Урок в рамках дисциплины Основы исследовательской деятельности в 11 классе Тема: «Поиск вещества наследственности»
план-конспект урока (11 класс)
Урок целью которого является проведение лабораторной работы по выделению человеческой молекулы ДНК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в рамках дисциплины Основы исследовательской деятельности в 11 классе
Тема: «Поиск вещества наследственности»
Тип урока: Проблемный урок
Цель для учителя: Отработать на практике умения учащихся формулировать цели, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования в соответствии с проблемой урока в ходе проведения мини исследования.
Цель для учащихся: получить представления о простейших методах биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование у учащихся практических умений по самостоятельному выстраиванию структуры исследования;
- актуализация теоретических знаний о строении функциях молекулы ДНК в процессе выполнения практических заданий;
- осуществление контроля над степенью усвоения основных умений и навыков безопасной и эффективной работы с микрооборудованием, изученных и сформированных на предыдущих учебных курсах обучения биологии;
- формирование первоначального представления о биологических объектах исследования, о простых методах биотехнологии; самостоятельно выделить кристаллы молекулы ДНК из ткани животного или растения.
2. Развивающие:
- формирование умения планировать предстоящую деятельность, поиск способов решения поставленной проблемы;
- развитие умения наблюдать за происходящими процессами и фиксировать результаты наблюдений (синтезировать, анализировать, сравнивать и обобщать).
3. Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации учения;
- формирование умения работать индивидуально и в группах;
- воспитание настойчивости и терпения в работе с объектами для исследования; формирование понимания полезности и важности исследовательской деятельности в научной работе.
Методы, приемы и средства | Ход урока |
I. Организационный момент Подготовка и расстановка лабораторного оборудования дежурными. II. Актуализация имеющихся знаний Благодаря ей, у человека есть нечто общее с горчицей, салатом и кенгуру. Если ее изъять из всех клеток тела и выпрямить в линию, можно составить цепочку длиной в 16 миллиардов километров – двойное расстояние от Земли до Плутона... Речь идет об уникальном и загадочном соединении – ДНК. Сегодня ученые считают, что ДНК не только определяет то, каким будет человек, но и то, как долго он проживет. Дело в том, что клетка гибнет, когда теломеры (отрезки ДНК на краю хромосом), укорачивающиеся с каждым её делением, становятся предельно короткими. Если ученые будущего (среди которых можете оказаться вы) научатся искусственно удлинять теломеры, человечество, возможно, воплотит в жизнь мечту о вечной молодости. Уже несколько лет вы знакомы с данным веществом, в котором заключена вся наша жизнь. Давайте вспомним, к какой группе веществ относится эта молекула, и какую функцию она выполняет? (органические вещества, нуклеиновые кислоты; функция: хранение и передача наследственной информации) В ноябре прошлого года мы имели возможность посетить с целью экскурсии Экспертно-криминалистический центр УМВД Советского района Брянской области. Нам удалось побывать в лаборатории молекулы ДНК и ознакомиться с процедурой ее выделения. Давайте вспомним некоторые моменты с которыми там познакомились: Из каких биологических материалов человека можно выделить молекулу ДНК для исследования? (Кровь, пот, слюна, волосы, ногти) Почему из ногтей и волос молекулу ДНК выделить сложнее? (там содержится в основном митохондриальная ДНК, а ее концентрации незначительны) При соблюдении каких обязательных условий мы были допущены на экскурсию в лабораторию? (стерильная одежда: халаты, бахилы, маски и шапочки) Почему соблюдение данных условий было необходимо? (с целью соблюдения условий стерильности и препятствия попадания собственной ДНК в анализируемый образец)
В лаборатории молекулы выделяют в несколько последующих этапов:
Это очень трудоемкий и довольно затратный процесс. Как вы думаете, сможем ли с вами осуществить данную работу в условиях школы? Возможно ли это? (проблема исследования) III. Усвоение новых знаний и способов действия. Давайте с вами попробуем провести подобное исследования в условиях школьной мини лаборатории. Но прежде чем мы приступим, определим структуру и намеченный план работы. Исследовательская деятельность имеет свою собственную структуру, какие элементы она обязательно включает? ( цель, объект и предмет исследования, формулирование гипотезы). Вспомним определения данных понятий: Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат; Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования; Предмет исследования — это отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, будут исследованы в работе; Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы работы; Гипотеза - это предположение, требующее доказательства. Сегодня вы попробуйте себя в роли работников школьной лаборатории по выделению молекулы ДНК. Поэтому сейчас работая с инструктивной карточкой на ваших столах, каждый из вас индивидуально попробует определить структурные элементы исследования.( проверка у учащегося) IV. Формирование умений и навыков. Молодцы! С целями и задачами нашего мини исследования мы определились. А теперь давайте перейдем непосредственно к практической части. (Напоминание о ТБ) Так как мы уже знакомы с лабораторным методом выделения молекулы ДНК, я предлагаю вам сопоставить уже известные этапы с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий и расположить их в правильном порядке выполнения в инструктивной карточке.( проверка у одного из учащихся). С данным заданием вы успешно справились, так что теперь можете приступать к выполнению практической части. Не забывайте следовать определенными вами этапам работы согласно инструктивной карточке, внимательно отвечайте на вопросы в ней. Если возникают какие-то вопросы по ходу работы, не стесняйтесь обращаться за помощью! Проверка результатов работы, обсуждение совместно с учащимися. (Должны увидеть молекулы ДНК в виде тонких белых нитей или белых хлопьев). Формулирование совместного вывода. Подтверждение гипотезы: Предположим, что в условиях школьной лаборатории можно выделить и рассмотреть молекулу ДНК человека. V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Конечно, для научных работников все что мы с вами проделывали сегодня на уроке— в какой-то степени шутка и никто из них ДНК таким способом не выделяет, а между тем если и вправду воспользоваться такой методикой, то всё получится, так как и у нас с вами сегодня! Выход ДНК будет, правда, невелик, а вещество — не особенно чистым, но мы доказали что это возможно, а также подтвердили свою гипотезу. Сегодня мы с вами на один шаг стали ближе к науке, и я надеюсь, лет через 10 среди вас будут медики, фармацевты, и выдающиеся ученые. А сейчас, я предлагаю вам выбрать, каким геном молекулы ДНК вы были на сегодняшнем занятии: Спасибо за внимание. Урок окончен. |
Инструктивная карточка
Мини-исследовательская работа «Выделение молекулы ДНК человека»
Оборудование: инструктивная карточка, контейнеры с лабораторным оборудованием (штативы для пробирок, пробирки, стаканы, воронка, стеклянные палочки, фильтры, пипетки)
Материалы и реактивы:
- продукт для исследования – 100 мл (полстакана) раствора слюны;
- чистая питьевая вода;
- буфер (приготовлен заранее: стакан с холодной водой – 200 мл, соль
- (Na Cl) 1,5 г (1/4 ч. л.); 5 г (1 ч. л.) питьевой соды);
- детергент: жидкое моющее средство ( средство для мытья посуды);
- раствор для контактных линз;
- этиловый спирт 95% 15-30 мл.
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект:_______________________________________________________________________________
Предмет:______________________________________________________________________________
Гипотеза:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
I. Сопоставьте уже известные этапы работы по выделению молекулы ДНК с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий, и расположить их в правильном порядке выполнения:
Этапы работы в условиях лаборатории:
| Этапы работы в школьных условиях: __. Наполните полученным раствором, используя воронку, две пробирки до середины. __ .Возьмите стакан с буферным раствором и прополощите им рот в течение 1 минуты, предварительно слегка пожевав внутренние поверхности щек. Выплюньте получившийся раствор в стакан. __. Добавьте с помощью пипетки несколько капель 95% этилового раствора спирта в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут. __. Добавьте с помощью пипетки несколько капель моющего средства в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут. __. Добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора для линз в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите несколько минут. |
II. Ответьте на вопросы, пока ждете свершения реакций:
1. С какой целью в качестве буферного раствора для получения взвеси щечного эпителия используют концентрированный раствор соли? Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору детергента (жидкого моющего средства), почему? Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору 95% этилового спирта?
