Учебно-методическое пособие:" Способы написания вводной части сочинения-описания по картине»
учебно-методическое пособие по русскому языку
В данной работе представлены различные способы написания вводной части сочинения-описания по картине. Теоретические сведения подкрепляются описанием практических приемов.Приведены фрагменты уроков по написанию вводной части, различные варианты, основанные на средствах художественной выразителности, отрывки из работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_loiro.docx | 227.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет основного общего и среднего общего образования
Кафедра филологического образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: « СПОСОБЫ НАПИСАНИЯ ВВОДНОЙ ЧАСТИ В СОЧИНЕНИИ-ОПИСАНИИ ПО КАРТИНЕ»
Выполнила:
Иванова Юлия Павловна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 507 Московского района
Города Санкт-Петербург
Руководитель:
Соколова Елена Анатольевна
Кандидат филологических наук,
Доцент, зав.кафедрой
Филологического образования
ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Санкт-Петербург
2017 год
Содержание
Введение……………………………………………………… 3 - 6
Глава первая. Анализ известных методик работы над вводной частью сочинения-описания по картине
1.1. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи 7 - 12
1.2 Значение работы при анализе картины с последующим написанием сочинения – описания в развитии мышления школьников
………… … 12 - 14
1.3 Роль работы по написанию сочинения описания по картине в развитии речи учащихся 14 -
1.4 Практические методы и приемы написания вводной части сочинения-описания по картине для учащихся
…… 14 - 29
Глава вторая. Способы написания вводной части сочинения-описания по картине на основе использования средств художественной выразительности
2.1.Средства художественной выразительности как основа для создания методов и приемов написания вводной части сочинения-описания …………………………………………………………… 30 - 31
2.2.Методика работы над созданием вводной части к сочинению-описанию на основе введенного понятия конкретного средства художественной выразительности
……………………………………………… … 31 - 35
2.3 Методическая подборка примеров написания вводных частей сочинений-описаний по картинам в курсе 5-9 классов 35 - 43
Заключение………………………………………………………44
Список использованных источников…………………… 45 - 47
Приложения…………………………………………… …… 48 - 49
Введение
В современном процессе образования такой вид работы как сочинение становится все более востребованным.
При анализе наиболее известных классификаций сочинений можно прийти к выводу, что большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты. Для нас наиболее приемлемой будет являться классификация профессора А.В. Текучева.* Она, на наш взгляд, наиболее подробно дает информацию о видах сочинений, в ней достаточно конкретно описаны основания классификации. В отдельный вид сочинений отнесены сочинения по картине, которые являются объектом изучения нашей работы.
На сегодняшний день в методике преподавания русского языка и в школьной практике существует традиционный взгляд на методику сочинения по картине в целом и методику подготовки к написанию сочинения по картине. В соответствие с этим уроки подготовки к сочинениям по картине становятся подчас шаблонными. При подготовке к таким урокам часто не учитывается психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников, не учитывается возраст школьников при выборе картин для школьников. В результате сочинение-описание становится бессмысленным, бесцельным проговариванием того, что ученик действительно видит на картине, не пытаясь понять замысла художника, что является таким же важным моментом в живописи, как и замысел писателя в литературном произведении. Если опустить этот момент, то тогда описание шедевров мировой художественной культуры можно легко заменить на описание любого случайного набора предметов.
________________________________________________________.
*Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.
Примером такого «шаблонного подхода», например, можно считать тот момент, когда ученики при переходе из начальной школы в среднюю в 90 случаях из 100 начинают сочинение по картине фразой : «Перед нами картина….», которая, собственно и составляет вводную часть сочинения. От этого такого простого, но достаточно примитивного способа написания вводной части учащимся очень трудно отказаться вплоть до 9 класса, что существенно обедняет как словарный запас школьников, так и мешает осознанию понятия текста как единой смысловой единицы речи в целом.
В связи с этим хотелось бы уточнить формулировку самого вида работы над написанием сочинения-описания по картине, ведь если рассматривать картину с точки зрения того, чтобы понять прежде всего замысел автора-художника, то в сочинении обязательно будут элементы рассуждения, причем они будут чередоваться с элементами описания, являться мини-итогами каждого отдельного описания, занимая достаточно важную часть сочинения по картине. Вот этот момент, который, с одной стороны, конечно, существенно усложняет работу над вышеназванным видом сочинений для учеников, но зато делает ее осмысленной, необходимо донести до их сознания. Причем делать это нужно сразу, как только такая работа появляется в программе школьного курса, иначе у учащихся складывается ошибочное и довольно примитивное представление, что тип речи – описание - это отдельный, замкнутый тип речи ( вплоть до того, что «смешивать» его с другими типами речи нельзя). Как раз при работе с вводной частью можно наглядно показать ученикам, что типы речи могут и должны постоянно дополнять друг друга, тем не менее, оставляя приоритет ведущему типу, что позволяет нашей речи быть богатой, разнообразной, выразительной.
Методика работы по сочинению по картине в т.ч. над вводной частью и в силу вышеперечисленных обстоятельств остается на сегодняшний день малоизученной, в школьной практике сочинениям, в особенности сочинениям по картине, уделяется мало времени, в школьной практике они используются редко.
