Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
опыты и эксперименты по алгебре (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podkhoda.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация в практической деятельности
деятельностно – ориентированной технологии
(технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
«Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что – то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы».
В.А. Сухомлинский
Для педагога необходимо умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности, видеть причины успехов и неудач, определять пути дальнейшего совершенствования.
Представленный самоанализ – итог педагогической рефлексии, которая очень важна для управления собственной профессиональной деятельностью.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования я сформулировала цель своей профессиональной деятельности – формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках математики, без которых человеку невозможно жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Достижение поставленной цели я вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путём внедрения современных образовательных технологий, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Данная цель предусматривает следующие задачи:
- формировать высокий уровень общеучебных умений и навыков;
- развивать творческие способности, самостоятельность, навыки исследовательской деятельности;
- формировать мотивации к изучению математики, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работу учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
- совершенствовать информационную культуру учащихся.
Для решения данных задач я веду работу по следующим направлениям:
- изучение новых нормативных документов в образовании, новых педагогических технологий и методик и возможности их использования в учебном процессе;
- обеспечение достойного участия учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах;
- изучение компьютерных программ, создание демонстрационных и обучающих презентаций к урокам;
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность, развитие творческих способностей с помощью разнообразных форм и методов обучения. Поиск и внедрение, приоритетность тех или иных каждый учитель для себя определяет сам. Несомненно, главным в образовательном процессе является школьник.
На своих уроках я применяю в основном деятельностно – ориентированные технологии (технология проблемного обучения, элементы информационной технологии), они формируют значимые качества личности, готовность к самостоятельной деятельности, что приводит к изменению качества образования.
Деятельностный подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности.
Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая для ученика является интеллектуальным затруднением.
Можно выделить три группы проблемных ситуаций:
- Познавательные ( теоретическое мышление);
- Оценочные ( критическое мышление);
- Организационно – производственные ( практическое мышление).
Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые знания, новые понятия, новые теоремы, новые способы решения…
Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда.
Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения, личный опыт ребенка, ответы учеников на задаваемый вопрос. Предлагаю: проблемные творческие задания; задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Выполняя их, ученик открывает тот или иной математический факт, выдвигает гипотезу. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Использование элементов информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности. Компьютерные технологии на уроке математики экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, наглядно и красочно представляют материал.
Обоснованно использую элементы ИКТ на разных этапах урока:
а) устный счёт (устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала);
б) на этапе первичного закрепления (предложенные мною задания по новой теме позволяют определить степень усвоения нового материала);
в) при проверке домашнего задания (проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания);
г) при объяснении нового материала;
д) при закреплении и (или) повторении материала;
е) на этапе контроля ЗУН (эффективное повторение материала по темам школьного курса, решения тренировочных заданий при подготовке к ГИА, ЕГЭ).
При проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://fipi.ru/ , http://1september.ru/, http://ege.edu.ru/
На своих уроках:
- применяю разнообразные передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания;
- использую различные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы;
- накапливаю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты по всем темам, карточки – задания; веду подборку методических пособий, журналов, газет;
- организовываю деятельность учащихся по поиску, открытию и усвоению новых знаний и способов действий;
- работаю над формированием и развитием универсальных учебных действий.
Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету и уровень качества знаний.
Знания моих учеников достаточно хорошие, что подтверждается результатами годовой аттестации (по данным АСУ РСО).
Мои ученики принимают активное участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах: Молодёжный математический чемпионат (г. Пермь), Межрегиональная заочная физико–математическая олимпиада (Всероссийская школа математики и физики «Авангард») и др., а также в творческих конкурсах районного и окружного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках технологии
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения пр...
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение
В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
"Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения"
Данная статья раскрывает содержвание т.н. "Технологии проблемного обучения". Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащих...
Статья "Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения"
В данной статье приводится развернутое описание и анализ "Технологии проблемного обучения". Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной ак...