Урок в рамках дисциплины Основы исследовательской деятельности в 11 классе Тема: «Поиск вещества наследственности»
план-конспект урока (11 класс)

Голикова Виктория Сергеевна

Урок целью которого является проведение лабораторной работы по выделению человеческой молекулы ДНК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках дисциплины Основы исследовательской деятельности в 11 классе

Тема: «Поиск вещества наследственности»

Тип урока: Проблемный урок

Цель для учителя: Отработать на практике умения учащихся формулировать цели, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования в соответствии с проблемой урока в ходе проведения мини исследования.

Цель для учащихся: получить представления о простейших методах биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК.

Задачи:

1. Образовательные: 

  • формирование у учащихся практических умений по самостоятельному выстраиванию структуры исследования;
  • актуализация теоретических знаний о строении функциях молекулы ДНК в процессе выполнения практических заданий;
  • осуществление контроля над степенью усвоения основных умений и навыков безопасной и эффективной работы с микрооборудованием, изученных и сформированных на предыдущих учебных курсах обучения биологии;
  • формирование первоначального представления о биологических объектах исследования, о простых методах биотехнологии; самостоятельно выделить кристаллы молекулы ДНК из ткани животного или растения.

2. Развивающие: 

  • формирование умения планировать предстоящую деятельность, поиск способов решения поставленной проблемы;
  • развитие умения наблюдать за происходящими процессами и фиксировать результаты наблюдений (синтезировать, анализировать, сравнивать  и обобщать).

3. Воспитательные: 

  • воспитание положительной мотивации учения;
  • формирование  умения работать индивидуально и в группах;
  • воспитание настойчивости и терпения в работе с объектами для исследования; формирование понимания полезности и важности исследовательской деятельности в научной работе.

Методы, приемы и средства

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка и расстановка лабораторного оборудования дежурными.

II. Актуализация имеющихся знаний

Благодаря ей, у человека есть нечто общее с горчицей, салатом и кенгуру. Если ее изъять из всех клеток тела и выпрямить в линию, можно составить цепочку длиной в 16 миллиардов километров – двойное расстояние от Земли до Плутона... Речь идет об уникальном и загадочном соединении – ДНК. Сегодня ученые считают, что ДНК не только определяет то, каким будет человек, но и то, как долго он проживет. Дело в том, что клетка гибнет, когда теломеры (отрезки ДНК на краю хромосом), укорачивающиеся с каждым её делением, становятся предельно короткими. Если ученые будущего (среди которых можете оказаться вы) научатся искусственно удлинять теломеры, человечество, возможно, воплотит в жизнь мечту о вечной молодости.

Уже несколько лет вы знакомы с данным веществом, в котором заключена вся наша жизнь. Давайте вспомним, к какой группе веществ относится эта молекула, и какую функцию она выполняет? (органические вещества, нуклеиновые кислоты; функция: хранение и передача наследственной информации) 

В ноябре прошлого года мы имели возможность посетить с целью экскурсии Экспертно-криминалистический центр УМВД Советского района Брянской области. Нам удалось побывать в лаборатории молекулы ДНК и ознакомиться с процедурой ее выделения. Давайте вспомним некоторые моменты с которыми там познакомились:

Из каких биологических материалов человека можно выделить молекулу ДНК для исследования? (Кровь, пот, слюна, волосы, ногти)

Почему из ногтей и волос молекулу ДНК выделить сложнее? (там содержится в основном митохондриальная ДНК, а ее концентрации незначительны)

При соблюдении  каких обязательных условий мы были допущены на экскурсию в лабораторию? (стерильная одежда: халаты, бахилы, маски и шапочки)

Почему соблюдение  данных условий было необходимо? (с целью соблюдения условий стерильности и препятствия попадания собственной ДНК в анализируемый образец)

 

    В лаборатории молекулы выделяют в несколько последующих этапов:

  1. Разрушаем мембраны клеток и клеточных ядер, чтобы все содержимое клетки — ДНК, белки, липиды и сахара — вышло в раствор. Для этого используем лизисный буфер с детергентом SDS (для слюны) или тиоцианатом гуанидина (для крови).
  2. Избавляемся от белков. Вышедшую в раствор ДНК нужно освободить от связанных с ней белков с помощью специальных ферментов.
  3. Отделяем ДНК от примесей. Центрифугируем раствор в пробирках с кремниевой мембраной, которая связывается с ДНК и пропускает остальные органические компоненты клетки.
  4. Растворяем ДНК в буфере для хранения. Связанную с мембраной ДНК отмывают буфером. Растворенная в буфере ДНК может храниться при −20°С в течение нескольких лет
  5. Создаем репликоны молекулы ДНК(копии) в ходе ПЦР (ПОЛИМЕРАЗНОЙ-ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ)

Это очень трудоемкий и довольно затратный процесс. Как вы думаете, сможем ли с вами осуществить данную работу в условиях школы? Возможно ли это? (проблема исследования)

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

Давайте с вами попробуем провести подобное исследования в условиях школьной мини лаборатории. Но прежде чем мы приступим, определим структуру и намеченный план работы.  

