«ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ»
статья

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ» теоритическая и практическая часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       статья

ТЕМА

«ФОРМИРОВАНИЕ  ПЛАВНОЙ РЕЧИ  У  ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ»

Логопед

1 диспансерного отделения ЦВЛ «Детская психиатрия»

Кутузова Татьяна Николаевна

Санкт – Петербург 2019

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

РЕЧЕВЫЕ СУДОРОГИ

        Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.

        Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

        Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.

        Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т. п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован. Рот при этом мажет быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

        Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата.  При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки или слоги.

        Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

   

ЛОКАЛИЗАЦИЯ СУДОРОГ

        Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. Соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно – артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляцинно – голосовые и т. д. .

        До настоящего времени общепризнанно, что классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии А. И. Сикорского «О заикании» (1889). Им выделено 16 форм различных речевых судорог в зависимости от их локализации.

                  СУДОРОГИ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Инспираторная судорога.  Характеризуется внезапным резким вдохом, возникающем на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать друг за другом, не прерываясь выдохом. Эти судороги нарушают как фонацию, так и речевую артикуляцию. Сила инспираторных судорог бывает различной. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны. Лишь в очень редких случаях они бывают сильными и длительными. Инспираторные судороги обычно сопровождаются субъективными ощущениями заикающихся в виде чувства напряжения в груди.

Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель. Во время экспираторной судороги как артикуляция, так и вокализация приостанавливаются. Субъективно у заикающихся возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки, нехватки воздуха.

В случае значительной длительности и выраженности тонического напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие небной занавески и раздувание крыльев носа.

 

     

                       СУДОРОГИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

        

        Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.         

        Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука, которое может быть различное по длительности. В этот период наступает как бы «мимолетная немота». В связи с тем, что голосовая щель сомкнута, перекрывается прохождение воздушной струи, брюшная мускулатура напряжена. Заикающийся как будто «застывает», лицо его становится неподвижным, мышцы всего туловища приходят в оцепенение.

         При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося выглядит напряженным. В качестве субъективных ощущений заикающиеся могут указывать на чувство напряжения в области гортани, груди и брюшных мышц, ощущение препятствия в области гортани.

                Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука. По мнению Сикорского А. И., наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.

        Иногда длительность вокальной судороги исчерпывает все резервное количество воздуха, и слово не может быть произнесено без нового воздуха. При вокальных судорогах тембр голоса и его частотные характеристики  могут быть не нарушенными, однако иногда у заикающихся наблюдается вокальная судорога, при которой может меняться тембр голоса и его высота. Голос приобретает неприятное, фальцетообразное, то понижающееся, то повышающееся звучание.

        Вокальная судорога, локализуясь в области гортани, может захватывать шейные мышцы и нарушать деятельность всех мышц голосового аппарата. Иногда наблюдается полная приостановка артикуляторных движений до тех пор, пока не закончится вокальная судорога.

        Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм возникает при произнесении или попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных «ударов».

        Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются, то размыкаются, в результате чего возникают нефонологические звуки. Для этой судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперед.

       СУДОРОГИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

        Артикуляционные судороги разделяют на лицевые ( губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.        

Лицевые судороги

Смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Она характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения.

        Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющем полость рта.

        При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).

        Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу.  

При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится ассиметричным, искаженным.

        Нижнегубная судорога  аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.

        Угловая судорога рта  характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может быть распространение судороги на мышцы носа, века, лба.  Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как тонической, так и клонической.

        Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти;        б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляцинного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.

        Сложная судорога лица.  Хотя и выделена  И. А. Сикорским в отдельную судорогу, однако, по его мнению, не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц.  Сложная лицевая судорога, как правило, сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.  

           

                                Язычные судороги

        Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.

        Судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляционных судорог.  Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а, значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

         Судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад.  Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие.  Эта судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков ( г, к, х ).

        Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами.  Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической – периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы.

Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и открыванием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы, связанные с подъязычной костью.  При этой судороге часто наблюдается повторение слогов и придыхания. Очень редко она носит самостоятельный характер, в основном сочетается с судорогами другой локализации.

                                Судорога мягкого неба.

Данная судорога изолированно встречается крайне редко. Чаще она наблюдается в составе сложной генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам нозализованный оттенок.  Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на «пм – пм» или «тн – тн», «кн – кн» и т. п. в зависимости от положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в чувстве неприятного напряжения и сухости в носу.

