Программа художественно-эстетической направленности "Народное творчество"
рабочая программа по теме

Манакина Ирина Михайловна

Рабочая программа студии "Народное творчество" влючает в себя работу с берестой, мхом, корой и другими природными материалами. программа расчитана на детей от 7 до 17 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_narodnoe_tvorchestvo_2011.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Гороховецкого района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Росинка»

Гороховецкого района Владимирской области

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора ЦДТ «Росинка»                                            

№ 79 от 01.09.2011

м.п.                      

 Утверждена

на заседании

педагогического совета

ЦДТ «Росинка» протокол № 2 от 31. 08. 2011 г.

Программа

художественно-эстетической направленности

«Народное творчество»

Для детей от 7 до 17 лет.

Срок реализации - 3 года

                                                                     

                                       

г. Гороховец

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Наименование

 учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Росинка» Владимирской области Гороховецкого района

Организационно-правовая

 форма

Учреждение

Адрес организации

исполнителя

Мира ул., д. 15, г. Гороховец, Владимирская обл., 601483

Контактный телефон (факс)

(49238) 2-35 – 98,  e-mail: cdtrosinka@yandex.ru,

сайт:http://rosinka-grh.ucoz.ru

Ф.И.О. руководителя

учреждения

Вульфович Ирина Анатольевна

Полное

 наименование программы

Дополнительная образовательная программа

 «Народное творчество»

Направленность программы

Художественно – эстетическая

Вид программы

Авторская

Срок

реализации программы

3 года

Целевые группы

дети, в возрасте от 7 до 17 лет

Ф. И. О.

составителя  программы

Манакина Ирина Михайловна

Должность составителя

Педагог дополнительного образования

Цель программы

Создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты и природного материала.

Задачи программы

Образовательные:  

  1. знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  2. знакомство с основными законами композиции;
  3. формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;
  4. привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и культуре малой родины.

Развивающие:

  1. развитие воображения, пространственного мышления, художественно – эстетического вкуса, индивидуальных художественно – творческих способностей детей.

Воспитательные:

  1. через знакомство с культурным прошлым родного края формировать чувство гражданственности, патриотизма и национальной гордости;
  2. воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.

Уровень

реализации программы

Дополнительное образование

Уровень

освоения программы

Общекультурный

Ожидаемые результаты

1 г.о.

Дети должны:

  1. знать правила  безопасной организации труда;
  2. знать основные свойства природных материалов;
  3. знать приемы заготовки, хранения и  экономного расходования бересты;
  4. знать приемы обработки различных природных материалов;
  5. освоить простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, резьба по бересте).

 2 г.о.:

Дети должны знать:

  1. основные законы композиции;
  2. технологические приемы работы с берестой и природным материалом.

Уметь:

  1. самостоятельно работать с различными источниками информации.
  2. самостоятельно составлять эскизы, применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

3 г.о.:

Дети должны знать:

- требования к содержанию и выполнению проекта.

Уметь:

- самостоятельно изготовить и эстетически оформить изделие и проект.

Контроль

реализации программы

Наблюдения, участие детей в выставках,

защита творческих проектов

Пояснительная записка.

В наше время заметно возрос интерес к народному  творчеству.

Дополнительная образовательная программа «Народное творчество» является авторской и имеет художественно – эстетическую и культурологическую направленность.

Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных детьми на уроках рисования и технологии, окружающего мира.

Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с историей и культурой родного города. Включение в программу регионального компонента  способствует формированию  у детей уважительного отношения к культурному наследию.

Работа с природным материалом помогает ребёнку овладеть художественными знаниями, умениями и навыками, развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение и фантазию, формирует созидателя культуры.

В ходе обучения дети осваивают следующие техники декоративно-прикладного искусства:

  1. вытынанка;
  2. коллаж.

Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций.

Изделия из бересты и природных материалов являются уникальным подарком, поэтому  полученные на занятиях знания, умения и навыки работы с берестой и природным материалом могут стать основным или дополнительным источником доходов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

  Основная цель программы – создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты и природного материала.

Основные задачи программы:         

Образовательные:  

  1. знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  2. знакомство с основными законами композиции;
  3. формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;
  4. привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и культуре малой родины.

Развивающие:

  1. развитие воображения, пространственного мышления, художественно – эстетического вкуса, индивидуальных художественно – творческих способностей детей.

Воспитательные:

  1. через знакомство с культурным прошлым родного края формировать чувство гражданственности, патриотизма и национальной гордости;
  2. воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.

Организация процесса обучения

В детское объединение принимаются  дети, достигшие возраста семи лет, но не позже достижения ими возраста пятнадцать лет.

Прием осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей,  независимо от места их проживания. Специальных требований при наборе детей в студии не предъявляется.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

На первом году обучения дети получают знания о правилах безопасной организации труда, изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты, осваивают простейшие приемы работы с природным материалом в технике мозаика, плоская и объемная аппликация (составление панно, коллажей), резьба по бересте (техника вытынанка).

На втором году обучения дети изучают основные законы композиции, осваивают более сложные приемы и технологии работы с природными материалами (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

Дети третьего года обучения совершенствуют свои технологические умения на практике. Им предоставляется возможность дальнейшего самостоятельного творческого развития. Ведущим видом деятельности является творческое проектирование.

Образовательная работа – составная часть деятельности детского объединения. От ее качества зависит уровень подготовки детей, уровень выполнения программы, перспективы творческого роста детей.

Занятия могут проводится по группам. Количественной состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет:

  1. в группах первого года обучения  - 10-15 человек.
  2. в группах второго года обучения - 10-12 человек.

в группах третьего года обучения – 10 человек.

Режим занятий:

Занятия в группах первого года обучения  организуются 1 раз в неделю по 2 часа и составляют 72 часа  в год.  

В группах второго года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.

В группах второго года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа и составляют 216 часов в год. 

Формы организации деятельности по реализации программы

Одной из традиционных форм работы является занятие, которое состоит из  теоретической и практической части.

Теоретическая часть занятий предполагает изучение истории и культуры. Детям даются теоретические знания по краеведению, декоративно – прикладному творчеству, дизайну. Теоретические занятия  состоят из бесед, встреч с местными историками краеведами, просмотра презентаций и видеоматериалов по изучаемым темам.

Практическая часть занятий состоит  самостоятельной работы детей, экскурсий в музеи и выставочный зал.

На практических занятиях дети знакомиться с различными техниками декоративно-прикладного искусства, приобретают знания, умения, навыки самостоятельной работы с природным материалом.

Результативность освоения программы

Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.

Результативность освоения детьми данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

  1. текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  2. тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  3. самоконтроль.

        Основными критериями оценки работ детей являются:

  1. самостоятельность в работе;
  2. внешний вид изделия: аккуратность и качество исполнения, трудоемкость, цветовое решение, композиционное решение);
  3. креативность.

К концу обучения каждый ребенок должен знать и уметь:

1 год обучения:

Дети должны:

  1. знать правила  безопасной организации труда;
  2. знать основные свойства природных материалов;
  3. знать приемы заготовки, хранения и  экономного расходования бересты;
  4. знать приемы обработки различных природных материалов;
  5. освоить простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, резьба по бересте).

 2 год обучения:

Дети должны знать:

  1. основные законы композиции;
  2. технологические приемы работы с берестой и природным материалом.

Уметь:

  1. самостоятельно работать с различными источниками информации.
  2. самостоятельно составлять эскизы, применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

3 год обучения:

Дети должны знать требования к содержанию и выполнению проекта.

Уметь самостоятельно изготовить и эстетически оформить изделие и проект.

К концу обучения по программе, у детей проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Формы подведения итогов реализации программы.

Практическим результатом на каждом этапе является создание ребенком собственных работ, сначала простых (закладки, обереги, панно), потом более сложных (игольницы, шкатулки, сувенирные куклы, коллажи т.д.).

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ребенка.

О результатах детей можно судить по выставкам работ в Центре,  ежегодному участию в  выставках и конкурсах различного уровня.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок.