Актуальность работы определяется необходимостью привлечь внимание методистов и учителей к данной форме работы, которая, кстати, является, при правильном подходе, прекрасной подготовкой для написания экзаменационных сочинений - рассуждений как по русскому языку, так и по литературе.
Объектом курсовой работы будет являться обзор и краткий анализ методических рекомендаций и методических разработок этапов урока, посвященных написанию именно вводной части сочинений по картине.
Предмет работы – анализ различных методик обучению приемам и способам написания вводной части сочинения-описания по картине, основанной на средствах художественной выразительности.
Цель работы: анализ предложенных методических работ ,посвященных методике обучения написанию вводной части сочинения по картине и анализ практических разработок этапов уроков подготовки к написанию вводной части сочинения по картине с целью создания на их основе оптимального варианта для практического применения на уроках развития речи в средней школе
Цель определяет и круг задач:
- Рассмотреть и проанализировать наиболее известные методики работы над вводной частью сочинения - описания по картине.
- Отобрать наиболее удачные моменты, которые будет являться основой для создания системы конкретных способов и приемов, которую можно будет предложить учащимся средней школы в виде памятки при работе с вводной частью сочинения по картине.
- Создать собственные разработки уроков подготовки написания сочинения по картине.
Практическая значимость: материалы данной работы можно использовать как практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине, так и будущим учителям.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, приложения (в виде разработок фрагментов уроков, посвященных подготовке к написанию сочинения по картине) и заключения.
Глава 1
Анализ известных методик работы над вводной частью сочинения-описания по картине
1.1. Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.
В частности, профессор А.В. Текучев* рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:
Это один из самых известных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план).
*Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: Просвещение, 1980.1212
Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов –
описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.
Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев* освещают следующий подход к сочинению по картине.
Сочинения по картине – до недавнего времени один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский**, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).
_____________________________________________________________
* Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., "Просвещение", 1974
** Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее
Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.
В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике
В VI классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.
Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.
Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.
Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.
В методике обучения сочинения по картине можно наметить три этапа:
- Подготовка преподавателя к уроку по картине.
- Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
- Изучение содержания картины.
- Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
- Формулировка вопросов для беседы.
- Составление плана урока.
- Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
- Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
- вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности
- сбора информации, ее переработки и структурирования
- . восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
- Молчаливое рассматривание картины.
- Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
- Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
- Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового
Учитель-словесник Мошкина М.А. из г. Ачинска предлагает свою методику* подготовки к написанию сочинения по картине (Роль экстралингвистической информации в процессе подготовки к сочинению).
*. Экстралингвистические факторы в процессе обучения школьников письменной речи. Мошкина М.А. /Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» 2010.
По ее мнению, успех написания сочинения учащимися во многом обусловлен характером того материала, который был дан детям на этапе подготовки к сочинению. Подготовка к сочинению – это процесс
М.А. Мошкина считает, что необходимо использовать для этого факты окружающей действительности, ту фоновую информацию, которая поможет учащимся полнее выразить свои личные впечатления.
На этапе сбора информации ученик вынужден обращаться к различным источникам, так как собственных знаний, как правило, не хватает. От того, какие источники информации будут в распоряжении учащихся, зависит в дальнейшем глубина раскрытия темы сочинения. В жизни человек черпает знания об окружающем мире не только из печатных источников. Большую часть разнообразных знаний он получает, опираясь на другие источники: социальный опыт других людей, произведения искусства (живопись, музыка), предметы истории (декоративно-прикладное искусство, архитектура, музей, исторические места), современные достижения техники (например, электронные образовательные ресурсы).
На этапе подготовки к написанию сочинения по картине М.А. Мошкина предлагает использовать в качестве материала для написания сочинения и одновременно метода – экскурсию, после проведенной экскурсии она предлагает вниманию учащихся вопросы следующего характера:
- Какова цель вашего сочинения?
- Вы хотите рассказать об увиденном в выставочном зале или поделиться собственными впечатлениями?
Структурировать материал поможет ученикам и перечень следующих вопросов:
Где, когда, как вы узнали о картине, которую собираетесь описывать в сочинении?
- Что вам известно об её авторе?
- Что изображено на картине? В чём её привлекательность для вас? (Она затронула ваши чувства, напомнила о чём-то?)
- В чём, по-вашему, мастерство автора, его индивидуальность?
- В какой мере экскурсия в выставочный зал (возможность увидеть картины художников) помогла вам лучше узнать сибирскую природу и художников-сибиряков?
М.А. Мошкина утверждает, и с ней нельзя не согласиться, что подобная работа при подготовке к сочинению способствует увеличению словарного запаса учащихся, в их речи увеличивается количество выразительных средств и экспрессивной лексики.
Представленные методики написания сочинения по картине и подготовки к написанию сочинения достаточно интересны в обобщенном плане. Они содержат общую информацию об основных этапах подготовительной работы, кратко их описывают. И поэтому данные методики могут послужить хорошим подспорьем для учителей, практикующих достаточно долго, которые уже ни один раз давали подобные уроки, писали с учениками сочинения ,и, несомненно все представленные этапы необходимы для « выхода» на вводную часть сочинения.
