Учебная Экологическая тропа на базе МОБУ СОШ №22
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Работа по созданию учебной экологической тропы в школе работа кропотливая и сложная.
На базе нашей школы создана тропа на основе соснового массива расположенного недалеко от нее.
Ребята всех возрастов любят уроки и мероприятия проводимые на тропе.
здесь представлены основные этапы и краткое их описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_ekologicheskaya_tropa2012.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа – уникальный класс под открытым небом. Задания, которые учащиеся выполняют на тропе во время комплексных экскурсий и полевых практикумов, разрабатываются на междисциплинарной основе.Такой подход способствует повышению научного уровня школьного образования; служит эффективным средством интеграции обучения и воспитания.
Цели и задачи:
1.Совершенствовать экологическое образование и воспитание учащихся
2. Формирование экологической культуры на основе конкретной работы по изучению взаимоотношений в системе (ОБШЕСТВО- ПРИРОДА).
3. Выявить экологически неблагополучные территории п. Север и п. Восток
4. Привлечь ребят к пропаганде экологических знаний
5. Провидение агитационных работ среди населения по улучшению качества окружающей среды
Учебная экологическая тропа.
Лучший пропагандист природы – сама природа. И чем ближе к ней дети, тем глубже они поймут ее, станут духовно богаче. Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. В детях это тяготение выражено особенно ярко: ветер и солнце, лес и вода доставляют им огромную радость. Надо ли доказывать, какое доброе влияние оказывает природа на детей!
Поэтому внимание школы, учителей должно быть направлено на пробуждение и поддержание интереса у школьников к познанию окружающего мира, умение видеть прекрасное, в привычном – необычное, в обыденном – чудесное. Задача школы – воспитание экологически грамотных детей. В решении этой важной задачи большую роль играет учебная экологическая тропа. Создание этой тропы мы начали с выбора места, стараясь проложить ее по разным природным объектам. Тропа условно разделена на станции:
1 станция – «Природный комплекс – лес»
2 станция – «На озере Восточном»
3 станция – «Антропогенное загрязнение»
- станция – «Березовая роща»
- станция – «Удивительное рядом»
6 станция – «Овраг»
Для проведения экскурсии на экологической тропе подготовлена группа экскурсоводов, подобран интересный материал и разработаны практические работы для каждого предмета.
Практические работы на уроках природоведения:
- Знакомство с живой и неживой природой.
- Разрушительная работа воды.
- Растения болот, леса.
- Ведение фенологических наблюдений.
География
- Глазомерная съемка местности.
- Определение крутизны склона нивелиром.
- Описание природных комплексов: лес, болото.
- Описание ручья.
- Способы ориентирования на местности по компасу, по местным признакам.
- Эрозионная деятельность воды.
Биология
- Описание экосистемы.
- Знакомство с растительным миром своего края.
- Влияние освещенности, увлажнения на отдельные растения
- Фенологические наблюдения.
- Причины листопада.
- Определения годичного прироста сфагнума.
- Определения чистоты воздуха.
- Влияние водохранилища на окружающую среду.
- Определение возраста деревьев.
- Знакомство с редкими растениями.
- Знакомство с лекарственными растениями.
В любое время года на тропе нужно природоохранительные работы.
Тропа дает возможность для проведения уроков по другим предметам.
Учитель химии имеет возможность определить химический состав воды и почвенного раствора.
Учителя литературы, изучая творчество М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, могут проводить уроки на природе. К. Паустовский воспевает красоту Мещерской стороны и гневно обрушивается на тех, кто ее истребляет, называет эти действия безнравственными и беззаконными. «Нужно всеобщее усилие, чтобы оградить нашу природу от обезображивания. Красота Земли должна быть одним из могучих факторов при воспитании нового человека
- Щит – схема тропы с названиями станций и стихи.
Того, кто в лес войдет как враг,
Затем, чтоб гнезда разорять,
Заманит он в глухой овраг
И станет ветками хлестать!
Но если ты придешь как друг,
Все будет радостно вокруг,
И много сказочных чудес
Тебе покажет старый лес.
В. Лифшиц.
2. Щит – станция №1 «Природный комплекс – хвойный лес»
Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Дальневосточная тайга… Она поражала многих: и впервые оказавшихся на берегах Амура новоселов и видавших виды путешественников и ученых.
3.Щит- станция №2 «На озере Восточном » На нашей планете тысячи рек озер . В них водятся ценные породы рыб .Но из-за поступления в водоемы вредных веществ многие обитатели водоемов погибают .
4.Щит-станция№3 «Антропогенное загрязнение» Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – ЗЕМЛЯ. Она кормилица. Мы должны беречь ее заботится о ней умножать ее плодородие.
5.Щит-станция№4 «Березовая роща» Трудно представить себе Землю без леса .Лес – чудесное творение природы .Он прекрасен во все времена года .Леса украшают Землю «они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение» -писал А П.Чехов.
