Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»
рабочая программа
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Цель:
- Создать условия для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, развить творческие способности, активность, воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи
1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Срок реализации программы: 2019-2020 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:
- игровое творчество
- песенное творчество
- сочинение сказок
- сопровождение движений кукол словами, песенкой,
- импровизация,
- подведение итогов,
- обработка информации, диагностика.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 4 раза в месяц по 10 минут.
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Педагогическая диагностика
№ | Ф. И. ребенка | Умение следить за развитием действия в играх драматизациях | Имитация характерных действий персонажей | Приёмы вождения настольных кукол | Желание действовать с элементами костюмов | Импровизация на несложные сюжеты песен, стихов. | форм формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов
| ||||||
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план
Месяц, неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь 1 неделя | «Давайте познакомимся» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | Слушание сказки «Колобок» | Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | Разучивание и показ сказки «Колобок» | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Волшебный сундучок»» | Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Ноябрь 1 неделя | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2неделя | “Во садочке я была…”. | Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
3 неделя | Игровая викторина по стихам А. Барто”. | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | Сказка о глупом мышонке” (на «День матери») | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Декабрь 1 неделя | Игры с пальчиками | Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры.. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2неделя | «Холодно зайке» (на
фланелиграфе) | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Мы водили хоровод» | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
4 неделя | «Заюшкина избушка» (новогодняя сказка). | Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Январь 1 неделя | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2 неделя | «Встали детки в кружок – закружились как снежок» | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя |
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) |
Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Заходите в гости к нам» | Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г |
Февраль 1 неделя |
Потешка «Приходите в гости» |
Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Заяц серый куда бегал» | Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Март 1 неделя | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | В гости к ежику и лисе”. | Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Мы актеры» | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «В гости
пальчики пришли» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с
речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Апрель 1 неделя | . «Весна пришла!» | Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г |
2 неделя | «Смоляной бычок» | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Представьте себе…» | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Воробей и кот» | Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 |
Материал
1. Настольный театр
2. Пальчиковый театр
3. Декорации
4. Театр конусной игрушки
5. Театр на фланелеграфе
6. Технические средства.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" (развитие речи и математика)
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к обучению в школе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" ( "Я познаю мир")
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к школе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы проектной дея...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Танцевального шоу «Маленькая страна» (художественной направленности)
Программа соответствует современным образовательным технологиям, что делает ее доступной, интересной, результативной, предусматривающей индивидуальный подход. Актуальность данной программы обусловлена...