1.2 Значение работы при анализе картины с последующим написанием сочинения – описания в развитии мышления школьников
Однако, с научной точки зрения, данные методики большого интереса не представляют. Здесь не учтен психологический аспект, который немаловажен как при подготовительной работе, так и при непосредственно написании учениками сочинения; вместе с тем об основных этапах подготовительной работы сказано достаточно поверхностно.
Проблема использования произведений живописи на уроках родного языка привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых: психологов, педагогов, лингвистов и методистов. Они подчеркивают роль картины в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса, придают особое значение использованию картины для развития связной речи.
На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывают Л.В. Занков, Б.М. Козлов, М.П. Феофанов. По мнению Т.П. Головиной, "сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема, которую не надо специально организовывать"*. О значении картины для овладения детьми пространственными и временными отношениями говорили В.Г. Поляков, Ю.А. Самарин, Е.Н. Тихеева и И.Н. Шапошников. Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.
* Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989.
Многие педагоги и методисты отмечают, что рассматривание картин развивает в детях наблюдательность, воображение, будит в них критическое чутье, способствует проявлению широты мысли, любви к обобщениям. Так. Т.Г. Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника»
. А раз способны, то как же можно упускать такую возможность для развития, тем более, что подобное умение дает еще одну возможность к пониманию любого произведения искусства в принципе, а в частности – это еще один ключ к пониманию произведений литературы, что должно являться приоритетом для любого учителя-словесника.
1.3 Роль работы по написанию сочинения описания по картине в развитии речи учащихся
Однако прежде чем говорить об эффективности использования картины в работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка необходимо осмыслить ее роль в развитии речевой деятельности с точки зрения современных представлений о речи.
Известно, что обучение родному языку учащихся есть обучение их речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), поскольку суть речевой деятельности в том, что она служит общению между людьми, передаче информации от человека к человеку.
_____________________________________________________________
*Соч.: О наглядном преподавании. К., 1911; [Т. Г. Лубенец], в кн.: Антология пед. мысли Украинской ССР, М., 1988.
.
Например, методист Л.А. Ходякова*, пытаясь учесть все недостатки предыдущих методик, подготовительную работу к написанию сочинения по картине подразделяет на два этапа:
1.Этап ориентировки;
2.Этап планирования.
В рамках этих этапов Л.А. Ходякова рассматривает роль сочинения по картине в речевой деятельности учащихся.
В силу своей специфики картина на этапе ориентировки выполняет роль стимула, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины. Этот этап может быть предложен детям для самостоятельной домашней работы. Разнообразие мнений и создаст необходимую речевую ситуацию для дальнейшего написания сочинения.
На этапе планирования (программы высказывания), когда мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде "образов-мыслей", картина представляет собой "предметно-изобразительный код", облегчает составление программы высказывания, поскольку дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий", совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком.
* Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.
При переходе от программы высказывания к ее реализации в языковом коде предъявление картины, представляющей "предметно-изобразительный код", лежащий за пределами языка, побуждает учащихся к речевому действию – реализации своей речи в соответствии с предметом речи – темой и замыслом высказывания. На этом этапе картина выполняет роль предмета речи, поскольку предлагает готовую тему и основную мысль высказывания, для раскрытия которых необходим отбор языковых средств, выбор наиболее удачных слов, синтаксических конструкций, адекватно передающих содержание картины. При этом учащиеся имеют возможность зрительно представить все связи и отношения между понятиями, раскрывающими ту или иную сторону действительности. Предметный план высказывания по репродукции, как правило, характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения окружающего мира. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей.
Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Таким образом, создается коммуникативное сотрудничество в решении учебно-коммуникативных задач, поскольку ответ учащихся легко контролируется учителем, который видит эту же картину и может сразу исправить неточность. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалогизация ситуации, сводная беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). В экстралингвистическом плане работа по картине создает контактность, ситуативность, помогает поддерживать постоянную и непосредственную связь между учителем и учащимися.
Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.
То есть происходит формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине
Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина является оптимальным средством ("материалом") для выполнения речевых действий и формирования коммуникативных умений (по Т.А. Ладыженской*), необходимых для построения содержательного высказывания.
Так, выполняя роль стимула на этапе ориентировки, картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме.
* Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока. Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запечатленным художником, ориентироваться в ситуации общения, то есть говорить не для того, чтобы произнести какую-нибудь фразу, что-то сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, воздействовать на собеседника, предугадать речевое поведение, реакции своих товарищей – участников игры, подобрать такие слова, которые будут уместны в данной ситуации. Одним словом, создаются предпосылки для адресно-ориентировочной речи, без которой не может быть полноценного общения, формируется умение подчинять любое свое высказывание определенной теме и замыслу автора.
Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизировать собранный материал для речевого произведения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.
В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), - выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.
Исходя из того, что система работы по картине опирается на жанровый принцип в отборе картин, следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.
Объектом высказывания в повествовательном типе речи может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.
При обучении учащихся рассуждению, предполагающему обоснование основной мысли (выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе. Л.А. Ходякова в своих методических разработках рассматривает, в силу этого вопрос о том, каким образом средства живописи влияют на развитие различных видов речевой деятельности и что необходимо делать учителю-словеснику, чтобы речевая деятельность школьника развивалась в нужном русле и наиболее активно.
