Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования
статья по информатике и икт на тему
В данной статье дается понятие образовательной компетенции, рассматриваются виды компетенций и рассказывается каким образом повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24»
Формирование компетенций учителя и учащихся
как средство повышения качества образования
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно - и социально значимой продуктивной деятельности.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная компетенция. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанционного обучения. Дистанционные курсы в разных областях являются наиболее эффективными формами обучения. Педагогические находки учителей при дистанционном обучении могут пригодиться многим практикующим специалистам при построении собственных методик обучения, для разработки дидактических материалов к урокам, а, следовательно, способствуют повышению качества знаний учащихся.
Дистанционное обучение как одна из форм образования развивается в общем русле научно-технического революции и информатизации общественной жизни. Новый всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети Интернет. Говоря далее о достоинствах и преимуществах дистанционной формы обучения, мы, прежде всего, будем иметь в виду перспективы внедрения данной формы в систему повышения квалификации учителей. Таким образом:
- Дистанционное обучение в мировой практике одна из утвердившихся форм обучения.
- Дистанционное обучение востребовано обществом, пользуется популярностью.
- Дистанционное обучение - наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания.
- Методы дистанционного обучения применяются в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей, в системе подготовки управленческих кадров.
Необходимыми условиями развития дистанционных форм обучения являются:
- наличие компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи,
- начальный уровень подготовки учителей в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности).
Важное отличие дистанционного курса от очного состоит, на наш взгляд, в том, что при дистанционной форме обучения от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.
В качестве примеров сайтов, на которых учитель самостоятельно может пройти дистанционное обучение, можно привести следующие:
- http://edu.of.ru/
- http://dist-tutor.info
- http://intuit.ru
- http://planeta.tspu.ru/
- http://isoproject.ru.
- http://distant.ioso.ru/do/curse/title.htm
- edu.1september.ru
Наиболее актуальным для учителей информатики является сайт Интернет-Университета информационных технологий INTUIT.RU. Здесь представлено множество бесплатных курсов, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, интересных докладов и другой полезной информации, а также возможность доработки курсов и внесения предложений и замечаний по их организации.
Нами были закончены курсы на данном сайте по темам «Основы локальных сетей», «Основы работы с CorelDRAW X3» и получены соответствующие сертификаты. Благодаря законченным курсам мы разработали систему тестовых заданий по данным темам, комплекс практических упражнений для работы в графическом редакторе CorelDRAW, которые успешно применяются на уроках как средство проверки и повышения качества знаний учащихся. Кроме того, лекционный материал, полученный при прохождении программы курсов, регулярно применяется при подготовке к урокам и объяснении нового материала.
Повышение компетентности учителя может осуществляться посредством создания собственных сайтов в рамках самостоятельного обучения. На данных сайтах педагоги могут разместить собственные методические разработки и получить соответствующие сертификаты и дипломы, которые значительно помогут им при создании собственного портфолио достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.
Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

Методический семинар по теме: «Формирование компетенций учителя и учащегося, как средство повышения качества образования».
«Взрослые учат нас своими советами и примерами, а дети - своей верой и ожиданием». ...

Формирование ключевых компетенций учителя и обучающихся как условие повышения качества образования
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных зн...

Выступление на педагогическом совете по работе над проектом «Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования по математике в условиях реализации ФГОС»
Текст выступления на педагогическом совете....

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)
Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»
Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...