Учебно-методическое пособие для педагогов "Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения"
материал по теме

 Андрей Андрианович Канев

 

Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения

способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями. СКРУ позволяет осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Коряжемский  детский дом-школа»

Рекомендована

методическим объединением

учителей

        ____________________

«     »_____________201__г.

                         Утверждаю

                         руководитель ОУ

                           ________________________

                           «___ »_____________201__г.

Учебно-методическое пособие для педагогов (авторская разработка)

Система  коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения.[1]

@ учитель трудового обучения А.А. Канев

Анализируя состояние действующей системы трудового обучения с целью повышения эффективности, с уверенностью можно сказать, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется с  психическим развитием обучаемого. В настоящее время доказано, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова). Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.

Целевая ориентация: непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектам, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.

Технология применения:

Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.

Поскольку внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе.Для этого применяется система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному. Все КРУ основаны на наглядных восприятиях и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.

1.На этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:

а. Дозированный объем

б. Умеренную концентрацию

в. Непродолжительную устойчивость.

Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок

Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок.

Задание 2. Назови цифры по порядку

Назови цифры от 1 до 30 по порядку, определяется время затраченное на выполнения задания.

Задание 3. Определить количество одинаковых фигур

Задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.

Задание 4. Расшифруй названия инструментов

В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения.

2.Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений.

Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания.

Задание 5.

На столе раскладываются 6 столярных инструментов. Учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на столе, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения инструментов.

Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения инструментов.

Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика инструментов, при этом акцент делается на запоминание, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы.

Учитывая уровень развития учащихся, количество инструментов может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений.

Задание 6. Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов.

3.Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:

а. Замедленный темп усвоения всего нового

б. Непрочность сохранения

в. Неточность воспроизведения.

Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций.

Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.

При работе с заданием 7. учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение.

Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.

Задание 8. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их

Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении.

 4.Коррекции недостатков мышления является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия.

Научиться мыслить значит:

1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.

2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез».

Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:

а. Сравнение

б. Классификация

в. Обобщение

г. Выводы

Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.

Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.

Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения».

Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.

Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.

1. Непоследовательность мышления

2. Стереотипное мышление

3. Слабая регулирующая роль мышления

4. Некритичность мышления

Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей.

Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.

Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.

Результат:

Применяемая на уроках система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.

Условия достижения эффективности результата:

Учителю необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы.

 

Приложение:   Наглядный материал для коррекционно-развивающих упражнений

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 6

Задание 8


[1] Педагогическая психология в вопросах и ответах.// Петерс В.А. – М.: Лига, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися на уроках трудового обучения

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение адаптированными основными общеобразовательными  программами для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-...

Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести пол...

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ...