Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"
проект
Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способамит словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кологривская средняя общеобразовательная школа
Кологривского муниципального района Костромской области
Практико-ориентированный творческий проект
«Удивительное путешествие по стране Новых слов»
Руководитель проекта:
учитель - логопед МОУ КСОШ Голубева О.Г.
2016 г
Содержание.
- Актуальность……………………………………………………………………..
- Гипотеза…………………………………………………………………………..
- Краткая аннотация проекта……………………………………………………...
- Участники проекта……………………………………………………………….
- Тип проекта……………………………………………………………………….
- Цель проекта……………………………………………………………………...
- Задачи проекта……………………………………………………………………
- Формы и методы реализации проекта…………………………………………..
- Предполагаемый результат……………………………………………………...
- Перспективный план реализации проекта…………………………………….
- Описание хода проекта………………………………………………………….
- Результат………………………………………………………………………….
- Заключение……………………………………………………………………….
- Приложение..…………………………………………………………………….
''Люблю обычные слова, как неизведанные страны.''
Д.Самойлов
Актуальность
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от нерезко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое словотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «изкомпотился»), тогда как этап образования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но по¬дошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов. В условиях разговорно-бытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере речевой деятельности, так как дети предпочитают пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это, в свою очередь, ведет к обеднению словарного запаса и не помогает преодолевать аграмматизм в области словообразования, так как без практики, без упражнений речевые умения не будут совершенствоваться. Базовую функцию раздела «Морфемика и словообразование» соотносят с формированием орфографических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучающихся в начальной и средней школе, является способность разобраться в морфемной структуре слова. Следовательно, отработка и развитие морфемной зоркости в начальных классах, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствующие им морфемы становятся базой для усвоения русского правописания и формирования орфографической зоркости.
Учитывая большую значимость развития познавательной деятельности учащихся в работе над словом, считаю проблему словообразования актуальной. Поиски актуальных путей коррекционной работы по устранению нарушений словообразовательных процессов являются проблемой проекта.
Гипотеза. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.
Если применять методику проекта в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями устной и письменной речи, то у детей увеличивается словарный запас, речь становится богаче и ярче, развивается связная речь.
Краткая аннотация проекта
Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способами словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.
Участники проекта: учащиеся 3-классов, педагоги начального звена, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный творческий, групповой, долгосрочный.
Цель проекта: создание условий для коррекции и развития навыков словообразования и словоизменения у учащихся 3-х классов.
Задачи проекта:
- практическое усвоение способов словообразования, закрепление умения разбора слов по составу;
- развитие внимания, умения наблюдать за словом;
- развитие лексики;
- содействие развитию познавательных и творческих способностей;
- развитие навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
- развитие навыков проектной деятельности;
Формы и методы реализации проекта:
- диагностика;
- логопедические занятия;
- совместные игры учителя-логопеда с учащимися;
- коммуникативная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- презентации и выставка, демонстрирующие достижения продуктивной деятельности.
Предполагаемые результаты:
- улучшение показателей по всем направлениям словообразовательного и лексико - грамматического строя речи учащихся;
- уточнение и обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие памяти, внимания, мышления учащихся;
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
- повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.
Перспективный план реализации проекта
Подготовительный этап (информационно-аналитический)
(срок реализации: 2 недели)
Подготовительный этап (информационно-аналитический) (срок реализации: 1 неделя) | ||
№ | Содержание деятельности | Ответственный исполнитель |
1. | Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта. | Учитель-логопед |
2. | Изучение и анализ методической литературы. | Учитель-логопед |
3. | Подготовка методического и дидактического материала по разделу «Состав слова. Словообразование». | Учитель-логопед |
4. | Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми. | Учитель-логопед |
Основной этап (срок реализации: 3 недели) | ||
№ | Содержание мероприятия | Ответственный исполнитель |
1. | Проведение серии логопедических занятий по теме «Состав слова. Словообразование» согласно рабочей программе. | Учитель-логопед |
2. | Проведение дидактических игр «Лото однокоренных слов», «Назови ласково», «Три пирамиды» , «Родственники» и т.д. | Учитель-логопед |
3. | Создание словарика профессий (словообразование при помощи суффиксов). | |
4. | Творческая мастерская: составление сказок, персонажами которых являются приставка, корень, суффикс, приставка, окончание. Изготовление книжек-самоделок. | Учитель-логопед, родители |
5. | Творческая мастерская: создание коллажа творческих работ учащихся «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создает макет дерева с однокоренными словами. | Учитель-логопед Родители |
5. | Проведение консультаций для родителей и педагогов. | Учитель-логопед |
Презентационно - завершающий (срок реализации – 2 недели) | ||
1. | Презентация мини-библиотеки. Представление сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами. | Учитель-логопед |
2. | Итоговое обобщающее занятие. | Учитель-логопед |
3. | Контроль полученных знаний. | Учитель-логопед |
4. | Презентация проекта (педсовет). | Учитель-логопед |
Описание хода реализации проекта
На момент старта проекта обучающиеся приступили к изучению материала раздела «Состав слова. Словообразование» (рабочая программа логопедических занятий по коррекции смешанной формы дисграфии).
На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Мною был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы.
На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово», «Ответь на вопрос», «Родственники» .
Работа над книжкой – самоделкой, персонажами которой являлись корень, приставка, суффикс и окончание способствовала не только развитию речи школьников, но и учила работать коллективно, развивала художественные, эстетические способности детей. Совместно с учителем - логопедом дети составляли рассказ или сказку по теме. Это были фантастические, сказочные истории и т.д. При внесении в книгу текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка: запись под диктовку педагога, самостоятельная запись, списывание с образца.
В ходе создания словарика профессий дети провели собственное мини-исследование.
На 1 этапе нужно было вспомнить и записать название всех известных профессий.
Для этого учащиеся:
- вспоминали сами;
- спрашивали у родителей, знакомых;
- читали в книгах, энциклопедиях;
- искали в Интернете.
Одновременно отвечали на вопросы:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Каким словам задаём вопрос Кто это?
- Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
- Как изменяются имена существительные?
- Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
- Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
II этап. Во всех словах требовалось определить части слова.
Для этого вспоминали:
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
III этап. Нужно распределить все слова по группам.
Для этого:
- внимательно читаем, написанные правильно слова;
- выясняем, что общего в этих словах;
- записываем их в таблицы.
Вывод: Слова – профессии могут образоваться при помощи:
- Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
- Приставки: повар, прораб.
- Приставки и суффикса: проходчик.
- Соединения основ: фотограф.
- Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
Пока учащиеся находили ответ на наш вопрос:
- Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
- Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
- Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
- Разгадывали ребусы, кроссворды, тесты.
- Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
- Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
- Узнали, кем работают родители.
- Задумались о выборе своей профессии.
- Научились работать дружно.
Большой интерес детей вызвало изготовление панно творческих работ «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создавал макет дерева с однокоренными словами.
Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением мини-плаката «Части слова». Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, учащиеся с удовольствием выполняли предложенные задания, положительный результат достигнут.
Мною была приготовлена презентация проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной творческой деятельности.
Результат
Анализ результатов
Учащимся 3 класса был предложен диктант:
Над полем и лесом светит солнышко. Потемнели дороги, посинел на речке лед. Заспешили ручьи к речушке. На дереве надулись пахучие почки. У скворечни хлопочут скворцы. На опушке зайчик присел, огляделся. Ушки на макушке у робкого зверюшки. На полянке, у лесного ручейка, играют медвежата. Идет весна.
(И.Соколов-Микитов)
Грамматическое задание:
- Найдите слова, построенные по следующим словообразовательным схемам: ышк о, по е л и, уч ие, н ого, ат а, за и л и.
Какой частью речи они являются?
- Объясните значение слов: зайчик, зверюшка, медвежата. Укажите при этом часть слова, которая вам помогла определить значение слова.
- Подберите к указанным словам однокоренные, объясните правописание корней в этих словах. Пос_нели, засп_шили, р_чушка, хл_почут, ро_кие.
Результаты работы оценивались по следующим критериям:
-умение учащихся ориентироваться в структуре слова;
-правильно определять значение минимальных единиц слова;
-использовать полученную информацию для решения орфографических задач.
Формируемые умения | Уровень сформированности |
умение ориентироваться в структуре слова; | Высокий - 2 |
умение правильно определять значение минимальных единиц слова; | Высокий - 3 |
умение использовать полученную информацию для решения орфографических задач. | Высокий - 2 |
Общая оценка диктанта складывалась и по количеству допущенных ошибок, и по качеству выполненного грамматического задания. Но для определения уровня сформированности умений определилась следующим образом: уровень сформированности умения ориентироваться в морфемной структуре слова определялся по качеству выполнения первого задания; уровень сформированности умения правильно определять значение минимальных единиц слова – по второму заданию; уровень сформированности умения использовать полученную информацию для решения орфографических задач – по третьему заданию.
В результате использования метода проекта на логопедических занятиях у учащихся улучшились показатели по всем направлениям словообразовательного и лексико-грамматического строя речи: расширилось понимание устной речи; дети на практике усвоили способы словообразования и словоизменения; подбирали антонимы и синонимы к более широкому кругу слов; уточнили значение действий; улучшились показатели в подборе однокоренных слов, дети без затруднений образовывали в речи слова с суффиксами и приставками; у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию. У некоторых учащихся – повысилась самооценка, а родители показали заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс. Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Литература
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.
- Кобзарева Л.Г., Реунова М.П., Юшина Г.Н. – Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж, издательство «Учитель», 2003.
- Пахомова Н.Ю. - Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М., 2005.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.:Владос, 1997.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: Аркти, 1999.
Приложение
Рабочая программа логопедических занятий в 3-х классах.
Блок 1. Состав слова. Словообразование.
№ | Тема занятия | Цель |
1. | Состав слова. Уточнение представления о морфологическом составе слова. Корень. Упражнения на релаксацию. | Развитие восприятия и различения значимых частей слова, выполнение учебных действий, который способствуют усвоению грамматических понятий о строении слов и значении морфем. |
2. | Корень слова. Однокоренные родственные слова. | Обогащение словаря, развитие слухового внимания, памяти. |
3. | Приставка. Роль приставки в изучении значений слова. | Развитие умения правильно употреблять в речи слова с приставками |
4. | Образование слов с помощью приставки от глагольных основ. Анализ значений слова | Уточнение знаний имеющихся у детей |
5. | Приставка. Слова близкие и противоположные по смыслу. | Развитие умения правильно и активно пользоваться способами словообразования |
6. | Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обозначение животных. | Развитие умение находить суффиксы в простых по составу словах. |
7. | Суффиксы. Слова обозначающие профессии. | Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –чик, - щик |
8. | Суффиксы. Слова, обозначающие детенышей животных. | Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –онок –енок, -ата –ята. |
9. | Обобщение по теме «Состав слова» | Развитие умения делать морфемный разбор слов, подбирать слова к схемам |
10. | Обобщение по теме «Состав слова» | Проверка знаний и умений учащихся по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
"Путешествие в страну "волшебных слов""
Классный час для детей с особыми образовательными потребностями (VIII вида) 1-2 класс...
В стране новых слов
Итоговая презентация проекта "В стране новых слов"...
Путешествие в страну иностранных слов
разработка внеклассного мероприятия...
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...