Авторская программа вокального кружка "Веселые нотки"
рабочая программа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №88»
ПРОГРАММА ПЛАТНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОУ
ВОКАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
Автор:
Музыкальный руководитель МАДОУ №88
Карамаева Екатерина Игоревна
г. Нижнекамск
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
2. Структура программы………………………………………………..........5
3. Структура занятия…………………………………..…………………......7
4. Содержание дополнительной образовательной программы
и предполагаемый результат……………………………………………….13
5. Перспективный план………………………………………….…………...8
6. Список литературы ………………………………………………………14
Пояснительная записка.
«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова»
Логан Смит
Дошкольный возраст– это время развития различных творческих способностей ребенка.. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель данной программы:
-Основной целью деятельности вокального кружка является формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
– формирование эстетической культуры дошкольника;
-развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Структура программы:
Данная Программа рассчитана на три года . Занятия вокального кружка проводятся 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Средняя группа | 20мин | 2 | 20 |
Старшая группа | 25мин | 2 | 26 |
Подготовительная группа | 30мин | 2 | 36 |
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capellaспособствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.
Формы реализации задач вокального кружка
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Дыхательная звуковая гимнастика;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Коллективная работа;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.
Работа с родителями.
Консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
4. «Музыка и дети, музыкатерапия»
Предполагаемый результат.
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.
Перспективное планирование
Октябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал:
«Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется.
Игра «Прогулка».
Игровое распевание
Задачи:
Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, то есть чистое интонирование.
Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. Далее задачи те же.
Музыкальный материал: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: песенки-упражнения
Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
«Предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
Повышают общий уровень организации ребёнка.
Направлены на развитие чувства ритма, выразительное исполнение, совмещение пения с показом, координации движений.
Музыкальный материал: «Маленькая мышка»,«Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Укреплять гортань.
Работать над дикцией
Музыкальный материал:
«Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Игровое распевание
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно, попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
Музыкальный материал: «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.
Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен.
Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Декабрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.
Укреплять голосовые связки.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал:
«Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.
Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его.
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
Точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Музыкальный материал: «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Развивать умение у детей петь под фонограмму.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Январь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа.
Музыкальный материал:
Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».
Игровое распевание
Задачи:
Продолжать работу над развитием голоса детей.
Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала
Музыкальный материал: «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
Совершенствовать исполнительское мастерство.
Учить детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Усилить интерес детей к певческой деятельности.
Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах.
Развивать мелкую моторику, творчество.
Музыкальный материал: «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Февраль
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».
Игровое распевание
Задачи:
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.
Песни
Задачи:
Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
Учить детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику.
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.
Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Март
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал:
Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок».
Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Упражнения для распевания
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику.
Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Музыкальный материал: «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Апрель
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Добиваться более лёгкого звучания.
Развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться.
Музыкальный материал: «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.
Развивать дыхание.
Усиливать интерес к певческой деятельности.
Музыкальный материал: «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Май
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.
Игровое распевание
Задачи:
Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.
Закреплять вокальные навыки детей.
Музыкальный материал: знакомый репертуар.
Пение
Задачи: совершенствовать вокальные навыки:
Петь естественным звуком без напряжения.
Чисто интонировать в удобном диапазоне.
Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму.
Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Самостоятельно попадать в тонику.
Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Закреплять певческие навыки.
Усиливать интерес к певческой деятельности
Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_karamaeva_vesnotki.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №88»
ПРОГРАММА ПЛАТНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОУ
ВОКАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
Автор:
Музыкальный руководитель МАДОУ №88
Карамаева Екатерина Игоревна
г. Нижнекамск
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
2. Структура программы………………………………………………..........5
3. Структура занятия…………………………………..…………………......7
4. Содержание дополнительной образовательной программы
и предполагаемый результат……………………………………………….13
5. Перспективный план………………………………………….…………...8
6. Список литературы ………………………………………………………14
Пояснительная записка.
«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова»
Логан Смит
Дошкольный возраст– это время развития различных творческих способностей ребенка.. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления». Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель данной программы:
-Основной целью деятельности вокального кружка является формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
– формирование эстетической культуры дошкольника;
-развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков
- Формирование красивой осанки, правильной походки
- Совершенствование чувства ритма, музыкальности
- Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры
поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
Структура программы:
Данная Программа рассчитана на три года . Занятия вокального кружка проводятся 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Средняя группа | 20мин | 2 | 20 |
Старшая группа | 25мин | 2 | 26 |
Подготовительная группа | 30мин | 2 | 36 |
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capellaспособствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.
Формы реализации задач вокального кружка
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Дыхательная звуковая гимнастика;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Коллективная работа;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.
Работа с родителями.
Консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
4. «Музыка и дети, музыкатерапия»
Предполагаемый результат.
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.
Перспективное планирование
Октябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал:
«Поезд» — дети становятся в ряд, изображая поезд. Поезд медленно трогается, пыхтит, движение ускоряется.
Игра «Прогулка».
Игровое распевание
Задачи:
Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, то есть чистое интонирование.
Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. Далее задачи те же.
Музыкальный материал: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: песенки-упражнения
Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
«Предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
Повышают общий уровень организации ребёнка.
Направлены на развитие чувства ритма, выразительное исполнение, совмещение пения с показом, координации движений.
Музыкальный материал: «Маленькая мышка»,«Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Укреплять гортань.
Работать над дикцией
Музыкальный материал:
«Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Игровое распевание
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно, попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
Музыкальный материал: «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.
Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен.
Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Декабрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.
Укреплять голосовые связки.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал:
«Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.
Облако» — дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь определить по звуку местонахождение соседа и не задеть его.
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
Точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Музыкальный материал: «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Развивать умение у детей петь под фонограмму.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Январь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа.
Музыкальный материал:
Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».
Игровое распевание
Задачи:
Продолжать работу над развитием голоса детей.
Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала
Музыкальный материал: «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
Совершенствовать исполнительское мастерство.
Учить детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Усилить интерес детей к певческой деятельности.
Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах.
Развивать мелкую моторику, творчество.
Музыкальный материал: «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Февраль
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».
Игровое распевание
Задачи:
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.
Песни
Задачи:
Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
Учить детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику.
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.
Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Март
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал:
Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок».
Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Упражнения для распевания
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику.
Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Музыкальный материал: «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Апрель
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Добиваться более лёгкого звучания.
Развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение детей, умение раскрепощаться.
Музыкальный материал: «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.
Развивать дыхание.
Усиливать интерес к певческой деятельности.
Музыкальный материал: «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Май
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.
Игровое распевание
Задачи:
Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.
Закреплять вокальные навыки детей.
Музыкальный материал: знакомый репертуар.
Пение
Задачи: совершенствовать вокальные навыки:
Петь естественным звуком без напряжения.
Чисто интонировать в удобном диапазоне.
Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму.
Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Самостоятельно попадать в тонику.
Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Закреплять певческие навыки.
Усиливать интерес к певческой деятельности
Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. – 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....
Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)
Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...
Рабочая программа вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9 "теремок"
Здесь раскрыты основные направления работы кружка, учебно-тематический план и условия реализации данной программы....
Авторская программа вокального кружка "Камертон"
Пояснительная записка, актуальность программы. Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей детей, с учётом возможностей каждого ребёнка. Задачи ...
Программа вокального кружка "Веселые нотки" для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Материал предназначен для музыкальных руководителей, которые ведутвокальный кружок....
Программа вокального кружка "Веселые нотки" для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Материал предназначен для музыкальных руководителей ДОУ....