Постепенно создавая работы и ребята, и педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный, личностно-ориентированный подход к детям.

На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

- оценка педагога;

- совместная оценка ребенка и педагога;

- самооценка.

Материально-технические условия:

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  1. учебные столы;
  2. шкафы для хранения материалов;
  3. ТСО (ноутбук, проектор, экран).

Инструменты и материалы для работы:

  1. природные материалы: береста, ветки, мхи, ореховая скорлупа;
  2. флористика: прессованные растительные материалы;
  3. канцтовары;
  4. бумага для эскизов;
  5. бумага декоративная для цветов;
  6. пресс для сушки;
  7. клей ПВА, клей «Мастер»;
  8. рамки;
  9. картон, ДВП;
  10. краски гуашевые, акварельные;
  11. кашпо для цветов;
  12. бесцветный лак.

Учебно-тематический план

 1 год обучения.

Названия тем

кол-во часов по программе

Всего  

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

«Живое дыхание природы».Береста.

2

2

3.

Инструменты и материалы.

2

2

4.

Сбор природного материала.

6

6

5.

Заготовка бересты.

6

6

6.

Обработка бересты.

4

2

2

7.

Мозаика из бересты.

8

2

6

7.1.

7.2.

Изготовление закладки из бересты.

Изготовление салфетки из бересты  (мозаика).

2

6

1

1

1

5

8.

8.1.


8.2.

Аппликация из бересты «Берестяное чудо»

16

2

14

Технология изготовления аппликации из бересты.

Аппликация из бересты и флористики «Осенний пейзаж»

2


14

2



14

9.

9.1.


9.2.

Объёмная аппликация из бересты

12

2

10

Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.

Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

2



10

2




10

10.

10.1.

10.2.

Резьба по бересте.

6

2

4

Технология резьбы по бересте.

Изготовление закладки для книги.

2

4

2


4

11.

11.1.


11.2.

Обереги.

6

2

4

Значение оберега в русской культуре. Технология изготовления оберега.

Изготовление оберега из бересты .

2


4

2



4

12.

Итоговое занятие.

2

2

                                   Всего

72

20

52

Содержание программы.

1 год обучения

  1. Вводное занятие.

 Знакомство со студийцами. Ознакомление с направлениями будущей работы.

Демонстрация лучших работ детей 1, 2 и 3 годов обучения. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в Центре.

2. « Живое дыхание природы». Береста: Свойства материала. Художественные изделия из бересты.

3.  Инструменты и материалы  для заготовки и обработки бересты.

4. Сбор природного материала. Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

5. Заготовка бересты. Поход в лес.

6. Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты.

7.  Мозаика из бересты. 

7.1. Изготовление закладки из бересты (2 ч).

      Теоретическое занятие. Работа со справочной литературой. Показ презентации « Мозаика»,  обсуждение технологии изготовления закладки в технике мозаики. Инструменты. Коллективное обсуждение готовых работ.

 Практические занятия. Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление.

7.2. Изготовление салфетки из бересты  (6 ч). Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление салфетки.

8.  Аппликация из бересты «Берестяное чудо»

8.1. Обучение технологии изготовления аппликации из бересты (2 ч).

8.2. Аппликация из бересты и флористики «Осенний пейзаж» (14 ч).

      Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

      Практические занятия. Зарисовка эскиза. Обработка бересты, подбор флористического материала. Изготовление деталей для аппликации. Сборка пейзажа по эскизу. Приклеивание. Оформление работы в рамку.

 9. Объёмная аппликация из бересты

9.1. Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.

9.2. Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

     Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

Практические занятия. Подготовка инструментов и материалов. Обработка бересты. Зарисовка эскиза. Вырезание деталей. Сборка деталей по эскизу. Приклеивание. Покрытие лаком.

10. Резьба по бересте.

10.1. Технология резьбы по бересте.

10.2. Практическая работа Изготовление закладки для книги: подготовка материалов и инструментов (береста, картон цветной, клей, простой карандаш, нож для резьбы по бересте, бесцветный лак, кисть для лака). Изготовление формы закладки из картона. Обработка бересты, подгонка под форму картона. Нанесение рисунка-орнамента на бересту. Резьба по бересте. Приклеивание бересты на картон.Покрытие изделия лаком.

