"Технология проблемного обучения"
статья
Сущность проблемного обучения.
Примеры таких противоречий, как черта содержательного аспекта.
Общие функции проблемного обучения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций.
Условиями успешности обучения.
Три основных звена в технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему «Технология проблемного обучения»
В отечественной педагогике идеи проблемного обучения стали актуальными начиная со второй половины 1950-х гг., а в 1960-е гг. в научно-педагогической и методической литературе обосновывается богатый потенциал решения учебных проблем, и выявляются способы организации проблемного обучения.
Можно сказать, что проблемное обучение является современным уровнем развития практической педагогики и дидактики.
Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач, заложенных в учебных программах и учебниках, в проблемном изложении учебного материала педагогом и его пояснении учебной информации. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы.
Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем.
Противоречия являются важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения, закономерно возникающей и раскрывающейся в процессе познавательной деятельности ученика и являющейся источником ее движения и развития. Примерами таких противоречий могут быть:
1) противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, не укладывающимися в известную теорию и разрушающими ее;
2) противоречия между пониманием научной важности проблемы и отсутствием необходимой теоретической базы для ее решения;
3) противоречия между теоретически возможным способом решения проблемы и его практической нецелесообразностью;
4) противоречия между существованием определенного многообразия концепций и отсутствием надежной теории для объяснения данных фактов;
5) противоречия между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования;
6) противоречия между большим количеством фактических данных и отсутствием общего метода их обработки и анализа.
Общие функции проблемного обучения:
1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
2) развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
3) формирование диалектико-материалистического мышления школьников;
4) формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
1) воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
2) воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
3) формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
4)формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
-определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
-ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
• Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Принято различать три основных звена в технологии проблемного обучения:
1) осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;
2) формулировка конкретной проблемы, решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
3) проверка правильности решения проблемы.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения. При традиционной технологии обучения учитель сам формулирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.). Ученик же должен понять и запомнить чужую мысль, запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждения. Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски ученика [Котова, Шиянов, 2000, с. 149].
После проведенного анализа переход идет на этап формулирования проблемы, преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант (варианты) проверяются, исключаются неверные заключения уточняются и развиваются достоверные положения
У ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения. Трехуровневая технология проблемного обучения применима при постановке задачи на «открытие» простого математического закона, правила правописания, исторической или биологической закономерности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...