Игра как одна из действенных форм обучения
статья

Скулкин Алексей Анатольевич

В статье рассмотрена как одна из форм обучения - деловая игра, которая позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. Применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как одна из действенных форм обучения

А.А. Скулкин

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Российский колледж традиционной культуры»

Одной из важнейших задач, которые ставит перед собой преподаватель в своей педагогической деятельности, является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. В свою очередь, умение самостоятельно работать прекрасно развивает творческие способности у учащихся. Традиционные занятия мало способствует сотрудничеству студентов и преподавателя, реализации потребности в общении, обмене информацией, мнениями. Используемые в настоящее время нетрадиционные формы организации учебно-познавательной деятельности многообразны. Предлагаю рассмотреть одну из них – игру. Многие преподаватели считают, что игра – это развлечение, а вот обучение – это труд. Такой подход к проблеме игры не способствует реализации потенциальных возможностей студента, особенно младших курсов. На мой взгляд, игра – это самый эффективный метод обучения. Позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. А какой ребенок не любит поиграть, хоть он и ростом под два метра. Урок-игру можно провести на занятиях повторения и обобщения изученного, контроля знаний учащихся и др. На всех этих занятиях проговаривается как новый, так и ранее изученный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения занятий позволит сделать интересными и увлекательными для студентов даже скучные темы предмета. Применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

В процессе проведения деловых игр были отмечены следующие результаты:

- повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;

 - студенты получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

 - участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;

- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний; растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более объективной;

- накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.

Деловая игра, как правило, проводится с применением автоматизируемой обучающей системы. Автоматизированная обучающая система позволяет повысить уровень усвоения не только благодаря наглядности представляемой информации (90% информации воспринимается зрительно), но и реализуется творческий подход при подготовке материала. Происходит уход от повторяющейся неинтересной работы, от необходимости дублирования материала.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

 -формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

 -приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

-развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

-формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

 Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены:

 -характер деятельности;

 -масштаб управления;

 -состав инстанций и условия обстановки в данной игре

 При определении целей разработчику игры важно ответить на следующие вопросы;

-Для чего проводится данная деловая игра?

-Для какой категории студентов проводится данная деловая игра?

 -Чему именно следует обучать студентов?

-Какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры?

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры – их ставит перед собой преподаватель – руководитель игры, и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Для проведения учебной игры учитель ставит дидактические и воспитательные цели, как и при планировании обычного урока, хотя реализоваться они должны в игровой ситуации. Планируя игру важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.

 Список используемых источников:

1. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

 2. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 416 с.

3. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов/ И.М. Соловьев – М.: Просвещение,1966. -279 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе...

Урок-игра, как одна из интерактивных форм обучения грамматике и лексике на уроках английского языка

Игра - важное организованное занятие, требующеее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает решение, как поступить, что сказать, как выиграть? Игра активизирует стремление дет...

Выступление "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"

Выступление на методическом объединении воспитателей с темой "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"...