Исследовательская деятельность имеет свою собственную структуру, какие элементы она обязательно включает? ( цель, объект и предмет исследования, формулирование гипотезы).

 Вспомним определения данных понятий:

Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат; Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования; Предмет исследования — это отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, будут исследованы в работе; Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы работы; Гипотеза - это предположение, требующее доказательства. 

     Сегодня вы попробуйте себя в роли работников школьной лаборатории по выделению молекулы ДНК. Поэтому сейчас работая с инструктивной карточкой на ваших столах, каждый из вас индивидуально попробует определить структурные элементы исследования.( проверка у учащегося)

IV. Формирование умений и навыков. 

     Молодцы! С целями и задачами нашего мини исследования мы определились. А теперь давайте перейдем непосредственно  к практической части. (Напоминание о ТБ)

     Так как мы уже знакомы с лабораторным методом выделения молекулы ДНК, я предлагаю вам сопоставить уже известные этапы с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий и расположить их в правильном порядке выполнения в инструктивной карточке.( проверка у одного из учащихся).

   С данным заданием вы успешно справились, так что теперь можете приступать к выполнению практической части. Не забывайте следовать определенными  вами этапам работы согласно инструктивной карточке, внимательно отвечайте на вопросы в ней. Если возникают какие-то вопросы по ходу работы, не стесняйтесь обращаться за помощью!

Проверка результатов работы, обсуждение совместно с учащимися. (Должны увидеть молекулы ДНК в виде тонких белых нитей или белых хлопьев).

Формулирование совместного вывода. Подтверждение гипотезы: Предположим, что в условиях школьной лаборатории можно выделить и рассмотреть молекулу ДНК человека.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Конечно, для научных работников все что мы с вами проделывали сегодня на уроке— в какой-то степени шутка и никто из них ДНК таким способом не выделяет, а между тем если и вправду воспользоваться такой методикой, то всё получится, так как и у нас с вами сегодня! Выход ДНК будет, правда, невелик, а вещество — не особенно чистым, но мы доказали что это возможно, а также подтвердили свою гипотезу. Сегодня мы с вами на один шаг стали ближе к науке, и я надеюсь, лет через 10 среди вас будут медики, фармацевты, и выдающиеся ученые.

А сейчас, я предлагаю вам выбрать, каким геном молекулы ДНК вы были на сегодняшнем занятии:

156364_html_m2e65d75b.jpg

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Инструктивная карточка

Мини-исследовательская работа «Выделение молекулы ДНК человека»

Оборудование: инструктивная карточка, контейнеры с лабораторным оборудованием (штативы для пробирок, пробирки, стаканы, воронка, стеклянные палочки, фильтры, пипетки)

Материалы и реактивы: 

  • продукт для исследования – 100 мл (полстакана) раствора слюны;
  • чистая питьевая вода;
  • буфер (приготовлен заранее: стакан с холодной водой – 200 мл, соль
  • (Na Cl)  1,5 г (1/4 ч. л.); 5 г (1 ч. л.) питьевой соды);
  • детергент: жидкое моющее средство ( средство для мытья посуды);
  • раствор для контактных линз;  
  • этиловый спирт 95% 15-30 мл.

Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект:_______________________________________________________________________________

Предмет:______________________________________________________________________________

Гипотеза:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Ход работы:

I. Сопоставьте уже известные этапы работы по выделению молекулы ДНК с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий, и расположить их в правильном порядке выполнения:

Этапы работы в условиях лаборатории:

  1. Разрушаем мембраны клеток и клеточных ядер, чтобы все содержимое клетки — ДНК, белки, липиды и сахара — вышло в раствор. Для этого используем лизисный буфер с детергентом SDS (для слюны) или тиоцианатом гуанидина (для крови).
  2. Избавляемся от белков. Вышедшую в раствор ДНК нужно освободить от связанных с ней белков с момощью специальных ферментов.
  3. Отделяем ДНК от примесей. Центрифугируем раствор в пробирках с кремниевой мембраной, которая связывается с ДНК и пропускает остальные органические компоненты клетки.
  4. Растворяем ДНК в буфере для хранения. Связанную с мембраной ДНК отмывают буфером. Растворенная в буфере ДНК может храниться при −20°С в течение нескольких лет
  5. Создаем репликоны молекулы ДНК(копии) в ходе ПЦР (ПОЛИМЕРАЗНОЙ-ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ)

Этапы работы в школьных условиях:

__. Наполните полученным  раствором, используя воронку,  две пробирки до середины.

 __  .Возьмите стакан с буферным раствором и прополощите им рот в течение  1 минуты, предварительно слегка пожевав внутренние поверхности щек. Выплюньте получившийся раствор в стакан.

__. Добавьте с помощью пипетки несколько капель 95% этилового раствора спирта в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут.

__. Добавьте с помощью пипетки несколько капель моющего средства в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут.

__. Добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора для линз в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите несколько минут.

II. Ответьте на вопросы, пока ждете свершения реакций:

1. С какой целью в качестве буферного раствора для получения взвеси щечного эпителия используют концентрированный раствор соли? Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору детергента (жидкого моющего средства), почему? Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору 95% этилового спирта?

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. С какой целью добавляют к исследуемому раствору средство для отчистки и хранения контактных линз?

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Сформулируйте вывод исследования.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка

Мини-исследовательская работа «Выделение молекулы ДНК человека»

Оборудование: инструктивная карточка, контейнеры с лабораторным оборудованием (штативы для пробирок, пробирки, стаканы, воронка, стеклянные палочки, фильтры, пипетки)

Материалы и реактивы: 

  • продукт для исследования – 100 мл (полстакана) раствора слюны;
  • чистая питьевая вода;
  • буфер (приготовлен заранее: стакан с холодной водой – 200 мл, соль
  • (Na Cl)  1,5 г (1/4 ч. л.); 5 г (1 ч. л.) питьевой соды);
  • детергент: жидкое моющее средство ( средство для мытья посуды);
  • раствор для контактных линз;  
  • этиловый спирт 95% 15-30 мл.

Цель:_Выделить и рассмотреть молекулу ДНК человека из раствора слюны____

Объект:__Молекула ДНК_________________________________________________

Предмет:_Особенности выделения молекулы ДНК из слюны в школьных условиях

Гипотеза:__Предположим, что молекулу ДНК человека можно выделить и рассмотреть  в условиях школьной лаборатории______________

Ход работы:

I. Сопоставьте уже известные этапы работы по выделению молекулы ДНК с предложенными альтернативными вариантами с учетом школьных условий, и расположить их в правильном порядке выполнения:

Этапы работы в условиях лаборатории:

  1. Разрушаем мембраны клеток и клеточных ядер, чтобы все содержимое клетки — ДНК, белки, липиды и сахара — вышло в раствор. Для этого используем лизисный буфер с детергентом SDS (для слюны) или тиоцианатом гуанидина (для крови).
  2. Избавляемся от белков. Вышедшую в раствор ДНК нужно освободить от связанных с ней белков с момощью специальных ферментов.
  3. Отделяем ДНК от примесей. Центрифугируем раствор в пробирках с кремниевой мембраной, которая связывается с ДНК и пропускает остальные органические компоненты клетки.
  4. Растворяем ДНК в буфере для хранения. Связанную с мембраной ДНК отмывают буфером. Растворенная в буфере ДНК может храниться при −20°С в течение нескольких лет
  5. Создаем репликоны молекулы ДНК(копии) в ходе ПЦР (ПОЛИМЕРАЗНОЙ-ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ)

Этапы работы в школьных условиях:

 _1_  .Возьмите стакан с буферным раствором и прополощите им рот в течении  1 минуты, предварительно слегка пожевав внутренние поверхности щек. Выплюньте получившийся раствор в стакан.

_2_. Наполните полученным  раствором, используя воронку,  две пробирки до середины.

_3_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель моющего средства в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут.

_4_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель 95% этилового раствора спирта в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите пару минут.

_5_. Добавьте с помощью пипетки несколько капель раствора для линз в каждую из пробирок, перемешайте стеклянной палочкой и подождите несколько минут.

II. Ответьте на вопросы, пока ждете свершения реакций:

1. С какой целью в качестве буферного раствора для получения взвеси щечного эпителия используют концентрированный раствор соли? Ответ:___это способствует облегчению отслоения старых эпителиальных клеток щек в связи с явлением деплазмолиза (отставания клеточного содержимого от мембраны)

2. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору детергента (жидкого моющего средства), почему? Ответ: разрушению клеточной мембраны, так как она представлена двойным билипидным слоем( жиры), а моющее средство хорошо растворяет жиры.

3. Разрушению какой клеточной структуры способствует добавление к раствору 95% этилового спирта?

Ответ:__клеточного ядра_

4. С какой целью добавляют к исследуемому раствору средство для отчистки и хранения контактных линз?

Ответ:_способствует очищению молекулы ДНК от белков гистонов

III. Сформулируйте вывод исследования.

Вывод:__Гипотеза о том, что молекулу ДНК человека можно выделить и рассмотреть  в условиях школьной лаборатории_была подтверждена_______________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс

Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятел...

Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательская деятельность" 3 класс

Рабочая программа по  дисциплине "Проектно-исследовательскаь деятельности" для учащихся с нарушением слуха...

Презентация Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»

Тема педагогического мероприятия: Мы зажигаем звезды! Цель: В игровой деятельности закрепить методологические основы учебно-исследовательской деятельности. Роль исследования в деятельности тренер...

Методическая разработка педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»

Презентация к методической разработки педагогического мероприятия по дисциплине Основы исследовательской деятельности «МЫ ЗАЖИГАЕМ ЗВЕЗДЫ»...

Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21

Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21...