Активация видов речевой деятельности средствами живописи. Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.*
* Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.
Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.
При обучении говорению применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и воссоздает ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен сказать. Картина создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной – как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) – речи.
Методист Л.А.Ходякова достаточно подробно рассматривает воздействие картины на развитие видов речевой деятельности у учеников, что позволяет, с одной стороны, учителю более четко прогнозировать цели и задачи, которые он ставит перед написанием сочинения, а также в должной мере ориентироваться в выборе жанра картины для сочинения и самой картины, и во вторых, соотносить свой прогноз с реальностью – ориентировать свою деятельность и деятельность учеников в дальнейшем, в нужном направлении.
Ее методика, несомненно, опирается на психологический аспект восприятия произведения изобразительного искусства и дает понимание картины как единого целого, объединенного общим замыслом. Именно такой подход позволяет и учащимся увидеть свое будущее сочинение как единое целое, понять логику собственного будущего высказывания: от общего к частному и опять к общему. Это и есть структура текста сочинения-описания по картине: общее – вводная часть, которая задает стиль, жанр, тему и иногда содержит уже и идею; частное – описание деталей с раскрытием их роли, цели их описания в соответствии с задумкой автора, снова общее – вывод – идея произведения, цель написания картины. И здесь опять есть возможность для формирования очень важного для школьников понимания того, что вводная часть – всегда обобщенное высказывание по теме, проблеме, переход к отдельным значимым деталям.
Таким образом, высказывания учащихся при описании натюрморта способствуют расширению их словарного запаса, активизируют уже имеющийся пассивный словарь, обогащают их речь изобразительно-выразительными средствами. Интересно в рамках темы данной работы также то, как Л.А. Худякова систематизирует и описывает сочинения по картине в зависимости от жанра картины.
Цель подобной систематизации у Ходяковой Л.А. – показать различные формы обучения учащихся разным типам высказываний с использованием картины.
Натюрмортный жанр представляет широкие возможности для работы над описанием предмета. Натюрморт – это отражение действительности в образах предметного мира. Художник в натюрморте изображает различные предметы труда, быта, питания, трофеи охоты, цветы, овощи, фрукты. Картина, посвященная миру вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, в натюрморте живописец передает форму и материальность предмета, его объем, вес, фактуру, цвет.
Натюрморт как жанр живописи специфичен. Он выявляет выразительность, которая таится в образах предметов. Уже сам факт изолированного от контекста быта изображения вещей заостряет и обновляет их образ, привлекает к ним внимание. Как правило, художники выбирают для натюрмортов старинные вещи, сохраняющие аромат эпохи, или, напротив, предметы современной жизни, привлекающие романтикой новизны. Художники, стремящиеся передать дух времени, запечатлевшийся в вещах, предельно точно передают "физиономию" вещи вплоть до мельчайших деталей, поэтому они легко узнаются и в этом плане доступны учащимся для восприятия и описания.
Использование натюрмортов для создания речевых произведений учащихся на родном языке помогает развитию наблюдательности, эстетического восприятия окружающей жизни, воспитанию бережного отношению к миру вещей, среди которых мы живем, мастерство живописца открывает новое знание о предметах. которые могли казаться давно известными в силу своей привычности. Богатство форм и красок воздействует на эмоции детей и возбуждает у них желание облечь свои мысли и чувства в слова.
Вводная часть при описании натюрморта может отражать их личный опыт об изображаемом или, наоборот, удивление от нового впечатления о, казалось бы, давно известном.
Программа по развитию связной речи предусматривает обучение учащихся V класса описанию животного. Для этой цели используются картины, которые, отвечая требованиям программы по развитию связной речи имеют познавательно-воспитательное значение. Наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся этого возраста проявляют большой интерес к произведениям художников-анималистов (от англ. – animal – животное), т.е. художникам, изображающим животных. Подготовку к сочинению-описанию животного желательно начать на уроке изобразительного искусства, где учащиеся могут познакомиться с творчеством художников анималистов.
Вводная часть такого сочинения чаще всего будет описанием общего ощущения от изображенного животного.
Пейзаж и сочинение - описание природы
Пейзаж (от фр. paysage < pays – местность, страна) – это изображение природы, ее явлений.
Пейзажная живопись показывает человеку ту естественную среду природы или города, в которой он живет, и поэтому она особенно близка и понятна ему, являясь художественным осознанием объективной красоты и выразительности природы, пейзажная живопись обогащает, таким образом, естественное чувство природы, заложенное в каждом человеке, выражая его переживания и чувства. Видя пейзаж и восхищаясь им, человек начинает еще острее ощущать красоту природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает дорогое и близкое ему. Художник-пейзажист видит в природе то, что до него не замечалось.
Вводная часть при работе с пейзажем, таким образом, – это чаще всего описание эмоционального состояния, спонтанного первого ощущения, прочувствованного настроения
Очень интересной и смелой, на наш взгляд разработкой методиста является методика подготовки к написанию сочинения по картине в соответствии с жанром полотна. Л.А. Ходякова здесь, прежде всего, уделяет внимание тому, что именно развивает тот или иной жанр картины, при написании по ней сочинения в коммуникативных умениях учеников. Такой подход дает возможность детям начинать вводную часть, опираясь на жанр, что является для них большой подсказкой и одновременно логическим направлением для выстраивания всего текста сочинения.
