«Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»
методическая разработка
«Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_i_konstruirovanie_effektivnogo_uchebnogo_zanyatiya_2_1.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моделирование и конструирование эффективного учебного занятия»
Особенности традиционного обучения в отличие от интерактивного обучения (обучения в сотрудничестве)
Традиционное обучение | Интерактивное обучение |
1.Цель | |
Дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения. | Создать условия для инициативы детей. Целостное развитие личности ученика. |
2.Преобладающий характер и стиль взаимоодействия учителя-ученика или учителя и учеников | |
Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Учитель предает информацию - ученик ее усваивает. Учитель учит, и ученики учатся; учитель знает всё, а обучающиеся не знают ни- чего (или только кое-что); учитель думает и показывает обучающимся, как думать; учитель говорит, а обучающиеся слушают и не сомневаются в его словах; учитель поддерживает дисциплину, и обучающиеся дисциплинируются; учитель выбирает и обосновывает свой выбор, и обучающиеся соглашаются; y учитель действует, и обучающиеся имеют иллюзию действия через действия учителя; учитель выбирает содержание учебной программы, и обучающиеся принимают его; учитель смешивает авторитет знания со своим собственным профессиональным авторитетом, который он противопоставляет свободе обучающихся. | Диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и ученика: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы. |
3.Роль учителя в процессе образовательной деятельности | |
Основная роль отводится деятельности учителя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс, а ученики, действуя по образцу, идут вслед за учителем. | Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. |
4.Роль ученика в процессе обучения | |
Ученик – «объект» обучения. Он – ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен. | 1. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. 2. Учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. |
5.Особенности и типы уроков | |
| пробуждают у обучающихся интерес;
|
6.Технологии обучения | |
- реализуется в основном через классно-урочную систему обучения. - развивающие технологии; -личностно-ориентированные технологии.
|
|
7.Методы обучения | |
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются « знания- знакомства » ). 2. Репродуктивный метод(преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.; в результате формируются «знания-копии». 3. Метод проблемного изложения.Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. 4. Частично-поисковый, илиэвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах. 5. Исследовательский метод.После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся. |
|
9.Формы обучения | |
Выделяют формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. |
|
10.Средства обучения | |
Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства - все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения. Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга. |
|
11.Специфика домашнего задания | |
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами. Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд. | использование мультимедийных презентаций. |
Вывод: Для достижения современных целей образования необходимо решить следующие задачи:
- Развитие сети учреждений, оказывающих услуги дошкольного, среднего образования. Достижение современного качества среднего общего образования на основе развития, разработки и реализации новых, инновационных технологий и методов обучения.
- Внедрение эффективных механизмов управления качеством образования.
- Повышение статуса и значимости работников образовательных учреждений и создание условий для их творческого развития и профессиональной компетентности.
- Обновление материально-технических ресурсов по развитию гуманитарной информационно-образовательной среды учреждений.
- Повышение уровня комплексной безопасности образовательных учреждений.
- Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы среднего общего образования.
В настоящий момент, на мой взгляд, необходимо внедрение новых образовательных технологий, позволяющих повысить уровень профессиональной подготовки выпускников в профильных и общеобразовательных классах к будущей деятельности по выбору своей будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»
Образовательно-воспитательный процесс дополнительного образования детей в большей степени зависит от проведения педагогами занятий. Использование при их подготовке разнообразных методов, форм и технол...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
"Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся»
Педагог!Помни, от тебя зависит многое –И атмосфера в группе, и настрой ребят,Ты не смотри на них глазами слишком строгими,Простой улыбки от тебя они хотят.Отдай им сердце, не скупись на милосердие.Вед...
"Эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника"
Самым главным в работе педагога дополнительного образования является занятие. Самый главный критерий занятия - зто его эффективность. В данном материале рассматриваются планируемые действия педагога Д...
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...
Проект №3. Конструирование системы учебных занятий, ориентированных на достижение прогнозируемых результатов.
Тема: «Квадратные уравнения»Средства обучения: учебник, таблицы, способы решения неполных квадратных уравнений.Решение квадратных уравнений по алгоритму, схемы, карточки, приёмы само...