«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
проект
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putevoditel_po_trope.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»
Липецкая область , Хлевенский район
Областной конкурс «Лесная тропа»
Наименование направления: «Эколого-просветительская работа»
Наименование работы : «Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок» Проект
Автор: Луцевич Андрей Анатольевич
Руководитель: Родионова Татьяна Фёдоровн, учитель географии
Год разработки материала: 2017 г
ГБОУ «Специальная школа -интернат с Дмитряшевка»
Хлевенский район Липецкая область
УЧЕБНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
«ТАЙНЫ ЛЕСНЫХ ТРОПИНОК»
ПУТЕВОДИТЕЛЬ (ПРОЕКТ)
УЧЕБНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «ТАЙНЫ ЛЕСНЫХ ТРОПИНОК» создана в урочище «Широкий лес » в 2-х км к югу от села Дмитряшевка, Хлевенского района учащимися «Специальной школы - интерната для детей с ОВЗ».
Основное назначение тропы - проведение исследований по изучению состояния окружающей среды, приобретения трудовых навыков и умений, связанных с улучшением природного окружения, пропаганды природоохранительных идей, а также воспитания экологического мышления.
Протяженность тропы – 1км. 800 м. Учебно – экологическая тропа насчитывает 10 станций, которые оборудованы информационными щитами.
Адрес тропы: Хлевенский район, с. Дмитряшевка, поселок Речка, ул Свободы.
Ответственные за тропу – учащиеся Дмитряшевской школы- интерната во главе с руководителем Родионовой Т. Ф.
Телефоны школы : 8-(4742)-3-83-25, 8-(4742)- 3-81-62.
Составитель : Родионова Т. Ф. – учитель географии Дмитряшевской школы- интерната.
с. Дмитряшевка
2017г.
АННОТАЦИЯ
В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии - ботанику, зоологию, общую биологию, географию, ОБЖ Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении. К тому же в «Специальной школе-интернате с. Дмитряшевка» обучаются дети с ОВЗ. Они здесь живут круглосуточно. Школа находится в природном ландшафте – парке, лесной массив находится в 2 км. Воспитательная работа во внеурочное время направлена на экологическое воспитание.
Цель тропы – воспитание экологической грамотности, коррекция эмоционально-волевой и психической сфер у учащихся с ОВЗ
Задача - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке «Школа- урочище «Широкий лес», воспитывать экологическую культуру и прививать трудовые навыки.
- УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА – КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной и практической деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому создание экологической тропы должно быть направлено прежде всего на разные категории посетителей:
- учащихся образовательных учреждений,
- детей дошкольных учреждений,
- посетителей: отдыхающих, любителей-грибников, туристов.
Для того, чтобы тропа выполняла полностью свое предназначение, к ее созданию предъявляются определенные требования:
- маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и должен учитывать условия данной местности;
- тропа должна быть расположена в доступной для посещения местности;
- маршрут прокладывается уже по изученной и сложившейся дорожно-тропиночной сети;
- тропа должна пролегать по местности, которая бы отражала полностью цели и задачи создателей тропы;
- тропа должна нести информационную нагрузку: познавательную, просветительную и предостерегающую;
- маршрут учебной экологической тропы не должен быть более 2 километров.
Итак, учебная экологическая тропа должна стать действующей, работающей и «читаемой книгой природы», где от экскурсии к экскурсии, от остановки к остановке, как от страницы к странице, учащиеся смогут познавать тайны природы, видеть чудеса, происходящие в ней и проникаться к ней огромной любовью и восхищением.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы должна проходить в три основные этапа:
-организационный;
-теоретический;
-практический.