1.4 Практические методы и приемы написания вводной части сочинения-описания по картине для учащихся
Но что именно может предложить учитель ученику? Какие конкретные практические методы и приемы будут успешно освоены ими, начиная с 5 класса?
В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.* ( см.таблицу)
__________________________________________________________________
* Как сдать экзамен по литературе : Рекомендации для поступающих в вузы / Е. Н. Ильин. - М. : Школа-пресс, 1993. - 127 с.; 21 см. - (Школа абитуриента: научись сам. ШАНС).; ISBN 5-88527-031-7 : Б. ц.
(Школа абитуриента: научись сам. ШАНС)
Варианты зачинов | Примеры | Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический | «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»
| Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» | «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» | Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» | «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» | Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый | «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» | Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный | «Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» | Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
Другая классификация для создания памятки написания вводной части:
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение»* придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст»**, в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
* Морозова Н.П.«Учимся писать сочинение» /М., Просвещение 1987 г.
** Мещеряков В.Н. Издательство: ФЛИНТА Издание: 2-е ISBN 978-5-89349-624-6; 2014 г.
Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
- мемуарный приём,
- монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
- монтаж фактуальной информации,
- обращение к информационному запасу коммуниканта,
- обзор аспекта деятельности героя,
- обзорная характеристика предмета обсуждения,
- призыв к совоспоминаниям
- приглашение к диалогу,
- призыв к сопредставлению,
- призыв к сопереживанию,
- противопоставление,
- зачин-парадокс,
- подведение к теме,
- самохарактеристика,
- сопряжение фактов по контрасту,
- характеристика через впечатления современников,
- исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащимся необходимо показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени. Поэтому так важно представить достаточно богатый выбор методов и приемов написания вводной части сочинения. Желательно, чтобы этот материал был сведен в какую-либо одну памятку, одновременно и полную, и доступную. Материал, представленный в следующей главе, предназначен для решения именно этой задачи.
Глава 2 Способы написания вводной части сочинения-описания по картине на основе использования средств художественной выразительности
2.1. Средства художественной выразительности как основа для создания методов и приемов написания вводной части сочинения-описания
Используя вышеописанные методики, можно предложить еще один подход к написанию вводной части сочинения-описания по картине с опорой на средства художественной выразительности.
Еще раз повторюсь, что учителя русского языка хорошо знают , что одна из трудностей при написании любого сочинения, в том, что после всего подготовительного этапа по работе над сочинением, получив огромный объем информации, учащиеся, в сущности, понимая, о чем они должны писать в основной части, все равно затрудняются в написании именно вводной части. Если в сочинении - повествовании и сочинении - рассуждении существует довольно широкий набор речевых клише для этой цели, то при работе именно с сочинением-описанием написании вводной, вступительной части, и как следствие, просто опускают ее или вплоть до старших классов ограничиваются примитивным предложением: «Перед нами картина…».
Описанные выше трудности создают необходимость «вооружить» учащихся минимальным набором способов, приемов написания именно вводной части.
За основу можно взять стандартную таблицу «Средства художественной выразительности».( см. Приложения) Рассматривая каждое средство в отдельности, можно сразу же применять его как один из способов для написания вводной части. Такой вид работы позволяет эффективно отрабатывать каждое понятие на практике, одновременно обогащая и развивая речь учащихся; также данный вид работы ярко иллюстрирует учащимся неразрывную связь таких предметов как русский язык и литература; при такой работе уже с 5 класса начинается подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, в материале которых знания средств художественной выразительности являются неотъемлемым элементом.
Таким образом, целесообразно в уроке развития речи выделить отдельный этап, посвященный написанию вводной части, который можно разбить на следующие моменты:
1. введение нового понятия по теме «Средства художественной выразительности»
2. практическое его применение при написании вводной части :
• в текстах-образцах
• при создании устного коллективного образца по непосредственной теме урока
• самостоятельное использование приема для написания собственной вводной части с последующим публичным чтением и корректировкой по необходимости.
Такая тщательная работа обеспечивает учащихся большим разнообразием вариантов использования данного приема в рамках даже одного урока.
2.2.Методика работы над созданием вводной части к сочинению-описанию на основе введенного понятия конкретного средства художественной выразительности
Следует учесть, что такая работа – лишь отдельный этап урока, тесно взаимосвязанный другими. Работа над вводной частью начинается только тогда, когда ученики уже поняли общую идею картины, которая является основополагающей для выбора и жанра, и формы, и стилистики сочинения.
.Целесообразно как самый простой и доступный для класса любого уровня способ предложить учащимся как памятку перед написанием любого сочинения отвечать на 3 вопроса ( по М.Горькому):
1. Что писать? – тема
2. Как писать? – форма, жанр, стиль
3. Для чего писать? – идея
Только после этого можно приступать к выбору способа написания вводной части.
На следующих уроках учитель постепенно присоединяет к уже изученным способам и приемам новые, учит выбирать оптимальный вариант, исходя из особенностей текста. Последовательность ведения новых приемов может быть различной в зависимости от уровня подготовленности конкретного класса, но представляется целесообразным выстраивать последовательность введения по принципу усложнения, начать с самого простого и доступного приема «Именительный (падеж) темы».
Такая работа, проводящаяся в системе, уже к 6-7 классу снимает проблему написания вводной части, формируя у учащихся целостное восприятие текста.
Проводить эту работу можно по следующей схеме:
1. Ознакомление с понятием
2. Наблюдение данного понятия на предложенном языковом материале
3. Коллективная (в группе, в паре) работа по применению данного средства художественной выразительности - составление только вводной части и предложения – связки по заданной теме.
4. Индивидуальная аналогичная работа
5. Коллективное составление и запись нескольких вариантов вводной части с использованием новых знаний по текущей теме.
Пример: Введение понятия «Градация»
Работа в парах или группах:
1.Прочитайте и уточните значения следующих слов:
• Иссиня-черный, синий, темный, фиолетовый, бурый,
• Большой, большеватый, огромный, громадный, колоссальный
• Прохладный, свежий, ледяной, студеный, холодный, морозный, зябкий
2.Расположите эти слова в каждой строке по убыванию (нарастанию) признака
3.Проверка – проговаривание, комментирование (возможны разные варианты)
4. Пользуясь таблицей «Средства художественной выразительности» (есть у каждого ученика как памятка), скажите, как называется данное средство художественной выразительности и уточните определение.
5. Практическая работа: «Найди пример с градацией» - работа с дидактическим материалом
• «Не жалею, не зову не плачу». (С.Есенин)
• «Пришел, увидел, победил». (Ю.Цезарь)
• «Он волновался, тревожился, сходил с ума» (Ф.М.Достоевский)
• « Ручьи, реки, озера, океаны слез» (Ф.М.Достоевский)
• «Люди работали спокойно, молчаливо» (И.С.Тургенев)
• «Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо» (И.С.Тургенев)
• Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку» (С.Михалков)
6. Составление вводной части на основе градации по заданной теме (работа в группах):
1. Зима
2. Весна
3. Осень
7.Коллективная работа - составление вводной части по заданной теме «Сочинение – описание по картине «Летом» А.А.Пластова
Светло-зеленый, салатный, травянисто-зеленый, изумрудный, малахитовый, темно-зеленый, почти черный – самые разные оттенки этого «самого летнего» цвета присутствуют на картине А.А.Пластова. И это неудивительно, ведь картина так и называется - «Летом».
Работа над написанием вводной части может проводиться как непосредственно на уроке написания сочинения, так и фрагментарно на любом уроке развития речи.
Например, при работе над ошибкой « Необоснованный повтор» можно для сравнения ввести понятие «Лексический повтор».
Творческое упражнение при закреплении – составить текст на основе лексического повтора.
Пример: Наконец-то выпал долгожданный первый снег! Все вокруг сразу побелело. Деревья закутались в белые шали, кусты надели белые шапки. Землю словно застелили тонким белоснежным покрывалом. С белесого неба спустились целые стаи белых бабочек. Все вокруг стало белым бело, словно в волшебной сказке!
2.3 Методическая подборка примеров написания вводных частей сочинений-описаний по картинам в курсе 5-9 классов
Ниже приведены примеры различных способов написания вводной части из сочинений учащихся.
1.Подбор эпиграфа и цитирование.
Пример 1 (Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс)
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
Александр Кушнер
Такие строки написал о картине П.П.Кончаловского Александр Кушнер. Действительно, именно такие противоречивые ощущения: свежесть цветов и духота летнего дня, водяная прохлада и жаркий воздух, тяжесть гроздьев и легкость лепестков, – испытываешь, глядя на полотно великого художника…
Пример 2 (Сочинение «Смысл названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» 9 класс)
«Есть мертвецы, в которых больше жизни , чем в живых. Но есть и живые, которые мертвее всяких мертвецов» - эти слова Ромена Ролана очень точно отражают идею поэмы Гоголя «Мертвые души»….
Пример 3(Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» 5 класс
«Мороз и солнце, день чудесный» - эти строки из стихотворения А.С.Пушкина идеально подходят для описания картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»…
2.Именительный (падеж) темы
Пример 1 (Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» 5класс)
Цветы… Бесполезная , быстропроходящая красота или самая красивая тайна природы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на картину П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»…
Пример 2
Цветы. Испокон веков они являются для человека вестниками счастья, любви или грусти, печали, тоски и одиночества. Вот и П.П. Кончаловский изобразил красоту и , одновременно, «несчастье» цветов сирени на своем полотне «Сирень в корзине»…
Пример 3 (Сочинение – описание по картине «Февраль. Подмосковье». И.Э.Грабаря 5 класс)
Февраль… Самый последний и самый лютый месяц зимы. Кажется, что природа проверяет человека на прочность: выдержит ли? Эта «борьба» отражена в картине И.Э.Грабрая «Февраль. Подмосковье»…
3.Историческая справка
Пример1 (Сочинение по картине «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского 5 класс)
У каждого из нас есть любимые цветы. Кто-то любит простые и изящные ромашки, кому-то нравятся элегантные и горделивые розы, а кто-то предпочитает экзотические орхидеи… А вот П.П.Кончловский был настоящим поклонником сирени. За свою жизнь он нарисовал более 40 полотен , изображающих сирень ( не считая авторских повторов) Чем же его околдовало это такое близкое, простое и в то же время обладающее какой-то особой тайной растение? Рассмотрим картину «Сирень в корзине»…
Пример 2 (Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» 5 класс)
А.А.Пластов. Деревенский мальчишка, из обычной крестьянской семьи, добившийся невероятной славы благодаря своему таланту и трудолюбию. Народный художник СССР, член Академии Художеств, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Но глядя на его картины, ощущаешь искренность, простоту и безграничную любовь к родной деревне ее жителя. Не исключение и картина «Летом»…
4.. Риторический вопрос или восклицание
Пример 1. ( Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» 5 класс
Кто из нас не любит лета?! Ласковое теплое солнце. Чистое лазурное небо. Легкие белоснежные облака. Яркая изумрудная зелень трав и крон деревьев. Пестрый цветочный ковер. Все эти летние прелести мы видим на картине А.А.Пластова , которая так и называется - «Летом»…
Пример 2. (Сочинение по картине П.Решетникова «Опять двойка» 5 класс)
Кто из нас хотя бы раз в жизни не получал двойки?! Кто-то получал двойки, потому что чего-то не понял и вовремя не спросил. Кто-то плохо себя чувствовал на контрольной. А почему же получил свою очередную двойку герой картины П.Решетникова «Опять двойка? Давайте внимательно рассмотрим картину…
Пример 3(Сочинение по картине П.Решетникова «Опять двойка» 5 класс)
Двойка! Стыд и позор! Как же тяжело на душе у того, кто в очередной раз получил эту самую нелюбимую оценку! Хочется отвлечься, поскорее забыть об этом постыдном моменте! Домой идти совсем не хочется! Особенно если тебя уже ждут …Такую, знакомую многим ситуацию изобразил на своей картине «Опять двойка» П.Решетников.
5.Ряд однородных членов.
Пример 1. (Сочинение по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» 9 класс)
Федор Рокотов… При упоминании этого имени перед нашим мысленным взором встает длинная череда портретов: простые, никому не известные люди, чьи лица чем-то заинтересовали художника, придворные дамы в парадных платьях, мужчины в военных мундирах смотрят на нас сквозь века, и в глазах каждого – своя история, своя тайна.
Какую же тайну хранит портрет А.П.Струйской?...
6.Противопоставление
Пример 1(Сочинение по картине О.Кипренского «Портрет Н.В.Кочубей» 9 класс)
Темный фон и светлая, почти белая фигура героини. Детскость в ее фигуре и мудрость во взгляде. Небрежная штриховка стен и мебели и тщательная скрупулезная прорисовка складок одежды – вся картина О.Кипренского, изображающая будущую музу А.С.Пушкина - Н.Кочубей –выстроена на контрасте. Случаен ли такой подход? Попробуем разобраться….
Пример 2 (Сочинение по картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» 5 класс)
Грубый глиняный кувшин и изящная фарфоровая тарелка. Дорогой черный бархат скатерти и простой лен драпировки. Сладкие спелые персики и кислые лимоны. Почему столь противоположные предметы выбрал И.И.Машков для своего натюрморта? Попробуем разобраться…
Пример 3(Сочинение по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» 9 класс)
Дети и взрослые, военные и гражданские, простые люди и знаменитые исторические личности – чьих только портретов нет в коллекции Ф.Рокотова –известного русского портретиста…
Пример 4 (Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февраль. Подмосковье» 5 класс)
«Февраль. Подмосковье». В самом названии картины И.Э.Грабаря скрыто противоречие: самый лютый месяц зимы и человеческая жизнь. Как существуют эти два понятия вместе? На это вопрос попытался ответить своей картиной художник…
7.Раскрытие лексического значения слова
Пример 1 (Сочинение по картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками» 5 класс)
Слово «натюрморт» при дословном переводе означает «мертвая природа». Мне кажется, это слово сосем не подходит к картине И.И.Машкова «Натюрморт с маками и васильками», на которой жизнь так и кипит…
Пример 2 (Сочинение по картине А.А.Пластова «Родник» 9 класс)
Родник. Старинное русское слово, восходящее к священному слову «род», что практически синонимично слову «жизнь». В современном же языке слово «родник» означает лишь «Водный источник, текущий из глубины земли». Какой же смысл вкладывает в это слово , которым он назвал свою картину, художник А.А.Пластов?...
