Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения
учебно-методическое пособие

Костин Эдуард Владиславович

Учебно - методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yun.docx58.15 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие 

Рабочая программа

Год обучения: 1-й

«ЮНЫЙ СПАСАТЕЛЬ - ВОДНИК»

                                                        Разработчик:

                                                        Костин Эдуард Владиславович,

методист

                                                         

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.

Актуальность программы включает в себя раскрытие творческого потенциала каждого учащегося через занятия морским делом, возрождение интереса к морскому делу.

        Программа направлена на военно-патриотическое воспитание через знакомство с традициями Российского флота, развитие интереса к военно-морской истории России, к военно - морской службе, ознакомление с основами морского дела.

        Программа определяет содержание и способы развития основных принципов патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания у учащихся как важнейших ценностей одной из основ духовно-нравственного единства общества.

        Учащиеся имеют реальную возможность творческого самовыражения, развивают инициативу, воображение, умение работать коллективно и индивидуально.

Отличительной особенностью программы является то, что она представляет собой систему педагогических приемов и технологий, направленных на эффективное освоение учебного материала. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Задачи

Обучающие:

-   ознакомление c историей мореплавания в его различных аспектах;

-   получение первоначальных знаний по навигации и морскому делу;

-   получение первоначальных знаний об устройстве судов и кораблей;

- обучить практическим навыкам спасательного, морского дела, первой помощи пострадавшему и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты.

Развивающие:

-   развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к познанию;

Воспитательные:

- воспитание культуры водопользования и готовности к правильным действиям в экстремальных ситуациях на воде;

-   социализация личности;

-   воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности.

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие 

Теория: 

Ознакомление с содержанием программы, планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Организационные вопросы. Беседа.

Анкетирование.

2. Основы военной и морской истории

2.1 История парусного флота в России

Теория:

Краткая история парусного судостроения в России. Героический подвиг линейного корабля «Азов» в Наваринском сражении.

Азовские походы Петра 1 и начало строительства регулярного флота России 300-летие регулярного флота России - важная веха в истории нашей Родины.

2.2 История мореплавателей и путешественников России 

Теория:

Синопское сражение русского и турецкого флотов - последнее в истории парусных флотов.

Чесменское морское сражение между русской и турецкой эскадрами. Адмирал Спиридов.

Ушаков Ф.Ф. - флотоводец, не знавший поражений.

2.3 История Российского флота

Теория:

Беллинсгаузен Ф.Ф. - первооткрыватель Антарктиды.

Крузенштерн И.Ф. и Лисянский Ю.Ф. - первые кругосветные мореплаватели России.

Цусимское морское сражение - причины поражения, образцы героизма и мужества русских моряков.

3. Морские традиции, символы и термины

3.1 Морской словарь

Теория:

Познакомить с морским словарем и морской терминологией. Познакомить с правилами пользования морским словарем.

        Практика:

Разучивание морских терминов, используемые на флоте.

3.2 Символика ВМФ и МЧС России. Воинские и специальные звания

Теория:

Познакомить с символикой ВМФ и МЧС России. Познакомить с эмблемами (геральдические знаки) и нарукавными знаками. Познакомить с воинскими и специальными званиями.

Практика:

Научиться определять символику, звания ВМФ и МЧС.

4. История спасательных служб на воде

4.1 История ВОСВОД

Теория:

Посьет Константин Николаевич (1819-1899) - первый председатель главного правления «Общество спасания на водах».

История до Октябрьской революции, в СССР и в Российской Федерации.

Практика:

Изучение общих сведений о ВОСВОД России.

4.2 История МЧС России

Теория:

История образования МЧС России в СССР и РФ.

Практика:

Изучение основных сил МЧС России.

Войска гражданской обороны основная организационная единица войск ГО - спасательный центр. Структура центров. Отдельные отряды входящие в центры: спасательный или экстренного реагирования; радиационной, химической и биологической защиты; жизнеобеспечения; пиротехнических работ; охраны и сопровождения грузов; медицинский спасательный; пожарный; поисково-спасательный, кинологический; автомобильный; экспедиционных сил и др.

5. Навигация

5.1 География океанов и морей

Теория:

Введение. Судовождение - наука о том, как провести судно из одного пункта в другой безопаснейшим и наивыгоднейшим путем. Отдельные научные дисциплины судовождения - навигация, лоция, мореходная астрономия, морская практика, теория судна, морская гидрометеорология, технические средства судовождения. Ведущее место навигации среди научных дисциплин судовождения. Навигация является точной дисциплиной, основанной на математической базе. Краткий исторический обзор развития средств и методов судовождения.

Морские карты, их классификация по назначению. Условные обозначения. Чтение морских карт. Вопросы, изучаемые: общие сведения о картографической проекции, содержании морских карт, средства и методы ограждения морских опасностей, руководства и пособия для обеспечения мореплавания.

Морская карта – основное пособие для штурмана. Содержание морской карты. Деление карт по своему предназначению на навигационные и справочные (специальные).

Практика:

Знакомство с признаками деления океана на отдельные океаны и моря. Работа с картами - схем океанов и морей. Изучение понятий: море, залив, ухта, губа, лиман, лагуна, фиорд, эстуарий, дельта, пролив. Распределение воды и суши на земном шаре. Рельеф морского дна. Температура и соленость морских вод, морские течения. Волнение моря. Колебания уровня моря.

Работа с картами. Масштаб карт. Условные обозначения на морских навигационных картах. Обозначение стационарных средств навигационного оборудования и характеристики огней. Обозначение радиотехнических средств навигационного оборудования. Обозначение плавучих предостерегательных знаков. Обозначение высот ориентиров и рельефа суши. Последовательность чтения морских карт.

5.2 Основы морской навигации

Теория:

Форма и размеры Земли. Основные плоскости и линии наблюдателя Понятие о геоиде. Эллипсоид вращения, как геометрическая фигура близкая по форме к геоиду. Полуоси земного эллипсоида. Основные точки, линии и круги на земном шаре; ось Земли, полюса, экватор, параллели, меридианы. Начальный (нулевой) меридиан. Основные плоскости и линии наблюдателя. Плоскость меридиана наблюдателя. Вертикальная (отвесная) линия. Вертикальная плоскость. Плоскость первого вертикала. Плоскость истинного горизонта. Линия истинного меридиана (полуденная линия).

Морские меры длины и скорости Понятие о длине одной минуты дуги земного меридиана. Средняя длина одной минуты меридиана - морская миля. Кабельтов. Артиллерийский кабельтов. Морские меры скорости: узел, кабельтов в минуту. Английские меры длины: дюйм, фут, ярд. Морская сажень.

Практика:

Практическая работа по определению:

Географических координат, разность широты и разность долготы; Географическая широта места, порядок измерения, знаки. Географическая долгота места, порядок измерения, знаки. Изменение широты и долготы при переходе судна из одного пункта в другой. Разность широт, порядок измерения. Разность долгот, порядок измерения.

Снятие и определение расстояний на морской навигационной карте. Перевод скорости в узлах в скорость в кабельтовых в минуту.

5.3 Штурманские приборы и инструменты

Теория:

Навигационные приборы и инструменты для обеспечения безопасного плавания, контроля над движением судна и его местонахождением относительно берега.

Традиционный инструментарий для работе на карте - штурманский транспортир, параллельная линейка, циркуль - измеритель, циркуль, протрактор, грузики для карт.

Гидрометеорологические приборы - барометр, барограф, анемометр, круг СМО, термометр наружный, кренометр.

Практика:

Практическая работа с навигационными приборами и инструментами:

для определения направления - компасы;

для определения скорости движения судна и пройденного расстояния - лаги;

для определения глубины под килем - ручные лоты и эхолоты;

угломерные инструменты (секстаны), часы и секундомеры, оптические дальномеры, бинокли, наклономеры и др.