11. Обереги.

11.1. Значение оберега в русской культуре. Технология изготовления оберега.

11.2. Изготовление оберега из бересты. Подбор инструментов и материалов (береста, ножницы, клей, нить, иголка, бумага, фломастеры). Изготовление оберега.

12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Подготовка и проведение выставки в студии. Игровая программа.

Учебно – тематический план

 2 год обучения.

                         Названия тем

кол-во часов по программе

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Исследовательская работа.

6

6

3.

Заготовка бересты и природного материала.

8

8

4.

Обработка бересты.

4

4

5.

5.1.

5.1.1.

5.1.2.

5.2.

5.2.1.

5.2.2.

5.2.3

5.2.4.

5.3.

5.3.1.

5.3.2.

Аппликация из бересты «Берестяные узоры»

 «Русские просторы»

- «Берёзы»

- «Лесная сказка»

«Православные храмы моего города»

- Православные храмы города.

- «Благовещенский собор»

- «Троицко-Никольский монастырь»

- «Знаменский монастырь»

«Русские сказки»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Серебряное копытце»



6

6


2

12

12

12


12

12






2



6

6



12

12

12


12

12

6.

6.1.

Обереги.

Изготовление оберега «Домовой» с применением бересты и природных материалов.


8


8

7.

7.1.

7.2.

7.3.

Рисунок на бересте.

Технология изготовления рисунка на бересте.

Рисунок на бересте « Родной город».

Рисунок на бересте «Люблю природу русскую».


2

6

6


2



6

6

8.

8.1.

8.2.

8.3.

Резьба по бересте.

Технология резьбы по бересте.

Изготовление закладки для книги. Резьба по бересте.

 «Декоративная игольница».

2

4


8


2


4


8

9.

Изготовление куклы из бересты.

12

12

10.

Итоговое занятие.

2

2

                                  Всего

144

16

128

Содержание программы

2 год обучения

  1. Вводное занятие. Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.

  2.  Исследовательская работа на тему «Предметы быта из бересты». Посещение музея. Встречи с жителями города. Встреча с историком-краеведом Андреевым Н.И. Просмотр презентации «Берестяное чудо».

  3. Заготовка бересты и природного материала.  Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

  4.  Обработка бересты.

  5. Аппликация из бересты «Берестяные узоры».

 5.1. «Русские просторы». Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

Технология изготовления аппликаций:  Обработка бересты, подготовка флористики. Зарисовка эскизов. Сборка пейзажа по эскизу. Приклеивание. Оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Берёзы», «Лесная сказка»

5.2. Аппликация «Православные храмы моего города»

       Знакомство с храмами города. Экскурсии. Встреча с историком-краеведом Андреевым Н.И. Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

 5.2.2. Технология изготовления аппликаций:

       - обработка бересты, подготовка флористики.

       - зарисовка эскизов.

       - сборка по эскизу.

       - приклеивание.

       - оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Благовещенский собор»,  «Троицко - Никольский монастырь»,  «Знаменский монастырь»

  5.3. Аппликация «Русские сказки». Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

   Технология изготовления аппликаций:

  1. обработка бересты, подготовка флористики.
  2. зарисовка эскизов.
  3. сборка по эскизу.
  4. приклеивание.
  5. оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Сказка о царе Салтане»,  «Серебряное копытце»

  6. Обереги.

  6.1. Изготовление оберега «Домовой» с применением бересты и природных  материалов.

  1. просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя».
  2. подборка материалов: ткань, нитки, глаза, береста, шишки, мох.
  3. зарисовка эскиза.
  4. пошив туловища домового.
  5. изготовление  шляпы, ног, рук, рта, корзина, волос, бороды.
  6. приклеивание деталей.
  7. художественное оформление изделия шишками, мхом.

  7. Рисунок на бересте. Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

 7.1. Технология изготовления рисунка на бересте.

  1. обработка бересты.
  2. нанесение рисунка простым карандашом.
  3. нанесение рисунка красками.
  4. оформление работы в рамку.

