Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»
рабочая программа
Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Цель:
- Создать условия для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, развить творческие способности, активность, воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи
1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Срок реализации программы: 2019-2020 г.г.
Формы и режим кружковой работы:
Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:
- игровое творчество
- песенное творчество
- сочинение сказок
- сопровождение движений кукол словами, песенкой,
- импровизация,
- подведение итогов,
- обработка информации, диагностика.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Кружковая работа проводится 4 раза в месяц по 10 минут.
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Педагогическая диагностика
№ | Ф. И. ребенка | Умение следить за развитием действия в играх драматизациях | Имитация характерных действий персонажей | Приёмы вождения настольных кукол | Желание действовать с элементами костюмов | Импровизация на несложные сюжеты песен, стихов. | форм формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов
| ||||||
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план
Месяц, неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь 1 неделя | «Давайте познакомимся» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | Слушание сказки «Колобок» | Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | Разучивание и показ сказки «Колобок» | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Волшебный сундучок»» | Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Ноябрь 1 неделя | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2неделя | “Во садочке я была…”. | Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
3 неделя | Игровая викторина по стихам А. Барто”. | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | Сказка о глупом мышонке” (на «День матери») | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
Декабрь 1 неделя | Игры с пальчиками | Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры.. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2неделя | «Холодно зайке» (на
фланелиграфе) | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Мы водили хоровод» | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
4 неделя | «Заюшкина избушка» (новогодняя сказка). | Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Январь 1 неделя | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
2 неделя | «Встали детки в кружок – закружились как снежок» | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя |
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) |
Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Заходите в гости к нам» | Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г |
Февраль 1 неделя |
Потешка «Приходите в гости» |
Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
3 неделя | «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
4 неделя | «Заяц серый куда бегал» | Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Март 1 неделя | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г. |
2 неделя | В гости к ежику и лисе”. | Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Мы актеры» | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «В гости
пальчики пришли» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с
речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
Апрель 1 неделя | . «Весна пришла!» | Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г |
2 неделя | «Смоляной бычок» | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова“Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г. |
3 неделя | «Представьте себе…» | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. МилавановичПрограмма “Театр – творчество – дети” Москва 1995г. |
4 неделя | «Воробей и кот» | Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 |
Материал
1. Настольный театр
2. Пальчиковый театр
3. Декорации
4. Театр конусной игрушки
5. Театр на фланелеграфе
6. Технические средства.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-563424-1421343248.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-594039-1643282227.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" (развитие речи и математика)
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к обучению в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-594039-1643282227.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" ( "Я познаю мир")
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к школе....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы проектной дея...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/15/picture-1463955-1678905532.jpg)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/19/picture-1485439-1695136187.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Танцевального шоу «Маленькая страна» (художественной направленности)
Программа соответствует современным образовательным технологиям, что делает ее доступной, интересной, результативной, предусматривающей индивидуальный подход. Актуальность данной программы обусловлена...