6.Щит – станция № 5. « Удивительное рядом. » Поляна душистой прекрасной ягоды земляники.
7.Щи - станция №6. «Овраг » Природное воздействие дождей послужило образованию причудливых ран на склоне сопки. Мы будим принимать меры по их исцелению.
8. Щит - последняя стоянка: РЕБЯТА. Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охраны природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревцо веточку каждый цветок. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте лесных пожаров .НЕ загрязняйте реки озера и не губите рыбу.
Деревце трава цветы и птицы
Не всегда умеют защитится
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни. Д. Родинович.
Наши дела:
На базе нашей школы создан отряд ,,Лесные ребята ,, среди учеников 7-9 классов , в течении трех лет проводится пропагандистская работа за чистоту в п. Север и п. Восток
Учащиеся школы взяли шефство за озером Восточное и прилегающему лесному массиву.
Нами были проведены следующие мероприятия по сохранению естественного облика этих объектов.
Установили таблички о запрете купания.
Стенды с информацией о загрязнении и вреди мытья машин
Нами были очищены берега от мусора, созданы места для сжигания мусора и его утилизации
Поместили информацию о нахождении вредных в воде веществах и их влиянии на человека и обитателей водоема
.Проводится ежегодная информация о защите « зеленых красавиц» в канун новогодних праздников
. В осенний и весенние периоды ведем информацию о противопожарных методах среди населения п. Север
. Периодически проводим субботники по уборки мусора рядом с лесным массивом
В зимний период учащимися младших классов сделаны и установлены кормушки для зимующих птиц, проводим подкорм и других обитателей леса.
Паспорт на учебную экологическую тропу .
Местонахождения: район п. Восточный города Райчихинск. Амурской Области.
Землепользователь:Администрация города Райчихинска.
Значение экологической тропы: Формирование экологической культуры, опытническая и экскурсионная работа, учебно-исследовательская деятельность, экологический мониторинг.
Краткое описание границ маршрута: начало тропы- МОБУ СОШ №22 г.о.г. Райчихинска по территории поселка Север к озеру Восточное.
Протяженность маршрута: 3 км.
Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты: экологическая тропа имеет следующие остановки: «Природный комплекс – хвойный лес», «На озере Восточном », «Антропогенное загрязнение», «Березовая роща» , « Удивительное рядом. » , «Овраг».
Режим использования: проведение экскурсий, уроков на природе, учебно-исследовательской деятельности, экологический мониторинг.
Необходимые мероприятия: очищение территории побережья озера Восточное, противопожарные мероприятия соснового леса.
Охрана маршрута: Голубой патруль ДЭО «Лесные ребята».
Шефствующие учреждения: нет.
Тексты и знаки на тропе.
Создание экологической тропы позволило вовлечь ребят в научно обоснованную практическую деятельность по охране природы. На тропе представлены основные экосистемы края: степные, лесные и водные. Один из способов повышения информативности тропы- установка аншлагов и стендов, которые на нашей тропе представлены трех видов: инструктивные, познавательные, эмоциональные.
Инструктивные тексты информируют о правилах поведения на тропе; познавательные- об окружающих природных объектах; эмоциональные- содержат стихи и афоризмы на природоохранную деятельность.
Вот несколько примеров аншлагов и стендов:
«Благодарим вас за то, что вы не рвали цветы, не жгли костры, не разоряли гнездовья птиц».
«Не шуми. Послушай голос леса».
«не оставляйте на тропе ничего кроме следов своих ног».
«Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут после вас».
«От тебя зависит, увидят ли твои дети эту Землю такой, какой ее видишь ты».
А вот примеры познавательных текстов на стендах:
«Лесной воздух содержит в 40 -70 раз меньше болезнетворных бактерий, чем городской».
«Этот милый лес – старинный поставщик сырья, кормилец и хранитель урожая, символ достатка и могущества русской природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная экологическая тропа
Из-за потребительского отношения к природе она сегодня находится на грани исчезновения, и перед человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимос...
Учебная экологическая тропа
Опыт работы экологических троп Забайкальского края представлен Т.В. Воропаевой, старшим преподавателем академической кафедры экологии и э.о. ЗабГГПУУчебная экологическая тропа – специально оборудованн...
Создание экологической тропы на базе образовательного учреждения
АННОТАЦИЯ В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дис...
Учебная экологическая тропа
Учебная экологическая тропа – одна из форм природоохранной организации изучаемой территории. Основное назначение тропы – воспитание у школьников любви к природе, заинтересованности в ее со...
Учебная экологическая тропа
В пособии рассказывается об учебной экологической тропе. Раскрыт опыт, связанный с созданием учебной экологической тропы.Адресована учителям, воспитателям, учащимся и всем, кого интересует эколо...
Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)
Рекомендации по созданию учебной экологической тропы разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению и сохранению природы родного края. Автор реком...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...