Темы практических работ: « Родной город», «Люблю природу русскую».

8. Резьба по бересте. Работа со справочной литературой. Выбор орнамента. Коллективное обсуждение готовых работ.

 8.1. Технология резьбы по бересте.

 8.2. Изготовление закладки для книги. Резьба по бересте.

 8.3. «Декоративная игольница».

  1. работа со справочной литературой.
  2. подготовка рабочего места.
  3. подготовка инструментов и материалов.
  4. обработка бересты.
  5. раскрой бересты.
  6. нанесение рисунка на бересту карандашом.
  7. резьба по берестяной основе.
  8. сборка деталей, приклеивание.
  9. покрытие берестяной поверхности лаком.
  10. выкраивание и приклеивание дна игольницы.
  11. пошив подушечки для игольницы.
  12. сборка деталей.

 

  9. Изготовление куклы из бересты.

  1. работа со справочной литературой.
  2. подготовка рабочего места.
  3. подготовка инструментов и материалов.
  4. обработка бересты.
  5. изготовление туловища куклы: раскрой, склеивание.
  6. изготовление рук куклы, раскрой, склеивание, приклеивание к туловищу.
  7. зарисовка лица куклы.
  8. покрытие лица куклы лаком.
  9. приклеивание головы куклы к туловищу.
  10. изготовление короны, раскрой.
  11. изготовление волос куклы, приклеивание волос, приклеивание короны к голове куклы.
  12. нанесение рисунка на берестяную основу простым карандашом.
  13. нанесение рисунка на берестяную основу красками.
  14. покрытие изделия лаком.
  15. декоративное оформление куклы искусственным  мехом, бусинами, бисером.

 10. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Оформление и проведение итоговой выставки работ студийцев. Игровая программа на закрепление пройденного материала.

Учебно- тематический план

3 год обучения.

                        Названия тем

 Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Заготовка бересты и природного материала.

8

8

3.

Творческое проектирование.

2

2

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Изготовление кукол из бересты «Времена года»

- «Зима».

- «Весна»

- «Лето»

- «Осень»


16

16

16

16


16

16

16

16

5.

Работа над проектом «Времена года».

18

18

6.

Изготовление шкатулки из бересты.

18

18

7.

Работа над проектом «Шкатулка из бересты».

18

18

8.


8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

Изготовление аппликации

 «Календарь природы»

- «Зима»

- «Весна»

- «Лето»

- «Осень»



16

16

16

16



16

16

16

16

9.

Работа над проектом аппликация из бересты и природного материала «Календарь природы»

18

18

10.

Итоговое занятие.                                

4

4

                                    Всего

   216

8

208

     

Содержание программы.

3 год обучения.

  1. Вводное занятие.  Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности. Игровая программа на проверку пройденного материала.

2.  Заготовка бересты и природного материала. Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

3.  Творческое проектирование.

Схема работы над проектом:

Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

1. Уточняют информацию

2. Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1. Формируют задачи

2. Уточняют информацию (источники)

3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости)

 2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деят-ти

1. Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3. Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

1. Выполняет исследование, и работают над проектом.

Оформляют проект

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка

результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита

проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов

Требования к содержанию проекта. Выбор темы проекта. Изготовление изделия. Оформление проекта. Работа со справочной литературой.

4. Изготовление кукол из бересты «Времена года». Работа со справочной литературой.

Темы практических работ: «Зима»,  «Весна»,  «Лето», «Осень»

Технология изготовления кукол из бересты:

  1. обработка бересты.
  2. изготовление туловища куклы: раскрой, склеивание.
  3. изготовление рук куклы, раскрой, склеивание, приклеивание к туловищу.
  4. зарисовка лица куклы.
  5. покрытие лица куклы лаком.
  6. приклеивание головы куклы к туловищу.
  7. изготовление короны, раскрой.
  8. изготовление волос куклы, приклеивание волос, приклеивание короны к  голове куклы.
  9. нанесение рисунка на берестяную основу простым карандашом.
  10. нанесение рисунка на берестяную основу красками.
  11. покрытие изделия лаком.
  12. декоративное оформление куклы.

