Доклад"Нестандартные формы художественно-эстетического творчества"
материал
Предварительный просмотр:
Во время своей работы в детском саду я столкнулась с проблемой подготовки ребенка к школе. Воспитанники моей группы, как и многие другие современные дети, много времени проводят за игрой на компьютере, планшете и других гаджетах. При этом не все уделяют достаточно времени для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Все это негативно сказывается на ручной умелости, желании доводить начатое да конца. У некоторых недостаточно развита речь.
У родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и как следствие снижению мотивации.
Особую роль в подготовке ребенка к школе, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению играют продуктивные виды деятельности.
Используя занятия лепкой, аппликацией, рисованием, комбинируя их, применяя нетрадиционные материалы и способы для изготовления поделок, я подготавливаю детей к школе, не перегружая их, не лишая их времени на игру. В каждом ребенке от природы заложены способности и занятия продуктивными видами деятельности помогают их развить. Это благодатная почва для творческого проявления детей.
Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.
Занятия продуктивными видами деятельности - один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в поделке. В процессе деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
В процессе занятий продуктивными видами деятельности решается задача подготовки к овладеванию навыкам письма.
Подготовка руки ребёнка начинается с самого раннего детства и продолжается в течение всего дошкольного периода.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, способствуют развитию мелкой моторики руки. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, что является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.
Дети овладевают навыком свободного владения ножницами, карандашом и кистью, усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
В процессе лепки предметов различной формы, величины, пропорций дети учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма.
Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, и требует развитие глазомера, мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация.
Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами способствует развитию умственной и речевой активности, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. К тому же, в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром (один является частью другого). Поэтому развитие речи и мелкой (а также общей) моторики происходит «параллельно».
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия).
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, продуктивные виды деятельности не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывают их между собой.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое.
Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности я считаю подготовку ребенка к школе через занятия продуктивными видами деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- формирование методической базы для работы с детьми и родителями в выбранном направлении, создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, развивающей предметно-пространственной среды по выбранному направлению работы, обеспечивающую игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики руки, возможность самовыражения детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оптимизация работы с родителями по изучению и закреплению знаний об особенностях творческого развития ребенка, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- развитие у детей мотивации к занятиям продуктивными видами деятельности, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; обучение манипуляции с разнообразными по качеству и свойствами материалами, развитие моторики рук, тонких движений пальцев, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками во время совместной работы;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Воспитательно-образовательный процесс в группе организовывается на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой.
Для решения поставленных задач я использовала парциальные программы: И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду", Калинина Т. "Альбом с кляксами", Рони Орен "Секреты пластилина".
Кроме того, создавая методическую базу по поставленной проблеме, я собрала и оформила картотеку пальчиковой гимнастики, картотеку «Пазлы», картотеку игр по продуктивным видам деятельности, фонотеку для проведения пальчиковых игр, театра пальчиковых кукол, физминуток, сборник аудиосказок, сборник музыки для релаксации и расслабления, сборник «Джаз для детей», сборник музыки и звуков природных явлений (звуки леса, дождя, моря, грома, пение птиц, журчание ручья, и.т.д.), сборник видеоматериалов для работы по изобразительной деятельности ( русские народные сказки, мультфильмы, обучающие видео), тематические папки «Загадки», «Безопасность», «Физминутки», конспекты и презентации к занятиям по изодеятельности, «Что растет в огороде?», «Наши питомцы», «Карандаш пришел с друзьями», «Народная декоративная роспись»и.т.д.. Написала статью «Использование изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей ребенка».
Подготовку к школе через занятия продуктивной деятельностью в своей группе я реализовываю на кружке «Волшебные пальчики».
В ходе занятий кружка мы с воспитанниками работаем со стандартными материалами изготовления работ: цветной и белой бумагой, ножницами, клеем, пластилином, гуашью, кистями, а так же с нестандартными: ватой, нитками, ватными палочками, поролоном, ватными дисками, пуговицами, крупами, веточками деревьев, полимерной глиной. Для создания индивидуальных и коллективных творческих работ мы используем такие техники как: рисование поролоновым тычком, рисование путем отпечатывания пальчиков, отпечатывание ладони, рисование путем примакивания кисти, рисование тычком, обрывная аппликация, объемная аппликация, рисование мыльными пузырями.
Я всегда стараюсь найти новые способы и материалы для изготовления поделок, чтобы заинтересовать детей, превратить любую деятельность в увлекательную игру, сказку. Создаю такую ситуацию, в которой им самим захотелось бы создать какую- либо композицию или поделку. Предоставляю возможность каждому самостоятельно выбрать, чем он будет заниматься.
В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечить максимальное обогащение личностного развития детей, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Выстраиваю свою работу таким образом, чтобы с одной стороны сохранить уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека, а с другой стороны развить предпосылки для перехода на следующий этап становления ребенка как личности.
Результатами свой работы я считаю участие и призовые места своих воспитанников в различных конкурсах. А также успешное обучение в школе. (слайды)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/16/picture-67774.jpg)
Программа художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
Рабочая программа студии "Народное творчество" влючает в себя работу с берестой, мхом, корой и другими природными материалами. программа расчитана на детей от 7 до 17 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-116993-1362901577.jpg)
Открытое занятие по программе художественно-эстетической студии «Творчество» для учащихся 1 года обучения (6-7 лет) «Лунные Цветы»
Тема 1 года обучения «Искусство видеть».Цель курса: Развитие потребности в художественном выражении при помощи неограниченных эстетических возможностей привычных м...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495561-1412938204.jpg)
Внеурочная деятельность в области художественно- эстетического образования в системе ФГОС. Доклад на семинаре в Усманском педколледже
Доклад на семинаре ПЦК в Усманском педагогическом колледже пр. Брыкина Д.В....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-549112-1418408584.jpg)
Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) художественно-эстетической направленности «Творчество без границ»
Программа дополнительного образования «Творчество без границ» является составной частью программы развития МАОУ «Бронницкая СОШ». При составлении программы мы опирались на мировой, российский, областн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323459-1382515888.jpg)
Доклад на педсовете: «Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»
Доклад на педсовете:«Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1092430-1544551845.jpg)
«Участие родителей в музыкально-образовательном процессе как эффективная форма художественно-эстетического воспитания дошкольников»
План работы по сотрудничеству с семьями воспитанников...