Роль руководителя по созданию учебной экологической тропы отведена учителю. Первый этап – изучение участка природы – планируемого маршрута тропы, изучение краеведческой литературы, знакомство с природным комплексом урочища «Широкий лес», биоразнообразием отдельных биогеоценозов, встречающихся на маршруте тропы, работа с определителями растений, составление каталога редких и исчезающих видов растений и животных, физико-географической характеристики ПТК данной местности. Эта работа под силу учащимся и она будет выполнена при непосредственном участии и взаимодействии учителя. Следующий этап работы связан с определением маршрута тропы, где необходимо составить схематический план с нанесением всех остановок. В работу по организации учебной экологической тропы могут и должны быть вовлечены административные структуры образовательного учреждения и поселения, по территории которого будет проходить маршрут тропы.
Практическая деятельность при организации тропы многогранна и многоэтапна. Учащиеся непосредственно должны участвовать в разработке маршрута тропы, в подборе объектов живой природы для изучения при проведении экскурсий, на практике применять знания, полученные на подготовительном этапе работы над созданием тропы.
Другой важный этап совместной работы учителя и учащихся – оснащение и благоустройство маршрута учебной экологической тропы с учетом всех требований:
-информация : лозунги, призывы, указатели, предупреждающие знаки – помещаются на специальных щитах, которые находятся на хорошо просматриваемой территории. Содержание помещаемых на щитах текстов может быть определено на основании проведенных среди учащихся конкурсов. Силами учащихся школы проводится оснащение тропы – сооружаются скамейки, кормущки и скворечники для птиц.
Учебно-экологическая тропа имеет свою историю. Первая была создана в 1986 г и действовала до 1999г. В силу утраченного внешнего вида она перестала действовать, но в школе-интернате продолжалась работа по непрерывной системе экологического образования и воспитания.
На тропе должно быть 10 станций, представленных информационными щитами, три оборудованных места отдыха, оборудованный родник,
«Мемориальный Парк», который открыт ГУ МЧС Липецкой области летом 2017 г.
В системе экологического образования и воспитания действуют дополнительные общеразвивающие программы: «Зелёный наряд» , «Экология родного края», «Я и мой дом», «Моя первая экология», «Юный эколог».
Публикуется материал о работе юных экологов в районной газете «Донские вести», а также размещён на сайте школы-интерната и делаются отчёты о проведенных конкурсах , проводимых Областными и Всероссийскими организациями.
Место для схемы тропы -
Условные ориентиры: Станции:
-ручей Станция №1 «Природа – наш общий дом»
-мостик через ручей Станция №2 «Лес – зелёный друг»
-тропа Станция №3 «Лесной госпиталь»
-овраг Станция №4 «Память»
-поселок Речка Станция №5 «Лесная книга»
-здания КФХ Станция №6 «Лесная поляна»
-Мемориальный Парк Станция №7 «Ёлочка»
-поле, пашня Станция№8 «Удивительное рядом»
-площадки отдыха Станция №9 «Наедине с природой»
-посадки леса Станция №10 «Вода – чудо природы»
-муравейник
-родник
-хвойный лес
-лиственный лес
-информационный щит
-кормушки, скворечники
-станции
Перечень остановок с краткой аннотацией по каждой.
«Природа- наш общий дом» – Школа –интернат- стартовая площадка.
На территории школы находится парк, сквер «Берёзовый», который заложен в 1988г, «Фруктовый дендрарий», заложен 2016г, Цветники. Они являются экспериментальной работой
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще – природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь! Сергей Смирнов
Станция №1 «Природа – наш общий дом» Дорогие друзья! Мы дарим вам учебную тропу «Тайна лесных тропинок», чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая природа. Мы хотим, чтобы у каждого, кто пройдёт по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения.
«Природа – большое Богатство страны. Природа – здоровья и сил кладовая.
Она украшенье родимого края Её охранять и беречь мы должны»
Такими словами встречает посетителей первая станция экологической тропы.
Каждому посетителю необходимо помнить, что урочище «ШИРОКИЙ ЛЕС» - ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ, а поэтому должны вести себя так, чтобы оставить меньше следов своего пребывания на тропе, чтобы этого не почувствовали на себе деревья и травы. звери и птицы, а также выполнять правила поведения на тропе: - Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай, не шуми и не собирай насекомых и растений для коллекции
Станция №2 «Лес – зелёный друг»
«Людям надо непременно Ведь для них во всей Вселенной
Сохранить свой мир земной Нет жилплощади иной».
«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей: он сын её» И.С. Тургенев
Лес – самый верный помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры.
ЛЕС! Сколько в нём чарующей красоты!
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
Юные экологи школы-интерната постоянно расширяют площадь леса в Хлевенском районе- Помните, что самым страшным бедствием для леса является пожар. - Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное и береги лес от пожара!
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н. Толстой
Станция №3 «Лесной госпиталь» напоминает, что
- Нельзя ломать ветвей, срывать кору с деревьев, оставлять надписей, повреждать режущими предметами ,т.к. на раненую поверхность попадают болезнетворные микроорганизмы, споры грибов трутовиков, которые разрушают ткани и приводят деревья к гибели. Чтобы защитить дерево от вредных грибов, надо срезать или сбить трутовики и унести их из леса, а ранки на коре дерева покрыть замазкой или масляной краской.
«Надо сердцем постигнуть
мудрое устройство природы,
Её силу и хрупкость,
Могущество её законов и её незащищённость»
Ю. Нагибин
«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения» М.М. Пришвин
Станция №4 «Память» Священное место на тропе… Во время Великой Отечественной войны в 1942 году линия фронта проходила всего в нескольких км от села Дмитряшевка. Существовавшую переправу через Дон немцы бомбили почти ежедневно. В Широком лесу находился полевой госпиталь 167 стрелковой дивизии. Самые ожесточённые бои развернулись у села Большая Верейка. Осенью 1942 г немецкая авиация бомбила госпиталь, погибло более 1000 военнослужащих. Умерших от ран и погибших хоронили в братских могилах здесь же, в Широком лесу.
В 2015 году, в часть 70-летия Великой Победы, сооружён Мемориальный комплекс сотрудниками ГУ МЧС по Липецкой области, а летом 2017г открыт Мемориальный Парк
«И от дома отчего вдали, «Покуда сердца стучатся -
Грудью заслонив свою державу, Помните!
По дорогам дымным пронесли Какой ценой
Мы её могущество и славу» Завоёвано счастье…»
К. Ваншенкин Р. Рождественский
Станция №5 «Лесная книга»
Лес – чудесный учебник, который создала сама природа. Стоит присмотреться повнимательней и лесная книга сама раскроет свои тайны. Например, роевая оса-отличный кулинар. Из мух она делает «котлеты»., которыми кормит своё потомство. Здесь можно встретить коровку-семиточечную. Питается она в основном тлями. Учёные подсчитали, что если не уничтожать тлей, они за один год покрыли бы метровым слоем всю Землю, а коровка-семиточечная за один день съедает сотню больших тлей.
«Искреннее изумление перед открывшееся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» В.А. Сухомлинский
С 28 мая 1987г на опушках леса проводится опыт «Приживаемость черешчатого дуба, посаженного жёлудями» В первые годы дуб готовился к своей многовековой жизни, глубоко пускает свои корни . С 10-летнего возраста в среднем рост ствола и ветвей отмечается до 15 см в год, Вот уже много лет поколения юных экологов школы-интерната ведут свои наблюдения
Друзья! Будьте наблюдательны, и вы откроете много лесных загадок.
Станция №6 «Лесная поляна» Слева ( по направлению движения по тропе) -большое сельскохозяйственное поле, справа – лес.
«… Давай пройдёмся медленно по лесу Не для того, чтоб рвать или срезать,
И «Здравствуй» скажем каждому цветку. А чтоб увидеть добрые их лица
Я должен над цветами наклониться И доброе лицо им показать.
Самед Вургун
Редки для нашего леса стали растения: сон-трава, колокольчик-персиколистный, ветреница дубравная, ландыш, купальница, адонис весенний, любка двулистная, медуница, зверобой, первоцвет весенний. Они занесены в Красную книгу и находятся на грани исчезновения.
Друзья! - Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её Цветы!
«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком» А. .Швейцер
Станция №7 «Ёлочка» информирует о том, что Воронежским НИИ заложен
Опыт: «Географические культуры ели 46 популяций». Заложен в 1976 г. Воронежским НИИ селекции и генетики. Здесь находится самый южный ареал ели (южнее ей препятствует значительная сухость). Юные экологи наблюдают за их ростом и развитием. В год прирост составляет 75-80 см.. Возраст определяется по годичным кольцам и мутовкам. Вырубка ели строго запрещается! Обратите внимание на красоту ели. Она прекрасна в любое время года.
Станция №8 «Удивительное рядом» Дорогие друзья! На тропе вы встретите много муравейников. Взято на учет более 50. Учащиеся провели эксперимент - искусственное разделение 3-х муравейников, за которыми ведут наблюдение… На этой станции можно познакомиться с птицами урочища «Широкий лес». Юные экологи провели наблюдения за парой скворцов во время вскармливания птенцов. За день сделано 235 прилетов с кормом. Вот почему масса птенцов удваивается за 2-3 суток, а в результате биологического метода защиты растений убытки в сельском и лесном хозяйстве снижаются на20-30%
Здесь же грибников природа ежегодно щедро одаривает множеством съедобных грибов.
Посещая станцию, вы получите информацию об их правильном сборе, которые служат для питания человека и животных, а также для получения ценных лекарств.
Станция №9 «Наедине с природой» приглашает гостей тропы на активный отдых в природе.
Специально отведённое место оборудовано всем необходимым: стол, лавочки, кострище. Для костра используйте сухой валежник, а воду принесите из родника «Корчажки» (станция №10 «Вода-чудо природы»)
«Мы любим лес
В любое время года.
Мы видим речек медленную течь.
Всё это называется – природа,
Давайте же всегда её беречь!»
М. Дудин
Дорогой друг! Если тропа покорила тебя, - оставь в своём сердце добрую память о ней.
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» Л.М. Леонов
Станция №10 «Вода – чудо природы» От этой станции надо спуститься по пологому склону балки «Сухая речка» и вы услышите журчание ключевой воды родника «Корчажки» с местом отдыха. Расход воды составляет 0,4л/сек. Родник имеет надёжный сток, аккуратно вписан в ландшафт, территория исключает его заливание. Вода чистая, источников загрязнений вокруг нет. С правой стороны на склоне северной экспозиции вам откроется панорама геологического обнажения и вам покажется, что находитесь на дне девонского моря. Если внимательно присмотреться, то увидите камни, по которым можно прочитать историю земной коры нашего края.
На этом экскурсия по учебно-экологической тропе заканчивается. Если тропа покорила тебя, - оставь в своём сердце добрую память о ней: верь. что нет ничего прекрасней единения с Природой, именно в ней – истоки счастья человеческого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная экологическая тропа
Из-за потребительского отношения к природе она сегодня находится на грани исчезновения, и перед человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...
Учебная экологическая тропа
Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...
Учебная экологическая тропа
Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...
Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22
Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.Ребята всех возрастов л...
Учебная экологическая тропа
В пособии рассказывается об учебной экологической тропе. Раскрыт опыт, связанный с созданием учебной экологической тропы.Адресована учителям, воспитателям, учащимся и всем, кого интересует эколо...
Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)
Рекомендации по созданию учебной экологической тропы разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению и сохранению природы родного края. Автор реком...
Сценарий мероприятия "Тайны лесной тропинки"
Сценарий мероприятия "Тайны лесной тропинки" можно провести", как на уроках "Окружающего мира", так и во внеурочное время....