 

               ТЯЖЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ СУДОРОГ

 

        Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Оценка тяжести речевой активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.

        До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания.  Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки.  Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи.  Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Волкова Г. А., 1993; и др.).

Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте

(В. И. Селиверстов, 1994).

        Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как – то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А.Кузьмин, 1990 и др.).

        Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния заикающегося в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося; от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от наличия так называемых «трудных звуков» в словах, составляющих высказывание, т.д..

            ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ                          

                         ПОЯВЛЕНИЮ СУДОРОЖНЫХ ЗАПИНОК

               Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками речи. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности «п, т, к», кроме этого, судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными, например, «тр», «ст», «кр» и т. п. .

        Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении предложений, длинных и сложных по своей грамматической структуре.    

        Запинки в большей степени вероятны в тех словах, которые не характерны для индивидуального словаря говорящего (малочастотные), а также в словах и словосочетаниях, которые несут основную информационную нагрузку во фразе (информационная значимость) говорящего.

        Кроме этого, на появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки главным образом возникают на предударных и ударных слогах. Например, они практически не появляются на заударных слогах. Наиболее же часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

        

                                РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

        В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания.  Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности.  Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

         Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается доже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся дают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

        Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

                 СОПУТСТВУЮЩИЕ РЕЧИ ДВИЖЕНИЯ        

                

        Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по – разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально – выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.

        Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.

        В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

 

                                РЕЧЕВЫЕ УЛОВКИ                                                 

При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: «да; вот; это самое» и т. п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными. Такие явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией, а сами слова – эмболами. Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми «трудными» звуками.  Например: «Я хочу… это вот, я хочу… это вот, я хочу… пппосмотреть…».  Эмболы могут появляться в конце судороги как «вступление» в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимся.

        Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл высказывания, что не всегда осознается заикающимися.

                              ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ

        Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

                                ЛОГОФОБИЯ        

        

        У большого числа заикающихся наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания «речевых» ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

        Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.

                                ТЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

        Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течении нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

        В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

        Регредиентный тип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения.

        Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого – коррекционных воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в течение 6-ти месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение. При хроническом течении заикания выделяют следующие типы:

        Стационарный тип течения – характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т. е. выраженность речевого дефекта, логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. Таким образом, заикание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине.

        Рецидивирующий тип течения – наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания.

        Волнообразный тип течения – характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улечшения, то в сторону ухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими – либо причинами: например, ухудшение речи может наблюдаться в осеннее – весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом и т. п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

         Прогредиентный тип течения – характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается.    

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При лечении заикания основную роль играет комплексный подход. Он предполагает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей разного профиля          

(обязательно психотерапевта для подростков и взрослых и психоневролога для детей), логоритмиста, воспитателя (для детей) и ряд других специалистов.

        Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавления от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, воспитание его личности и поведения, социальная адаптация заикающегося. Весь лечебно – педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающегося можно условно разделить на две основные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно – педагогическую.

        Основными задачами лечебно – оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно – нервной системы, нарушений моторики и др.). Воздействие на личность заикающегося осуществляется в большей мере врачем – психотерапевтом, а также психологом путем проведения психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок. Усилия специалистов направлены на формирование социальной активности. Изменение отношения заикающегося к себе как личности и как к коммуникативному партнеру, а также на изменение отношения к своему речевому дефекту.

        Основной задачей коррекционно – педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: формирование устойчивой плавной речи у заикающегося. Возможностью произнесения каждой синтагмы на едином речевом выдохе, без пауз и повторов в процессе беспрерывной артикуляции и устранение психологических особенностей заикающегося.

        Логопед организует содружественную медико - педагогическую  работу необходимых специалистов, использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

        Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. Формирование плавной речи связано с применением целого ряда логопедических техник. Выделяется семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся.

        Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно – воспитательного процесса ( В. П. Беспалько, 1989 год ).

  1.  ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ

Как правило, коррекционный процесс начинается с исполнения так называемого охранительного речевого режима.

Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и режим ограничения речи. Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную продукцию заикающегося стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание ( речь шепотом, вопросы и ответы, состоящие из одного слова, или речь, сопряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период охранительного режима могут переходить на полное молчание. Как дети так и взрослые ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации ( жесты, мимика, и т. д. ). Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации заикающегося. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник. В разных системах реабилитации охранительный речевой режим или режим молчания может иметь разную длительность: от 2 – 3 дней до 2 -3 недель и даже более.    

2.  ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

        Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения с мышц дыхательного аппарата, а также на создание координаций между работой дыхательного, голосового, и артикуляционного аппаратов.

        Работа включает в себя ряд этапов:

1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппаратов, что связано с постановкой диафрагмального дыхания.

2. Формирование длительного фонационного выдоха. Такая тренировка

 начинается с длительного произнесения гласных звуков. Это обучает заикающихся экономно распределять выдыхаемый воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот приём является начальным этапом формирования речевого дыхания.

3. Формирование речевого выдоха.

Упражнения включают специально подобранные слоги, слова и фразы. Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.

3.  ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ  РАЦИОНАЛЬНОЙ      ГОЛОСОПОДАЧИ  И  ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.

Заикающиеся обучаются подаче голоса на мягкой атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых связок, голос становится звучным, полётным, богатым обертонами. Кроме этого, данные приёмы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос «на опору».

Затем заикающиеся обучаются приёму голосоведения, т.е. слитному произнесению длинному ряду гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

4.  РАЗВИТИЕ  ПРОСОДИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ

Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций. Вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише - громче, ниже - выше, имитируются интонации вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз.

        Следующим этапом является работа над ритмо-интонационным членением текста. Ритмо-интонационное членение высказывания ведёт к формированию артикулярно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста.

5.  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ  И  РИТМИЗАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся и включает:

1. Развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений.

2. Развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи.

        Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что  положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

6.  РЕГУЛЯЦИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  СОСТОЯНИЯ

Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменения напряжения мышц, т.е. аутогенная тренировка (АТ). Основным приёмом аутогенной тренировки является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты АТ для заикающихся. Методика проведения АТ существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации, подросткам и взрослым рекомендуется овладение АТ в полном объёме. На фоне АТ проводится активная речевая работа. Создаётся двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе АТ, закрепляются специальными функциональными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях.

        Дополнительным методом, способствующим релаксации, является использование релаксационного массажа дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массажа биологически активных точек.

7.  РАЗВИТИЕ  ПЛАНИРУЮЩЕЙ  ФУНКЦИИ  РЕЧИ

В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание даёт возможность заикающемуся выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения звучащей речи. Это организует внутреннеречевое планирование в целом,

в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением   заикающихся адекватному речевому паузированию. Они обучаются не только выдерживать паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания.

При этом используется тренировка на постепенно усложняющемся речевом материале. Это сопряжённая речь (т.е. проговаривание фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых ситуациях, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях.

Все перечисленные логопедические техники решают единую задачу - выработку плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т.е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их координацию и объединение. Таким образом, динамика  обучения технике плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в постепенном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков  до контекстной речи. Очевидно, что не может быть единой схемы в применении логопедических техник и преобладании  той или иной техники для всех заикающихся. Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практически щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.

Объём работы над каждой техникой и методические приёмы зависят как от возраста заикающихся, так и от клинической формы заикания. В отечественной логопедии распространена концепция рассмотрения заикания как системного психоневрологического расстройства. В соответствии с клинической симптоматикой этого нарушения выделяют две основные формы: невротическую и  неврозоподобную. Такое разделение подразумевает клиническое содержание патологии, характер нарушений плавности, уровень речевого развития у детей, психолингвистические характеристики речи, коммуникативные возможности  и в целом особенности личности, а также специфику коррекционной работы.

Современные представления о функциональной системе речи позволяют выделить основное звено патогенетических механизмов, которое ведёт к заиканию. При невротической  форме заикания это звено структурно и функционально связано с механизмами эмоций. При неврозоподобной форме заикания основное звено связано  с нарушением базовых механизмов формирования речевой функции в результате органно-функционального характера поражения ЦНС. Эти представления о разных патогенетических механизмах двух форм заикания, в свою очередь, определяют направление, характер и эффективность каждой из предложенных логопедических техник.

Заикающиеся с невротической  формой заикания быстрее овладевают всеми предложенными  техниками. Переключение внимания на интонацию значительно улучшает плавность речи. Наиболее эффективной технологией при невротической  форме заикания является регуляция эмоционального состояния пациентов. Однако автоматизация речевых навыков плавной речи требует от них длительных тренировок, сохранения строгой последовательности заданий, в противном случае навык быстро теряется и утрачивается.

При неврозоподобной форме заикания, поскольку любые психомоторные автоматизмы вырабатываются с трудом, навыки плавной речи также вырабатываются с трудом. Упражнения необходимо сопровождать не только объяснением, но и многократным показом, подключением различных видов контроля (слуховой, кинестетический, визуальный, использование специализированных компьютерных программ), особенно при формировании речевых ритмов. Работа над формированием новых речевых стереотипов должна быть систематической и длительной. При неврозоподобной форме заикания основное значение имеет техника развития планирующей функции речи.

Таким образом, для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся должен быть использован как комплексный подход в целом, так и дифференцированное применение логопедических технологий с учётом клинической формы заикания.        

        

        На каждом речевом этапе проводятся функциональные тренировки речи, содержание, цели и задачи которых изменяются в зависимости от возрастающих речевых возможностей пациентов. Каждый речевой этап заканчивается отчетным концертом, который пациенты готовят под руководством логопеда.

        На всех этапах лечения пациент должен постоянно и неукоснительно соблюдать все нижеприведенные правила речи:

  1. Во время речи смотри в глаза собеседника.
  2. Следи, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения.
  3. Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать.
  4.   Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить плавно на выдохе.
  5. Воздух в основном расходуй на гласные звуки. Выделяй ударные гласные.
  6. Четко артикулируй все гласные звуки.
  7. Строго выдерживай паузы между предложениями.
  8. Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3 – 4 слова; между ними пауза – и новый вдох.
  9. Все слова в предложении говори слитно, как одно длинное слово.
  10.  Говори четко, громко, выразительно.

Логопедическая коррекция заикания у подростков включает в себя три этапа коррекции.

        Первый этап предусматривает формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса, работу над  артикуляцией, овладение навыками релаксации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизации темпа и ритма речи.

        Эта работа проводится на материале релаксационных, дыхательных, голосовых упражнений, при произнесении звукосочетаний, слоговых последовательностей, автоматизированных рядов, сопряженной, отраженной, вопросно- ответной, рифмованной речи.

        На втором этапе проводятся активные речевые тренировки.  Ведется робота над плавностью, слитностью речи на постепенно усложняющемся речевом материале: чтение текстов, пересказ.  На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста.    

        На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

                

ВИДЫ  РАБОТЫ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

1. Постановка диафрагмального дыхания.

        Перед постановкой диафрагмального дыхания проводятся упражнения на мышечное расслабление шейных позвонков, плечевого пояса, конечностей.

        Подростки встают в шахматном порядке, руки опущены вдоль туловища. Для расслабления плечевого пояса правое плечо следует поднять к правому уху – бросить (опустить в исходное положение, левое плечо поднять к левому уху – бросить; оба плеча поднять  -  бросить.

Расслабление шейных позвонков: голова падает на грудь, затем медленно поднимается (4 – 5 раз); падает на левое плечо – медленно поднимается (4 – 5 раз); падает на правое плечо – медленно поднимается.

          Расслабление конечностей: руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросить вдоль туловища (4 – 5 раз); расслабленными руками имитировать движения при полоскании белья, раскачивания ветвей дерева от ветра.

        Расслабление туловища: согнуть туловище броском вниз, руки повисли, как плети, и голова упала – медленно подняться (4 – 5 раз).

        Постановка диафрагмального дыхания в положении лежа.

Лечь на спину, опустить плечи, расслабить. Положить одну руку на область движения диафрагмы, другую на грудную клетку.  Спокойно, глубоко вдохнуть, без напряжения. Выдыхать через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать несколько раз без перерыва. В беззвучных упражнениях вдох – выдох через рот, нос варьируются.

        При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи.      

Ощутив и потренировав диафрагмальное дыхание в положении лежа, пациенты без труда воспроизводят его стоя.

        При беззвучной тренировке диафрагмального дыхания вдох короче выдоха (вдох на счет 1 – 2 – 3, выдох – 1 – 2 – 3 – 4 – 5 ).

        

2. Работа над артикуляцией.

        Каждый день на занятиях проводится артикуляционная гимнастика. На первом этапе артикуляционной гимнастике уделяется большое внимание. Упражнения для языка и губ (каждое проделывается 5 – 6 раз) следует проводить перед зеркалом.

  1. Рот широко открыть – закрыть.
  2. Губы вытянуть вперед (зубы сжаты), затем улыбнуться.
  3. Рот широко открыть, кончик языка выдвинуть на подбородок, а потом убрать за нижние зубы.
  4.  «Качели» рот широко открыть, кончиком языка достать верхнюю губу, затем нижнюю.
  5. «Часики» рот открыт, кончиком языка достать правый угол рта, затем левый.
  6. Рот широко открыть, кончик языка положить за нижние зубы, затем за верхние, в правый уголок рта, в левый.  
  7. Рот широко открыть, кончиком языка облизать верхнюю губу, потом нижнюю.
  8. «Причесать» верхними зубами нижнюю губу, нижними зубами  - верхнюю губу.              
  9. Упражнения для губ. Быстрая смена артикуляторных поз губ. Логопед называет ряды гласных, пациенты беззвучно их артикулируют: а – о – у – и; у – и  - у – а.

На первом этапе даются разнообразные приемы работы над трудными звукосочетаниями. Чаще всего это сочетания звонких и глухих согласных звуков с гласными.

3. Работа над голосом.

Одновременно с тренировкой изолированного диафрагмального дыхания даются и голосовые упражнения. Пациентам предлагается вдохнуть  - вдох и выдох контролируется рукой, затем на выдохе спокойно произнести звук а -  -  - ,при этом дать хорошую артикуляцию звука и стараться «посылать» звук вперед. Звук протягивается легко и свободно при средней громкости звучания. (В упражнениях вдох может быть через нос и через рот.). Затем также изолированно произносить гласные о - - - , у - - - , и - - - , ы - - -, э - - - . Потом их сочетание слитно, т. е. на одном выдохе неразрывно. Например, а - - -у - - - , а - - - и - - - ,у - - - и- - - э - - - , ы - - - а - - - и - - - , э - - - а - - - у - - - и - - - , и - - - э  - - - а - - - ы - - -о - - - и т. д.

        В голосовых упражнениях варьируются сочетания гласных, громкость звучания, высота звучания.

        Например, в упражнении  а - - -  о - - -  у - - - предлагается: а - - - протянуть громко (умеренно),  о - - - на средней громкости, у - - - тихо. Это же упражнение можно выполнить в обратной последовательности.

        Вместе с громкостью необходимо менять и ударение.  В упражнении а - - - о - - - у - - - и  - - - гласные произносятся с изменением ударения: а - - -  о - - - у - - - и - - - ; а - - - о - - - у  - - - и - - - ; а  - - - о - - - у - - - и - - - ; а - - - о - - - у - - - и - - - .  

4. Работа над темпом и ритмом речи.

        Если предыдущие упражнения не вызывают затруднений, можно переходить к сопряженной и отраженной речи на материале предложений, начинающихся с гласных звуков, затем с согласных звуков, проговариванию чистоговорок и считалок, стихотворений. Сложность их постепенно возрастает.

        На данном этапе тренировок основное внимание уделяется темпо – ритмической организации речи. Замедление темпа на начальном этапе, затем переход к умеренному темпу способствуют уменьшению судорожных задержек, улучшению разборчивости речи, снижению напряженности.

        Говоря о плавности речи подразумевается ее ритмичность. Речевой поток делится на предложения, предложения на слова, а слова на слоги. Можно выделить ритм слоговой, словесный (ударение внутри слова), синтагменный (логическое ударение). Ударные слоги  произносятся более длительно, выделяются голосом. Важно чтобы заикающийся научился различать ритмы, повторять заданный ритм, согласовывать движения с ритмом высказываний, координировать речь движениями.    

        Проводится работа над слогами. Сначала предлагаются простейшие слоговые упражнения, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ):

Например: па                та                 ка

                    по                 то                ко

                  пу                ту                ку                   по три раза  

                пы                ты                кы

                пэ                тэ                кэ

                пи                ти                ки

        При этом следует показать, объяснить, как нужно снять тонус губ, языка при произнесении трудных звуков.

        При произнесении звуков  « п », « т », « к » необходимо расслабить губы, язык и дать возможность воздуху пройти через легкую смычку губ, языка и хорошо проартикулировать следующую гласную, чуть – чуть протянув ее. После трудных звуков необходимо опереться на гласный звук. Иногда следует предложить протяжное произнесение этих звукосочетаний.

        Слоговые упражнения быстро усложняются; предлагаются сочетания двух согласных и гласного (ССГ), затем и трех согласных и гласного (СССГ): пла,  тла, кла, пра, тра, кра, тпа, пта, пка, кта, кпа, гдра, мгна, птра и т. д.

           Хорошо тренировать технику речи и в счете, который также проводится по принципу движения от простого к сложному. На занятиях используются числовые ряды от 25 до 50, от 325 до 370, от 3325 до 3370. Варианты таких рядов могут быть различными.

         Все упражнения проводятся соблюдением правил речи. Пациентам напоминается об артикулировании гласных во время речи, о выделении ударных гласных. Все это, естественно, замедляет темп речи, но не делает ее искусственно замедленной (специальная инструкция «говорите медленно» не дается).

        Например, на первых занятиях дается счет от 25 до 50. предлагается произносить по правилам речи на выдохе только по два числа (четыре слова), затем пауза и дальше два числа и т. д. два числа произносятся как одно слово, например: «двадцатьпятьдвадцатьшесть», «двадцатьсемьдвадцатьвосемь или тристадвадцатьпять» и т. д.

        В речевой работе с заикающимися на всех этапах следует уделять внимание работе по координации речи с движениями. С этой целью скороговорки, слоговые упражнения, счет, стихи на занятиях нередко проводятся под мяч, под шаг. Здесь строго соблюдается обязательное условие: речевой такт скороговорки, счета, слогового упражнения должен обязательно совпадать с ударом мяча, с шагом.

        На первом этапе начинается работа над стихотворной и вопросно – ответной формами речи. Сначала предлагаются несложные напевные стихи с короткой строкой (3 – 4 слова). Перед строкой делается вдох, вся строка произносится слитно, плавно на выдохе, выделяются ударные гласные звуки, хорошо артикулируются все гласные в строке. В конце строки – пауза, затем новый вдох.

        В ходе работы над вопросно – ответной формой речи пациентам следует задавать простые вопросы, предполагающие конкретный немногословный ответ. Ответы проговариваются, соблюдая все правила речи: вдохнуть, на выдохе все слова говорить слитно, плавно, выделять ударный гласный звук в словах, хорошо артикулировать все гласные. Подросток должен обдумать свой ответ при ответе смотреть на собеседника и т. д.

        Уже на первом этапе правила речи, которые отрабатываются на стихах, постепенно переносятся в прозаическую речь. С этой целью даются небольшие прозаические тексты, в которых размечаются паузы. Тексты прочитываются, проговариваются по правилам речи много раз, легко заучиваются наизусть. Эти тексты хорошо проговаривать под шаг. Следует следить за тем, чтобы шаг совпадал в основном с ударной гласной каждого слова. На паузах также делается шаг. От паузе к паузе текст говорится слитно, плавно.    

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  2. А.И. Богомолова «Устранение заикания у детей и подростков» - М., «Просвещение» 1977.
  3. А.Я. Евгенова, М.В. Смирнова «Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися» - УЧПЕДГИЗ., 1953.
  4. Т.И. Гультяева, Г.М. Степанова «Как помочь ребенку с заиканием».

              Пособие для логопедов и родителей. СПб.,2000.

  1. « Дефектология» научно – методический журнал. 2001.№ 4, «Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся», Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, стр.49.
  2. А.Я. Евгенова, М.В. Смирнова «Лечение заикания у школьников», Изд. «Медицина», М., 1964.
  3. «Заикание у подростков» Кн. для логопедов: Из опыта работы /         М.И. Буянов, М. «Просвещение», 1989.
  4. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений/ Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  5. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. «Заикание». Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.,1998.
  6.  Н.А. Власова «Лечение заикания у детей дошкольного возраста», Изд. «Знание», М., 1954.
  7.  Н.А. Власова «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками», УЧПЕДГИЗ. 1959.
  8.   М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.М. Щугарева. «Заикание: неврология или логопедия?». – СПб: «ЭЛБИ – СПб», 2005.
  9.  И.Ю. Абелева и др. «В помощь взрослым заикающимся». – Изд. «Просвещение», М.,1966.
  10.  «Заикание»/ Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. – М., 1983.
  11.  «Расстройства речи у детей и подростков» / Под ред.                         С.С. Ляпидевского. М.,1969.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Особенности подростков. Как помочь подростку?

Практические советы при общении с подростком...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"

Информация в уголок психолога: "Подростки в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия для подростков и родителей"...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...