Проблемы организации игровой деятельности в детском саду
консультация
Консультация для воспитателей
«Проблемы организации игровой деятельности в детском саду»
Естественное состояние ребёнка состоит в
деятельности, подвижности, активности,
непосредственности, в стремлении к познанию
окружающего , и этим «указаниям природы»
должен руководствоваться воспитатель.
К. Д. Ушинский.
Вопрос о том, что игровой деятельностью в детском саду дело обстоит, не вполне благополучно, что она не достигает должного уровня развития, уходит из жизни детей, возникала не однократно. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо выделить в самостоятельные несколько тесно связанных проблем:
1.Какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства.
2.какова специфика педагогических воздействий на игру по сравнению с другими видами детской деятельности.
3.Что подлежит оценке - собственно деятельность воспитателя по организации игры, тематическое содержание игры или игровые умения детей. Для проведения занятия воспитатель составляет план или конспект, пользуется методическими руководствами ,которые определяют какие задачи следует ставить и как осуществлять контроль за их выполнением. При этом предполагается ,что по замыслу, ребёнок использует знания и умения, полученные на специальных занятиях. Что происходит с игрой? Стало популярным утверждение, что детей надо учить играть. Но, как известно ,на занятиях игре не учат. Он не может учить играть на занятиях, ибо таких занятий не существует. И как следует- часто возникает самое худшее: педагог начинает « проводить» игру также как занятия- руководит, регламентирует, предписывает действия ,оценивает их.
Таким образом, в группе возникает разученный в течении года , привычный .репертуар «сюжетных» игр: для каждого есть набор игрушек и атрибутов. Объявление воспитателя «Сейчас мы будем играть в «Космос» - достаточно, для того чтобы дети включились в привычную в привычно сложенную игру? Нет, к сожалению , это не игра, а нечто подобное «производственной» деятельности ,где каждый знает свои функции, отведённое ему место. Зато внешность высокосодержательна , коллективна. В игре дети должны отражать знания и представления ,полученные ими при ознакомлении с окружающим ,причём эти знания чётко соответствуют программе. Иначе говоря, игра-средство проработки знаний.
Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый ребёнок должен подчиняться коллективу, а коллектив плану воспитателя . В такой ситуации естественно, не остаётся места творческой индивидуальности, разнообразию форм и содержания игры.
Самостоятельно даже старшие дошкольники ,если они действительно играют, то есть реализуют свои планы, замысли, а не навязанный воспитателем план игры ,не в состоянии поддерживать взаимодействия в группе, состоящих более чем из 3-5 участников. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника :принимая на себя различные роли , воссоздавая поступки людей , он проникается их чувствами и целями . сопереживает им, начинается ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере , если с возрастом ребёнка она всё более усложняется. К примеру , трёхлетний ребёнок может играть, повторяя два – три игровых действия. А шестилетние дети могут играя развёртывать ролевые диалоги. Дело в том , что сюжетная игра , независимо от темы , в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий , в ещё более сложном виде- как последовательность разнообразных событий. Для детей , свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показатель её высокого уровня. Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» или тем . а формирование игровых умений ,обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со своими сверстниками в небольших игровых объединениях. В возрасте 1,5-3 лет ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
В возрасте 3-5 лет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёрами-сверстниками.
В возрасте 6-7 лет- развёртывать в игре разнообразные по последовательности события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслу 2-3 партнёров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей естественным образом. Такое «втягивание» происходит, когда ребёнок ходит в разновозрастную группу. Но у современно дошкольника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. В данной ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших друзей, помочь овладеть игровыми приёмами.
Из этого следует первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Является сам характер поведения взрослого. Общаясь с детьми на занятиях, в режимные моменты, воспитатель занимает позицию учителя, требует, задаёт, оценивает. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такая позиция взрослого- гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
С трёх лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов.
С пяти лет- в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ- творческое комбинирование разнообразных событий.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро, экономно, в плане затрат усилий и времени педагога, сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребёнком должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать куклу, это у меня мыло», «Я теперь шофёр») и стимулировать к этому ребёнка ( «Ты чем мишку кормишь?» «Куда наш пароход плывёт?»). Однако чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру ,сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру несколько детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего их можно научить вступать в игровые взаимодействия. Творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться лишь в небольших группах детей.
Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.
На этом этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развёртывать преимущественно одно темный одно персонажный сюжет как ( систему ) смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога может становиться много персонажный сюжет «как система взаимосвязанных персонажей ( ролей), который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей». На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развёртывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинацию разнообразных событий.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающих детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж ( и соответственно игровую роль), развернуть предложенное партнёром ребёнком событие, зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.
Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета – событиями, ролями , действиями, уметь развёртывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребёнком новых игровых способов, умений. Воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры. Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовывать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры ( так же как и других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников. С возрастом детей должна изменяться форма совместной игры со взрослыми, и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведённого режимом времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы игровой деятельности в ДОУ. Деятельность воспитателя в организации игры, детям | 22.79 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Проблемы организации игровой деятельности в детском саду»
Естественное состояние ребёнка состоит в
деятельности, подвижности, активности,
непосредственности, в стремлении к познанию
окружающего , и этим «указаниям природы»
должен руководствоваться воспитатель.
К. Д. Ушинский.
Вопрос о том, что игровой деятельностью в детском саду дело обстоит, не вполне благополучно, что она не достигает должного уровня развития, уходит из жизни детей, возникала не однократно. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо выделить в самостоятельные несколько тесно связанных проблем:
1.Какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства.
2.какова специфика педагогических воздействий на игру по сравнению с другими видами детской деятельности.
3.Что подлежит оценке - собственно деятельность воспитателя по организации игры, тематическое содержание игры или игровые умения детей. Для проведения занятия воспитатель составляет план или конспект, пользуется методическими руководствами ,которые определяют какие задачи следует ставить и как осуществлять контроль за их выполнением. При этом предполагается ,что по замыслу, ребёнок использует знания и умения, полученные на специальных занятиях. Что происходит с игрой? Стало популярным утверждение, что детей надо учить играть. Но, как известно ,на занятиях игре не учат. Он не может учить играть на занятиях, ибо таких занятий не существует. И как следует- часто возникает самое худшее: педагог начинает « проводить» игру также как занятия- руководит, регламентирует, предписывает действия ,оценивает их.
Таким образом, в группе возникает разученный в течении года , привычный .репертуар «сюжетных» игр: для каждого есть набор игрушек и атрибутов. Объявление воспитателя «Сейчас мы будем играть в «Космос» - достаточно, для того чтобы дети включились в привычную в привычно сложенную игру? Нет, к сожалению , это не игра, а нечто подобное «производственной» деятельности ,где каждый знает свои функции, отведённое ему место. Зато внешность высоко содержательна , коллективная. В игре дети должны отражать знания и представления ,полученные ими при ознакомлении с окружающим ,причём эти знания чётко соответствуют программе. Иначе говоря, игра-средство проработки знаний.
Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый ребёнок должен подчиняться коллективу, а коллектив плану воспитателя . В такой ситуации естественно, не остаётся места творческой индивидуальности, разнообразию форм и содержания игры.
Самостоятельно даже старшие дошкольники ,если они действительно играют, то есть реализуют свои планы, замысли, а не навязанный воспитателем план игры ,не в состоянии поддерживать взаимодействия в группе, состоящих более чем из 3-5 участников. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника :принимая на себя различные роли , воссоздавая поступки людей , он проникается их чувствами и целями . сопереживает им, начинается ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере , если с возрастом ребёнка она всё более усложняется. К примеру , трёхлетний ребёнок может играть, повторяя два – три игровых действия. А шестилетние дети могут играя развёртывать ролевые диалоги. Дело в том , что сюжетная игра , независимо от темы , в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий , в ещё более сложном виде- как последовательность разнообразных событий. Для детей , свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показатель её высокого уровня. Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» или тем . а формирование игровых умений ,обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со своими сверстниками в небольших игровых объединениях. В возрасте 1,5-3 лет ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
В возрасте 3-5 лет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёрами-сверстниками.
В возрасте 5-7 лет- развёртывать в игре разнообразные по последовательности события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслу 2-3 партнёров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей естественным образом. Такое «втягивание» происходит, когда ребёнок ходит в разновозрастную группу. Но у современно дошкольника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. В данной ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших друзей, помочь овладеть игровыми приёмами.
Из этого следует первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Является сам характер поведения взрослого. Общаясь с детьми на занятиях, в режимные моменты, воспитатель занимает позицию учителя, требует, задаёт, оценивает. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такая позиция взрослого- гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
С трёх лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов.
С пяти лет- в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ- творческое комбинирование разнообразных событий.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро, экономно, в плане затрат усилий и времени педагога, сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребёнком должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать куклу, это у меня мыло», «Я теперь шофёр») и стимулировать к этому ребёнка ( «Ты чем мишку кормишь?» «Куда наш пароход плывёт?»). Однако чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру ,сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру несколько детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего их можно научить вступать в игровые взаимодействия. Творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться лишь в небольших группах детей.
Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.
На этом этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развёртывать преимущественно одно темный одно персонажный сюжет как ( систему ) смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога может становиться много персонажный сюжет «как система взаимосвязанных персонажей ( ролей), который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей». На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развёртывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинацию разнообразных событий.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающих детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж ( и соответственно игровую роль), развернуть предложенное партнёром ребёнком событие, зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.
Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета – событиями, ролями , действиями, уметь развёртывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребёнком новых игровых способов, умений. Воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры. Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовывать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры ( так же как и других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников. С возрастом детей должна изменяться форма совместной игры со взрослыми, и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведённого режимом времени
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Проблемы организации игровой деятельности в детском саду»
Естественное состояние ребёнка состоит в
деятельности, подвижности, активности,
непосредственности, в стремлении к познанию
окружающего , и этим «указаниям природы»
должен руководствоваться воспитатель.
К. Д. Ушинский.
Вопрос о том, что игровой деятельностью в детском саду дело обстоит, не вполне благополучно, что она не достигает должного уровня развития, уходит из жизни детей, возникала не однократно. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо выделить в самостоятельные несколько тесно связанных проблем:
1.Какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства.
2.какова специфика педагогических воздействий на игру по сравнению с другими видами детской деятельности.
3.Что подлежит оценке - собственно деятельность воспитателя по организации игры, тематическое содержание игры или игровые умения детей. Для проведения занятия воспитатель составляет план или конспект, пользуется методическими руководствами ,которые определяют какие задачи следует ставить и как осуществлять контроль за их выполнением. При этом предполагается ,что по замыслу, ребёнок использует знания и умения, полученные на специальных занятиях. Что происходит с игрой? Стало популярным утверждение, что детей надо учить играть. Но, как известно ,на занятиях игре не учат. Он не может учить играть на занятиях, ибо таких занятий не существует. И как следует- часто возникает самое худшее: педагог начинает « проводить» игру также как занятия- руководит, регламентирует, предписывает действия ,оценивает их.
Таким образом, в группе возникает разученный в течении года , привычный .репертуар «сюжетных» игр: для каждого есть набор игрушек и атрибутов. Объявление воспитателя «Сейчас мы будем играть в «Космос» - достаточно, для того чтобы дети включились в привычную в привычно сложенную игру? Нет, к сожалению , это не игра, а нечто подобное «производственной» деятельности ,где каждый знает свои функции, отведённое ему место. Зато внешность высоко содержательна , коллективная. В игре дети должны отражать знания и представления ,полученные ими при ознакомлении с окружающим ,причём эти знания чётко соответствуют программе. Иначе говоря, игра-средство проработки знаний.
Не выдерживает в настоящее время критики и ложно понятый «коллективный характер» игры, когда каждый ребёнок должен подчиняться коллективу, а коллектив плану воспитателя . В такой ситуации естественно, не остаётся места творческой индивидуальности, разнообразию форм и содержания игры.
Самостоятельно даже старшие дошкольники ,если они действительно играют, то есть реализуют свои планы, замысли, а не навязанный воспитателем план игры ,не в состоянии поддерживать взаимодействия в группе, состоящих более чем из 3-5 участников. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом. Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника :принимая на себя различные роли , воссоздавая поступки людей , он проникается их чувствами и целями . сопереживает им, начинается ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере , если с возрастом ребёнка она всё более усложняется. К примеру , трёхлетний ребёнок может играть, повторяя два – три игровых действия. А шестилетние дети могут играя развёртывать ролевые диалоги. Дело в том , что сюжетная игра , независимо от темы , в своём наиболее простом виде может строиться как цепочка специфических ролевых взаимодействий , в ещё более сложном виде- как последовательность разнообразных событий. Для детей , свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показатель её высокого уровня. Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» или тем . а формирование игровых умений ,обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со своими сверстниками в небольших игровых объединениях. В возрасте 1,5-3 лет ребёнок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами- заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником.
В возрасте 3-5 лет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёрами-сверстниками.
В возрасте 5-7 лет- развёртывать в игре разнообразные по последовательности события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслу 2-3 партнёров- сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей естественным образом. Такое «втягивание» происходит, когда ребёнок ходит в разновозрастную группу. Но у современно дошкольника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. В данной ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших друзей, помочь овладеть игровыми приёмами.
Из этого следует первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру. Является сам характер поведения взрослого. Общаясь с детьми на занятиях, в режимные моменты, воспитатель занимает позицию учителя, требует, задаёт, оценивает. Но в совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Такая позиция взрослого- гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.
С трёх лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов.
С пяти лет- в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ- творческое комбинирование разнообразных событий.
Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро, экономно, в плане затрат усилий и времени педагога, сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребёнком должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать куклу, это у меня мыло», «Я теперь шофёр») и стимулировать к этому ребёнка ( «Ты чем мишку кормишь?» «Куда наш пароход плывёт?»). Однако чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру ,сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру несколько детей. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего их можно научить вступать в игровые взаимодействия. Творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться лишь в небольших группах детей.
Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.
На этом этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развёртывать преимущественно одно темный одно персонажный сюжет как ( систему ) смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога может становиться много персонажный сюжет «как система взаимосвязанных персонажей ( ролей), который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей». На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развёртывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинацию разнообразных событий.
Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающих детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж ( и соответственно игровую роль), развернуть предложенное партнёром ребёнком событие, зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.
Воспитатель должен свободно оперировать элементами сюжета – событиями, ролями , действиями, уметь развёртывать сюжет, само строение которого облегчает усвоение ребёнком новых игровых способов, умений. Воспитатель должен владеть игровой грамотой, культурой игры. Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовывать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры ( так же как и других видов детской деятельности) должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников. С возрастом детей должна изменяться форма совместной игры со взрослыми, и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведённого режимом времени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация педагогической практики в детском саду
Компьютер - специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В программе детского сада он представлен в качестве современного средства деятельности ...
Организация клубной деятельности в детском саду
Многие годы воспитание в нашей стране из семейного превращалось в преимущественно общественное. Однако в настоящее время, в связи с переходом на личност...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ
Применение новых форм организации образовательного процесса, выстраивание новых схем взаимодействия междисциплинарной команды специалистов....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...
Работа с педагогами" Игровой стретчинг в детском саду"
Добрый день уважаемые коллеги! Я, Агеенко К.Ю, работаю воспитателем в обще образовательной группы и инструктор по физическому развитию И...
Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет
В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, ...