Инструменты:  Ножницы, береста, готовая голова куклы (деревянная заготовка).

Материалы. нитки для волос, краски, кисти, простой карандаш, лак,

Декоративное оформление кукол:

  1. кукла «Зима»: мех искусственный (белый), шелковая ткань, бусины, бисер.
  2. кукла «Весна»: цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.
  3. кукла «Лето»: цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.
  4. кукла «Осень»: листьями из бересты для оформления платья, цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.

5. Оформление творческого проекта «Времена года»

6. Изготовление шкатулки из бересты.

  1. работа со справочной литературой.
  2. подготовка инструментов и материалов. Нож для резьбы по бересте, ножницы, береста, форма от скотча, картон, клей, лак, кисть для лака, простой карандаш.
  3. обработка бересты.
  4. раскрой бересты.
  5. нанесение рисунка простым карандашом.
  6. резьба по берестяной основе.
  7. приклеивание бересты на форму от скотча.
  8. выкраивание деталей крышки шкатулки из картона и бересты.
  9. нанесение рисунка на берестяную основу крышки простым карандашом.
  10. приклеивание бересты к крышке.
  11. выкраивание и приклеивание дна шкатулки.
  12. покрытие изделия лаком.

7.  Работа над проектом «Шкатулка из бересты»

8. Изготовление аппликации «Календарь природы». Работа со справочной литературой.

Технология изготовления аппликаций:

  1. выбор эскиза.
  2. обработка бересты, подготовка флористики.
  3. зарисовка эскизов.
  4. сборка пейзажа по эскизу.
  5. приклеивание деталей.
  6. оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Зима»,  «Весна»,  «Лето», «Осень»

9. Работа над творческим проектом «Календарь природы» 

10. Итоговое занятие. Оформление работ для выставки. Оформление выставки. Просмотр работ, разбор достоинств и недостатков. Анализ. Выпускная развлекательная программа.

Литература:

  1. Н.И.Андреев «Гороховецкая историческая хроника». Владимир, 2002 г.
  2. Н.И.Андреев, А.И. Скворцов «Гороховец». Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1990 г.
  3. И.Агапова, М.Давыдова, Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «Лада», 2009 г.
  4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.,1981 г.
  5. Добровольская В.Е., Каргин А.С. Традиционная культура Гороховецкого края: В 2-х томах. т.1.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004 г.
  6. Н.В.Дубровская. Аппликация из бересты.- М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008 г
  7. П.И. Уткин, Н.С. Скворцов "Народные художественные промыслы". М.: «Советский художник»,1983 г.
  8. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным; - М., 1990г.
  9. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.:., 1996г.
  10. Уроки мастерства. Культура и традиции. 2001г.
  11. Машковцев В.П. Путешествие в Гороховец.-М.: ОАО «Типография Новости». 2003 г.
  12. О.Н.Маркелова. Поделки из природного материала.Волгоград «Учитель»,2009
  13. Мухин Б.И. Изготовление деревянной мозаики.-М.: Просвещение, 1982 г.
  14. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; - М., 1984г.
  15. П.И.Уткин, Н.С.Королёва. Народные художественные промыслы. М.:1992 г.
  16. Т.А. Симакова. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. //Дополнительное образование и воспитание// № 12, 2009 г.

Автор: Манакина Ирина Михайловна,

               1 квалификационная категория,

    педагог дополнительного  образования  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественно-эстетического развития дошкольников "Волшебная кисточка"

Программа «Волшебная кисточка» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для кружковой работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста. В осно...

Открытое занятие по программе художественно-эстетической студии «Творчество» для учащихся 1 года обучения (6-7 лет) «Лунные Цветы»

Тема 1 года обучения «Искусство видеть».Цель курса: Развитие потребности в художественном выражении при помощи неограниченных эстетических возможностей привычных м...

программа дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности "Народное творчество"

Данная программа разработана на основе Программы «Музыкальный фольклор» Куприяновой Л.Л. и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Фед...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Программа кружка художественно-эстетической направленности "Веселое творчество" для детей с ОВЗ

Программа кружка «Веселое творчество» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно...