей детей. Имеется интересный зарубежный опыт создания эффективных моделей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Полагаем, что необходимо перенять данный опыт и адаптировать его к программам образовательных учреждений РФ всех уровней. Это поможет разработать комплекс мер по физическому развитию детей-инвалидов для их дальнейшей адаптации в обществе.
Успешным опытом опережающего внедрения ВФСК «ГТО» поделились специалисты БУ «Центр адаптивных видов спорта». На II Региональной научно-практической конференции «Опыт внедрения и научно-методическое обеспечение ВФСК «ГТО» в ХМАО-Югре» Артём Владимирович Кареба представил результаты апробации уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов комплекса.
По информации центра в период с 28 сентября 2016 года прошли апробацию более 30 детей с инвалидностью. Испытуемым было предложено 4 вида испытаний: сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание туловища из положения лёжа на спине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперёд из положения сидя прямыми ногами.
По результаты апробации выявили ряд проблем:
-сложность получения медицинского допуска;
-необходимость сурдопереводчика для работы со спортсменами с нарушением слуха;
-отсутствие опыта общения судейского состава с людьми с инвалидностью.
По состоянию на декабрь 2016 года в МБОУ СОШ №38 обучается 13 детей с инвалидностью. Из них ни один ребёнок не принимал участие в сдаче нормативов проходящих внутри образовательной организации. На сегодняшний день материально-техническая база учреждения готова для принятия тестов ОФП комплекса. Но уровень подготовки судий из числа учителей физической культуры и волонтёров из числа учеников образовательной организации не позволяет эффективно работать с данной категорией детей.
Для эффективной организации тестирования детей с ОВЗ необходимо:
- Провести мониторинг детей с инвалидностью с учётом по географического проживания, возраста и нозологии;
- Разработать карту доступности объектов спорта и физической культуры для детей с инвалидностью для сдачи норм ГТО;
- Разработать механизм содействия получения медицинского допуска к сдачи норм ГТО;
- Обучить учителей ФК, членов волонтёрских отрядов навыкам работы с детьми с ОВЗ в рамках комплекса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.
Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
Организация дистанционного обучения (ДО) детей с ограниченными возможностями здоровья .
Использование дистанционных форм при организации обучения детей ОВЗ дает возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребенка в ...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум – ...
СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен опыт применения методики формирования ритмо - скоростной основы техники в плавании у детей с нарушением интеллекта....