Пользование штурманским транспортиром, параллельной линейкой, циркулем - измерителем, циркуль, протрактором, грузиками для карты.

5.4 Мореходная астрономия

Теория:

Астрономия - наука о движении, строении и развитии небесных тел. Мореходная астрономия - раздел практической астрономии. Краткая история развития представления о Вселенной. Вселенная, метагалактика. Галактика, туманности.

Практика:

Определения места корабля и поправки компаса. Определение и хранение точного времени на корабле. Расчет освещенности морского горизонта и видимости светил. Единицы длины, используемые в астрономии. Солнечная система. Солнце. Планеты солнечной системы. Луна. Малые планеты-астероиды. Кометы. Метеоры и метеориты. Искусственные тела Солнечной системы. Пути познания Вселенной.

Небесная сфера - математическая модель для решения задач мореходной астрономии. Основные линии, плоскости и точки небесной сферы: полюса мира, ось мира, небесный экватор, небесные меридианы, небесные параллели. Отвесная линия, зенит, надир. Меридиан наблюдателя. Гринвичский меридиан. Истинный Горизонт. Полуденная линия. Вертикалы, Альмукантараты. Экваториальная система небесных координат: часовой угол светила, склонение, полярное расстояние светила, прямое восхождение. Горизонтная система небесных координат: азимут светила - круговой, полукруговой, четвертной, высота светила и зенитное расстояние. Понятие об определении места судна по наблюдениям небесных светил.

5.5 Лоция внутренних судоходных путей

Теория:

Предмет «Лоция», его краткое содержание и назначение. Лоция - предмет судовождения, и котором изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия, содержащие сведения, необходимые для выбора безопасных и наивыгоднейших курсов, методика использования этих пособий и т.п. Зависимость безаварийного плавания от хороших знаний лоции. Общая и специальная лоции.

Практика:

Изучение транспортной характеристики ВВП, ее классификация, терминология, габариты судового хода. Термины и определения. Разряды водных путей (М, О, Р, Л) в зависимости от ветроволнового режима. Судовой ход и его габаритные размеры. Основной и дополнительный судовые ходы. Элементы, характеризующие судовой ход. Подмостовые габаритные размеры. Гарантированные и дифференцированные габариты судового хода. Изучение основных элементов реки. Термины и определения. Фазы водного режима. Колебания уровней воды в реках. Питание рек. Круговорот воды в природе. Грунтовые воды. Уклоны поверхности воды. Падение и продольный уклон. Распределение продольных уклонов по длине реки. Поперечные уклоны. Течение воды в реках. Влияние различных течений на движение судов и составов.

Определение на навигационной карте различных видов наносных образований и их элементов. Наносные и каменистые образования в русле. Наносы, их вид и характер перемещения в русле. Элементы песчаных гряд и кос (побочни, высыпки, шалыги, осередки и острова). Виды глинистых и каменистых образований. Наносные и каменистые образования как навигационные опасности.

6. Сигнализация и связь

6.1 Флажной семафор

Теория:

Способы сигнализации, ее назначение. Средства связи кораблей и судов. Служебные знаки флажного семафора. 

Практика:

Разучивание и отработка букв А, Г, К, У, Т - положение рук в которых повторяется начертание на бумаге. Разучивание и отработка букв Н, О, Е, С, И, Ь - передаются одной рукой. Разучивание и отработка букв В, Х, Ю, Я - симметричны ранее изученным. Разучивание и отработка букв П, Р, Л, М, Б, Д – симметричны, относительно друг друга. Разучивание и отработка букв Ф, Ы, Ш, Щ - более сложные, симметричны друг другу. Разучивание и отработка букв Ж, 3, Ц, Ч - правило правой руки. Чтение слогов, слов, фраз флажного семафора. Передача текста при помощи флажного семафора. Одно - и двух - флажные сигнальные сочетания.

6.2 Азбука Морзе

Теория:

Азбука Морзе. История. Использование в современном флоте.

Практика:

Разучивание и отработка букв азбуки Морзе Е, И, С, Х - состоящее из одних точек. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе Т, М, О, Ш - состоящие из одних тире. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе А, У, Ж - увеличение точек. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе Н, Д, Б - зеркальное отображение предыдущих. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе Р, П, К, Ь - симметричные. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе группа В, Й, Г, Ч. Разучивание и отработка букв азбуки Морзе Ю, З, Я., Ц, Ф, Л, Щ, Ы, Ъ, Э.

7. Медицинская подготовка

7.1 Виды травм и ранений

Теория:

Виды травм. Виды ранений. Рана. Виды кровотечений. Последствия кровотечений. Ушиб. Растяжение связок. Вывих. Перелом. Шок. Сотрясение мозга. Обморок. Ожоги. Отморожение. Общее охлаждение организма. Солнечный удар - тепловой удар - перегревание. Поражения электрическим током и молнией.

Практика:

Отработка последовательности действий при травматическом шоке, при механических травмах: Ушиб грудной клетки, растяжение, травматические вывихи, вывих нижней челюсти, закрытые переломы костей, перелом ключицы, закрытые повреждения позвоночника, открытые переломы костей, перелом ребер, перелом верхней и нижней челюсти. Отработка действий оказания помощи при обмороке, ранениях, ожогах, отморожениях, удушении и электротравме.

7.2 Первая помощь

Теория:

Первая помощь. Сущность первой помощи. Последовательность при оказании первой помощи. Основные принципы. Обращение с пострадавшим.

Практика:

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Возвращающаяся повязка на кисть. Пвязка «Уздечка», повязка крестообразная на затылок, повязка «Чепец», колосовидная повязка на плечевой сустав, «черепичная» повязка (сходящаяся), «черепичная» повязка (расходящаяся).

7.3 Методы остановки внешних кровотечений

Практика:

Отработка умений останавливать кровотечение из ран головы и шеи, из нижней и средней трети плеча и предплечья, у бедра и голени. Отработка умений: наложения жгута, жгута - закрутки, наложение давящей повязки.

8. Основы теории и устройство маломерного судна

8.1 Классификация маломерных судов

Теория:

Главные измерения и элементы судна. Набор корпуса. Понятие о теоретическом чертеже. Классификация маломерных судов по назначению, типу механической установки, движителю, режиму движения, материалу корпуса и району плавания.

8.2 Составные части корпуса маломерного судна

Теория:

Главные элементы маломерного судна. Корпус, нос судна, корма, борт. Набор корпуса, системы набора. Основные понятия и термины.

Практика:

Понятие ватерлиния, осадка, надводный борт, минимальная высота надводного борта. Изучение элементов набора: Продольные элементы (балками) судна (киль, стрингеры, карлингсы, продольные ребра жесткости); Поперечные элементы (балки) судна (флоры, шпангоуты, бимсы).

8.2 Двигатели и движители маломерного судна

Теория:

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Классификация двигателей внутреннего сгорания. Двигатели внутреннего сгорания применяемые на маломерных судах. Судовой движитель устройство для преобразования работы энергетической установки судна в тягу. Виды движителей по характеру рабочей среды (гидравлические, воздушные и газоводометные). Разделение гидравлических движителей (лопастные и нелопастные). Гребной винт (как основной из движителей, применяющихся на судах) и водометный движитель движение.

Практика:

Разучивание основных двигателей внутреннего сгорания, применяемыми в качестве силовых установок на большинстве маломерных судов (стационарные и подвесные, двух и четырехтактные поршневые карбюраторные ДВС). Изучение устройства и эксплуатации

частей узлов, систем и механизмов стационарного четырехтактного карбюраторного двигателя и двухтактного подвесного лодочного мотора. Изучение основных понятий при рассмотрении темы и характеристик гребного винта: Шаг винта, Диаметр винта, Шаговое отношение, Дисковое отношение. Водометный движитель (водомет) принцип работы.

8.3 Приборы и устройства позволяющие управлять маломерным судном

Теория:

Общие сведения о средствах управления судном. Основные и дополнительные технические средства управления. Судовой руль: назначение, типы рулей, основные части руля. Поворотная насадка и ее элементы. Влияние гребных винтов и поворотных насадок на управляемость судна Общие сведения о маневренности винтовых судов. Физическая сущность влияния гребного винта на управляемость судна. Управляемость судна с поворотными насадками.

Практика:

Изучения принципа действия руля (управляемость, поворотливость, устойчивость на курсе и циркуляция). Изучение схемы расположения рулей относительно гребных винтов. Определение характера водного потока, обтекающего руль при движении на переднем и заднем ходу.

8.4 Требование к укомплектованию маломерных судов спасательными, противопожарными и сигнальными средствами

Теория:

Изучение коллективных и индивидуальных спасательных средств. Их устройство, применение и размещение на маломерных судах. Противопожарные и водоотливные системы, оборудование и инвентарь. Средства сигнализации на маломерных судах (световые, звуковые, флажные, пиротехнические.).

Практика:

Практическое занятие по пользованию страховочным поясом.

9. Правила пользования маломерными судами

Теория:

Административная ответственность. Обязанности судоводителя, определенные правилами

пользования маломерными судами. Кодекс России об административных правонарушениях. Виды административных взысканий за нарушение правил пользования маломерными судами и базами для их стоянок: статьи Кодекса: 110, 111 (ч.1, 2, 3, 4), 112 (ч.1), 209 (ч.1). Протокол об административных правонарушениях.

10. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС)

Теория:

Применение МППСС. Основные определения. Огни и знаки. Маяки. Огни и знаки на судах. Расположение и дальность видимости судовых огней и знаков. Парусные суда на ходу, в дрейфе и на якоре. Правила для маломерных судов. Суда на веслах. Звуковая и световая сигнализация. Сигналы бедствия. Правила плавания и маневрирования. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. Плавание судов при любых условиях видимости.

11. Терминология спасателей, классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС)

11.1 Краткий терминологический словарь спасателя

Теория:

Общие сведения о кратком терминологическом словаре спасателя.

11.2 Классификация ЧС

Теория:

Постановление Правительства Российской Федерации №1094 от 13 сентября 1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер». Разделение ЧС в зависимости от масштаба и тяжести последствий: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

12. Чрезвычайные ситуации в зависимости от характера источника происхождения

12.1 ЧС природного характера

Теория:

ЧС природного характера: землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов, высокие уровни воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, и т.д.

12.2 ЧС техногенного характера

Теория:

ЧС техногенного характера: аварии товарных поездов, аварии пассажирских поездов и поездов метрополитенов, аварии речных и морских грузовых судов, аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов, авиакатастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиакатастрофы вне аэропортов, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах, аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях и т.д.

12.3 ЧС экологического характера

Теория:

ЧС экологического характера: катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека, наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций, интенсивная деградация почвы, заболачивания почв, кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых, критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды, резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности, превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере, температурные инверсии над городами, «кислородный» голод в городах и т.д.

13. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях

Теория:

Основные типы человека по темпераменту (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Поведение людей в чрезвычайных ситуациях зависимости от темперамента.

Физиологическое и психологическое проявления паники. Физиологический механизм и психологический механизм стресса. Различные формы стрессовых проявлений у людей после пережитых ими чрезвычайных ситуаций (истерика, ступор, апапия или депрессия).

14. Правила подачи сигналов бедствия

14.1 Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли

Теория:

Международная кодовая таблица сигналов бедствия.

Практика:

Практическое занятие по подаче сигналов:

Нужен врач; Необходимы медикаменты; Не можем дальше двигаться; Необходима вода и еда; Необходимо оружие и боеприпасы; Необходимы карта и компас; Нужна сигнальная лампа и батареи; Укажите направление к спасению; Мы двигаемся в этом направлении; Здесь безопасная посадка; Необходимо масло и пища; Все в норме; Нет, Да, Не понял; Необходим инженер; Мы нашли всех людей; Судно повреждено.

14.3 Правила подачи сигналов бедствия. Сигналы, подаваемые жестами

Теория:

Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

Практика:

Практическое занятие по подаче сигналов подаваемые жестами:

Прошу взять на борт; Требуется техническая помощь; Здесь удобно произвести посадку; Всё в порядке; Вас понял, выполняю; Располагаю радиостанцией; Здесь приземляться опасно; Не могу двигаться; Необходима медицинская помощь; Готов принять вымпел, письменное сообщение; Да, Нет.

15. Оказание помощи судам, терпящим бедствие при пожаре, затоплении

Теория:

Работы выполняемые при посадке судна на мель.

Пожар на судне один из самых распространенных ЧС на водном транспорте. Причины пожара на судне. Условия определяющие порядок проведения операции по борьбе с пожаром.

16. Первоначальная подготовка спасателей на воде

16.1 Охрана жизни людей на водоёмах

Теория:

Основные причины гибели людей на воде и аварийности маломерных судов. Водный кодекс России. Основные требования Правил охраны жизни людей на водоемах. Краткие сведения о гибели людей на воде в России, области, городе, районе и их причины. Детский травматизм на водоемах. Анализ и основные причины аварийных случаев с маломерными судами.

16.2 Спасение на воде

Теория:

Алгоритм действий. Виды утопления. Почему человек тонет. Особенности психологического состояния тонущего человека. Как подплыть к тонущему человеку, способы захватов, освобождения от захвата тонущего, буксировка пострадавшего. Действия, если пострадавших ушел под воду. Способы вытаскивания человека без сознания на бортик бассейна, мостки, берег.

17. Поисково-спасательные работы на воде

17.1 ЧС требующие проведения поиска и спасения людей

Теория:

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям. Экстремальные условия способствующие гибели людей на водоемах: штормы и волнения, высокая мощность и скорость движения потоков воды, водопады, водовороты, пороги, большая глубина, низкая температура, крутые берега, опасные представители флоры и фауны.

17.2 ЧС требующие проведения поиска и спасения людей

Теория:

Локализация района поиска для ПСР на воде. Использование на конкретном водном рельефе средств сплава для ПСР.

Практика:

Эффективность ПСР в условиях крупных водоемов (океан, море, озеро, водохранилище) Планирования операции поиска:

определение наиболее возможных координат местонахождения объекта поиска;

учет факторов, которые могут вызвать смещение объекта;

выбор наиболее эффективной схемы поиска применительно к конкретной обстановке;

определение оптимального пути следования поисковых судов;

необходимость привлечения к поиску самолетов и вертолетов.

17.3 Индивидуальные спасательные средства (нагрудники, бушлаты, пояса и жилеты, буйки и круги, гидрокомбинезоны, ИДА)

Практика:

Практическое занятие с индивидуальными спасательными средствами.

18. Такелажное дело

18.1 Тросы – стальные, растительные, синтетические

Теория:

Тросы – стальные, растительные, синтетические. Морские узлы. Назначение.

Практика:

Изучение предметов такелажного оборудования.

18.2 Морские узлы (прямой, шкотовый, рифовый)

Теория:

Морские узлы (контрольное занятие). Правила проведения соревнования.

Практика:

Вязание морских узлов: прямой, шкотовый, рифовый. Вязание морских узлов: прямой штык, удавка, беседочный, шлюпочный.

Соревнования по вязанию морских узлов (без учета времени).

19. Устройство шлюпки

19.1 Набор корпуса шлюпки: шпангоуты, привальный брус, планширь, брештук

Теория:

Назначение шлюпок. Виды шлюпок. Детали внутри корпуса и их назначение: брештук, привальный брус, чаки, подуключины, рыбины, транцевая доска, металлические кницы, кноп, подъемы.

19.2 Корпус шлюпки: обшивка, банки, кормовое сиденье

Теория:

Набор корпуса: киль, штевни, резенкиль, кильсон, шпангоуты, подлегарс, планшир. Обшивка. Ширстрек. Почему в шлюпку не поступает вода? Какие бывают шпатлевки. Лакокрасочное покрытие.

19.3 Металлические детали и съемное оборудование шлюпки: решетчатые люки, рыбины, заспинная доска

Теория:

Использование металлических деталей в шлюпке. Съемный носовой решетчатый люк где располагается, из чего сделан, для чего используется. Съемная доска - кильсон предназначение и расположение ее. Рыбины - съемные щиты, выполненные из дубовых досок их назначение. Установка дубовой заспинной доски.

19.4 Устройство и крепление руля шлюпки

Теория:

Для чего служит рулевое устройство (навесной руль, детали для его навески, румпель). Когда используется изогнутый румпель и прямой. Руль из какого материала изготовлен и его составные детали (головки, перо, петли с оковками). На что навешивается руль и чем крепиться румпель.

19.5 Снабжение шлюпки: весла, уключины, отпорный крюк, лейка и т.п.

Теория:

Весло. Материал для изготовления. Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оковкой. Уключина - металлическая развилка для упора весел при гребле. Отпорный крюк (металлический крюк на деревянном штоке для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе). Нагель - металлический стержень с рукояткой. Якорь для чего служит. Якорный канат. Анкерок - дубовый бочонок емкостью 25 л. для чего предназначен. Парусиновое ведро и деревянная лейка предназначение и где хранятся.

Другое снабжение шлюпки мат шпигованный, топор, кранец мягкий, фалинь, фонарь двухцветный с красным слева и зеленым справа стеклами.

20. Воспитательно - познавательные мероприятия

Практика:

Экскурсии в музей ВВМИУ им. А.С. Попова. Посещение спасательной станции №30 (п. Мартышкино).

21. Итоговое занятие

Теория:

Подведение итогов работы за учебный год. Промежуточная аттестация.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения поисково-спасательных работ (ПСР);

- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий, их поражающие факторы и последствия;

- принципы организации и порядок ведения ПСР при различных ЧС;

- приемы оказания первой доврачебной помощи;

- технику безопасности при выполнении ПСР.

- работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развить способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей.

Предметные результаты:

- знать морские командные слова;

- знать названия всех частей шестивесельного яла;

- знать семафорную азбуку;

- вязать основные морские узлы;

- передавать отдельные слова флагами;

- знать устройство маломерных судов, их классификация;

- знать основы счисления пути корабля;

- оказания первой доврачебной помощи.

Календарно-тематический план

п/п

Дата проведения занятия

Тема учебного занятия

Количество часов

по плану

по факту

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

История парусного флота в России.

2

2

-

3

История мореплавателей и путешественников России.

2

2

-

4

История Российского флота.

2

2

-

5

Морской словарь.

2

1

1

6

Символика ВМФ и МЧС России. Воинские и специальные звания

2

1

1

7

История ВОСВОД России.

2

1

1

8

История МЧС России.

2

1

1

9

География океанов и морей.

2

1

1

10

География океанов и морей.

2

1

1

11

Основы морской навигации.

2

1

1

12

Основы морской навигации.

2

1

1

13

Штурманские приборы и инструменты.

2

1

1

14

Штурманские приборы и инструменты.

2

-

2

15

Мореходная астрономия.

2

1

1

16

Мореходная астрономия.

2

-

2

17

Лоция внутренних судоходных путей.

2

1

1

18

Лоция внутренних судоходных путей.

2

-

2

19

Флажной семафор.

2

2

-

20

Флажной семафор.

2

-

2

21

Флажной семафор.

2

-

2

22

Флажной семафор.

2

-

2

23

Флажной семафор.