8.Оксюморон
Пример 1 (Сочинение по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» 9 класс)
Поверхностная глубина. Праздничая обыденность. Утонченная простота. Все эти несоединимые на первый взгляд вещи волшебным образом соединяются на полотнах великого художника-портретиста Федора Рокотова – выходца из крепостных крестьян, которому с удовольствием позировала сама Екатерина Великая…
9.Градация
Пример 1: (Сочинение по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» 9 класс)
Какие только люди не смотрят на нас с полотен Ф.Рокотова: и вовсе неизвестные, безымянные, и знатные вельможи, и роскошные придворные дамы, и великие
полководцы, и напыщенные фавориты, и даже сама императрица Екатерина Алексеевна снисходительно взирает на нас с его полотен сквозь пелену веков…
Пример 2: (Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» 5 класс)
Простые ромашки. Элегантные розы. Надменные лилии. Загадочные экзотические орхидеи. Каждый цветок имеет свой характер, свою душу, за которую мы его и любим. Чем же так приглянулась художнику П.Кончаловскому сирень, которой он посвятил более 40 своих полотен? Посмотрим на его картину «Сирень в корзине»…
10. Синтаксический параллелизм
Пример 1: (Сочинение по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» 9 класс)
Имя художника Ф.Рокотова было широко известно в России 18 века. Кто писал портреты никому не известных людей? Рокотов. Кто наилучшим образом преподносил прелести признанных придворных красавиц? Рокотов Кому была оказана честь изображать царственных особ в самые ответственные моменты их жизни? Конечно, Рокотову…
11.Анафора (эпифора)
Пример 1 (Сочинение - описание по картине О.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина» 9 класс)
Пушкин… С творчеством этого великого писателя знаком каждый из нас. И у каждого из нас «свой» Пушкин. Хочется окунуться в волшебный мир детства – перечитываешь сказки Пушкина. Хочется стать свидетелем великих исторических событий – читай исторические драмы Пушкина. Хочется романтики – читай стихотворную лирику Пушкина… Пушкин - универсальный, многогранный, вневременной писатель, всю глубину таланта которого мы до сих пор пытаемся постичь. Пытались это сделать и его современники, в числе которых великий художник – портретист О.Кипренский, чей портрет А.С.Пушкина по праву признан лучшим…
Итак, используя в своей практической деятельности вышеописанные способы, можно существенно расширить и словарный запас учащихся, отработать необходимый теоретический материал по русскому языку и литературе, еще раз наглядно продемонстрировав связь между этими предметами, снабдить учащихся минимальным набором практических приемов для написания вводной части, самой сложной для учащихся, поощрять творческий подход при работе с собственным текстом, показать универсальность данных приемов при создании любого текста, тем самым осуществляя метапредметные связи, а также подготовить учащихся к такому важному экзаменационному заданию как сочинение..
Заключение
В настоящий момент, в методике преподавания русского языка, как в кругах ученых-методистов, так и в кругах практикующих школьных учителей существует достаточно значительное количество методик написания сочинения по картине (методики подготовки к написанию сочинения по картине). Все эти методики, в том числе и рассмотренные нами выше, имеют одну общую особенность – в них содержится утверждение о том, что сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся; выделяют сочинения по картине и среди других видов сочинений-описаний благодаря тому, что этот вид работы основан на непосредственном взаимодействий с произведением художественного искусства. Нельзя не согласиться с тем, что искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую активность. И хотя в последнее время на первый план в связи с востребованностью на экзамене выходит именно сочинение – рассуждение, обобщая все вышесказанное, хочется верить, что и работа с сочинением-описанием по картине займет достойное место в процессе обучения родному языку.
Список использованной литературы
Научная и методическая литература
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.
2.Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., "Просвещение", 1974.
3.Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19
4.Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998
5.Как сдать экзамен по литературе : Рекомендации для поступающих в вузы / Е. Н. Ильин. - М. : Школа-пресс, 1993. - 127 с.; 21 см. - (Школа абитуриента: научись сам. ШАНС).; ISBN 5-88527-031-7 : Б. ц.
(Школа абитуриента: научись сам. ШАНС)
6.Капинос В.И. и др. Развитие речи: тория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
7.Ладыженская Т.А. система обучения сочинениям в 4-8 классах. М., "Просвещение", 1972.
8.Литвак А. Г., Сорокин В. М., Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989.
9.Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: просвещение, 1990.
10.Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
11.Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
12.Методика русского языка в средней школе /Под ред. А.В. Текучева. – М.: П Мещеряков В.Н. Издательство: ФЛИНТА Издание: 2-е ISBN 978-5-89349-624-6; 2014 г.
13.Морозова Н.П.«Учимся писать сочинение» /М., Просвещение 1987 г
14.Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5
15.Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6
16.Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.
. 17.Петрановская Л. "Как я провёл лето" по-новому // Русский язык. – 2001. -
18.Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. /Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.
19.Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра "научная рецензия" // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.
20.Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.
21.Соч.: О наглядном преподавании. К., 1911; [Т. Г. Лубенец], в кн.: Антология пед. мысли Украинской ССР, М., 1988.
22.Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. — Загл. обл. : Сочинения.
23.Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12
24.Экстралингвистические факторы в процессе обучения школьников письменной речи. Мошкина М.А /Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» 2010.
Словари.
25.Русский язык. Энциклопедия /Под ред. Ю.Н. Караулова. – электронное издание.
26.Толковый словарь русского языка /Под ред. С.Н. Ожегова. – электронное издание.
27. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. – электронное издание.
Ссылки на использованные интернет и сайты (без указания автора).
28.http://festival.1september.ru/articles/529829/
29.http://revolution./pedagogics/d00101541.html
30. http://www.ronl.ru/obuchenie_vospitanie/4177.htm
Приложения
Приложение 1
Таблица «Средства художественной выразительности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"
Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».
Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....
Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"
в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...
Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...