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. С какой целью добавляют к исследуемому раствору средство для отчистки и хранения контактных линз?
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Сформулируйте вывод исследования.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка
Мини-исследовательская работа «Выделение молекулы ДНК человека»
Оборудование: инструктивная карточка, контейнеры с лабораторным оборудованием (штативы для пробирок, пробирки, стаканы, воронка, стеклянные палочки, фильтры, пипетки)
Материалы и реактивы:
- продукт для исследования – 100 мл (полстакана) раствора слюны;
- чистая питьевая вода;
- буфер (приготовлен заранее: стакан с холодной водой – 200 мл, соль
- (Na Cl) 1,5 г (1/4 ч. л.); 5 г (1 ч. л.) питьевой соды);
- детергент: жидкое моющее средство ( средство для мытья посуды);
- раствор для контактных линз;
- этиловый спирт 95% 15-30 мл.
Цель:_Выделить и рассмотреть молекулу ДНК человека из раствора слюны____
Объект:__Молекула ДНК_________________________________________________
Предмет:_Особенности выделения молекулы ДНК из слюны в школьных условиях
Гипотеза:__Предположим, что молекулу ДНК человека можно выделить и рассмотреть в условиях школьной лаборатории______________
Ход работы:
I. Сопоставьте уже известные этапы работы по выделению молекулы ДНК с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий, и расположить их в правильном порядке выполнения:
Этапы работы в условиях лаборатории:
| Этапы работы в школьных условиях: _1_ .Возьмите стакан с буферным раствором и прополощите им рот в течении 1 минуты, предварительно слегка пожевав внутренние поверхности щек. Выплюньте получившийся раствор в стакан. _2_. Наполните полученным раствором, используя воронку, две пробирки до середины. _3_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель моющего средства в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут. _4_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель 95% этилового раствора спирта в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут. _5_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора для линз в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите несколько минут. |
II. Ответьте на вопросы, пока ждете свершения реакций:
1. С какой целью в качестве буферного раствора для получения взвеси щечного эпителия используют концентрированный раствор соли? Ответ:___это способствует облегчению отслоения старых эпителиальных клеток щек в связи с явлением деплазмолиза (отставания клеточного содержимого от мембраны)
2. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору детергента (жидкого моющего средства), почему? Ответ: разрушению клеточной мембраны, так как она представлена двойным билипидным слоем( жиры), а моющее средство хорошо растворяет жиры.
3. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору 95% этилового спирта?
Ответ:__клеточного ядра_
4. С какой целью добавляют к исследуемому раствору средство для отчистки и хранения контактных линз?
Ответ:_способствует очищению молекулы ДНК от белков гистонов
III. Сформулируйте вывод исследования.
Вывод:__Гипотеза о том, что молекулу ДНК человека можно выделить и рассмотреть в условиях школьной лаборатории_была подтверждена_______________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-69296-1516134682.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138454-1352205315.jpg)
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.
Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-335090-1489084557.jpg)
рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс
Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-489777-1413299171.jpg)
Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательская деятельность" 3 класс
Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательскаь деятельности" для учащихся с нарушением слуха...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/09/picture-1442539-1670556764.jpg)
Презентация Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»
Тема педагогического мероприятия: Мы зажигаем звезды! Цель: В игровой деятельности закрепить методологические основы учебно-исследовательской деятельности. Роль исследования в деятельности тренер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/09/picture-1442539-1670556764.jpg)
Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»
Презентация к методической разработки педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/22/picture-866145-1642803165.jpg)
Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21
Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21...