2

-

2

24

Азбука Морзе.

2

2

-

25

Азбука Морзе.

2

-

2

26

Азбука Морзе.

2

-

2

27

Азбука Морзе.

2

-

2

28

Азбука Морзе.

2

-

2

29

Виды травм и ранений.

2

1

1

30

Виды травм и ранений.

2

1

1

31

Первая помощь.

2

1

1

32

Первая помощь.

2

-

2

33

Методы остановки внешних кровотечений.

2

-

2

34

Классификация маломерных судов.

2

2

-

35

Составные части корпуса маломерного судна.

2

1

1

36

Составные части корпуса маломерного судна.

2

1

1

37

Двигатели и движители маломерных судов.

2

1

1

38

Двигатели и движители маломерных судов.

2

1

1

39

Приборы и устройства позволяющие управлять маломерным судном.

2

1

1

40

Приборы и устройства позволяющие управлять маломерным судном.

2

1

1

41

Требование к укомплектованию маломерных судов спасательными, противопожарными и

сигнальными средствами.

2

1

1

42

Правила пользования маломерными судами.

2

2

-

43

Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

2

2

-

44

Краткий терминологический словарь спасателя.

2

2

-

45

Классификация ЧС.

2

2

-

46

ЧС природного характера.

2

2

-

47

ЧС техногенного характера.

2

2

-

48

ЧС экологического характера.

2

2

-

49

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях.

2

2

-

50

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

2

2

-

51

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

2

-

2

52

Правила подачи сигналов бедствия. Сигналы, подаваемые жестами.

2

1

1

53

Оказание помощи судам, терпящим бедствие при пожаре, затоплении.

2

2

-

54

Охрана жизни людей на водоёмах.

2

2

-

55

Спасение на воде.

2

2

-

56

ЧС требующие проведения поиска и спасения людей.

2

2

-

57

ЧС требующие проведения поиска и спасения людей.

2

1

1

58

Индивидуальные спасательные средства (нагрудники, бушлаты, пояса и жилеты,

буйки и круги, гидрокомбинезоны, ИДА).

2

-

2

59

Тросы - стальные, растительные, синтетические.

2

1

1

60

Морские узлы (прямой, шкотовый, рифовый).

2

-

2

61

Морские узлы (прямой штык, удавка, беседочный, шлюпочный).

2

-

2

62

Морские узлы.

2

1

1

63

Набор корпуса шлюпки: шпангоуты, привальный брус, планширь, брештук.

2

2

-

64

Корпус шлюпки: обшивка, банки, кормовое сиденье.

2

2

-

65

Металлические детали и съемное оборудование шлюпки: решетчатые люки,

рыбины, заспинная доска.

2

2

-

66

Устройство и крепление руля шлюпки.

2

2

-

67

Снабжение шлюпки: весла, уключины, отпорный крюк, лейка и т.п.

2

2

-

68

Воспитательно - познавательные мероприятия

2

-

2

69

Воспитательно - познавательные мероприятия

2

-

2

70

Воспитательно - познавательные мероприятия

2

-

2

71

Воспитательно - познавательные мероприятия

2

-

2

72

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

144

77

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"

В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....

Учебно-методическое пособие по работе с программой AUTOCad

Данное пособие состоит из  двух частей: теоретической и практической.Оно является частью большого пособия по работе с графикой, для проведения лабораторных и практических работ по предмету "Инфор...

Учебно-методическое пособие для педагогов "Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения"

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обученияспособствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направл...

Учебно-методическое пособие "Исполнитель Робот в программе КуМир "

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования. В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёж...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Учебно-методическое пособие:" Способы написания вводной части сочинения-описания по картине»

В данной работе представлены различные способы написания вводной части сочинения-описания по картине. Теоретические сведения подкрепляются описанием практических приемов.Приведены фрагменты уроков по ...

Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения

Учебно-методическое пособие по написанию рабочей программы «Юный спасатель - водник», второй год обучения...