Конспект урока «Икона « Живоначальная Троица»
план-конспект урока (5 класс)

Малодушная Елена Викторовна

Урок по предмету духовно -нравственного цикла "Истоки" На данном уроке дети отправляются в путешествие в мир иконы "Живоначальная Троица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока 5 класс24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока 5 класс

Тема «Икона « Живоначальная Троица»   

Тема урока «Путешествие в мир иконы «Живоначальная Троица».

Девиз урока: 

Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками.

                                                                                          Преподобный Иоанн Дамаскин

Тип урока теоретического обучения: изучение нового материала по данной теме.

Тип урока практического обучения: выработка аналитических умений сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Вид урока: смешанный

Цель методическая: использование образовательных технологий новых стандартов (АМО), использование групповых и индивидуальных форм ведения урока, коммуникативной формы обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке, более качественного усвоения материала.

Цель урока:  

сформировать понятие значения иконы для русского человека.

 Задачи:

  • обучения:

- присоединение к одной из ценностей духовной культуры русского православного человека – иконе;

- формирование духовно-нравственного стержня, соприкосновение с миром духовным,  категорией любви, жертвенности;

- усвоение социокультурного ряда идеалов земного и духовного устроения: единение, гармония, единство, горний мир;

- помочь учащимся почувствовать и осознать, что икона Андрея Рублева «Живоначальная Троица»,  как явление культурологическое и как общерусская святыня;

- продолжить обучение учащихся аналитической и исследовательской работе.

  • развития:

- развитие мотивации, желание размышлять над иконой, развитие ресурса успеха;

- развивать коммуникативные навыки в ходе индивидуальной и групповой  работы;

- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

- развитие умения присоединяться к восприятию партнёра и умения излагать мысли;

  • воспитания:

- воспитывать благоговейное отношение к православной святыне.

Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Плакат с эпиграфом урока;
  • Презентация
  • Икона «Живоначальная Троица»
  • лампада
  • изображения икон «Спас Нерукотворный», Фёдоровская икона Божьей матери, Николая Угодника, Прп. Сергий Радонежский, Прп. Андрей Рублёв, «Живоначальная Троица»
  • Раздаточный материал (облачка, звёздочки, жетоны);
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Магнитофон;
  • Аудиозаписи («Аве Мария» Шуберт;  Тропарь Серафимо-Дивеевского монастыря иконе «Троица»)
  • Видео ролик (фрагментс 1.35 минуты по 2. 43 минуты )
  • Дневник путешественника
  • Плакат с изображением неба (рефлексия)

Ход урока

1 . Присоединение

Класс оформлен: на пьедестале икона «Живоначальная Троица», лампада.

Класс поделён на три группы у каждого на парте картинка с изображением солнышка и облачка (рефлексия)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок пройдёт необычно. Этому способствует настроение всех сидящих в классе. А с каким настроением вы пришли на урок? (рефлексия, дети показывают изображения солнышка или  тучки) И когда я вижу ваше хорошее настроение, то на душе становится тепло и светло. Ребята, сегодня каждый из вас будет стремиться внести свой вклад в урок.  Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Чтобы нам успешно поработать на уроке, узнать много интересного, давайте подарим своё настроение друг другу. Соберите в свои ладошки всё своё добро и передайте его соседу.  

                                             2. Подготовка к основному этапу

Учитель: Ребята чтобы настроиться на успешную работу встаём в ресурсный круг. (Слайд 1)

- Слушаем музыкальный фрагмент. А затем ответьте мне на вопрос, что вы видите, слышите и чувствуете, слушая это произведение? Я желаю вам успеха (включается аудиозапись Шуберта « Аве Мария»). (Приложение1)

Учащиеся в ресурсном круге высказывают свои мнения по кругу

Рефлексия: Является ли духовная музыка лично значимой для вас? (садятся)

Учитель отмечает тех детей, чьи ответы были  более полные и удачные.

 - Где может звучать такая музыка? Что такое храм?

- А, что мы можем увидеть в храме? (иконы)

3. Постановка темы и целей урока учащимися

Учитель: Ребята эпиграфом нашего урока будут следующие слова (Слайд 2)

Икона – это та же Библия. Только написанная не словами, а красками

                                    (Преподобный Иоанн Дамаскин)

 Исходя из эпиграфа, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель: Правильно. Молодцы!  Тема нашего сегодняшнего урока (Слайд 3)

Путешествие в мир иконы А.Рублёва «Живоначальная Троица»

И вот перед нами, особо чтимая икона «Живоначальная Троица», весь урок она будет с нами (показ иконы, зажжение лампады учеником, все стоя слушают Тропарь Серафимо- Дивеевского монастыря) (Приложение2)

Ребята, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы сегодня на уроке? (ответы детей) Это и будут задачи нашего урока, и сегодня мы попытаемся найти ответы на все эти вопросы. Ребята, а самый главный вопрос, на который мы сегодня постараемся найти ответ - В чём же главный смысл иконы?

Учитель: Ребята, а кто такие паломники? (ответы детей)

 Сегодня мы с вами и побываем  в роли паломников и отправимся в большое и очень интересное путешествие. Путешествие в мир иконы. Моими помощниками в этом путешествии будут экскурсоводы каждой группы. Сейчас вы каждый получите дневник путешественника. (Приложение3)(Слайд 4)

Учитель: Обратите внимание на маршрут, по которому нам с вами предстоит путешествовать. Как вы думаете, вы готовы к путешествию? В этом нам помогут наши облака. (Слайд 5) Если вы готовы раскрасьте облако голубым цветом, если сомневаетесь, но будете стараться, то синим, а если не готовы, то тёмным грозовым. Покажите.

Учитель: Каждый из вас придя на урок,  принес с собой определенные ожидания и опасения. Они есть у всех. Ожидания и опасения могут быть самыми разными - важными, вескими, или ничего не значащими. Они могут либо помочь нам, либо помешать. Я предлагаю на минуту задуматься и определить, чего каждый из нас ожидает, или опасается  в ходе Путешествия.

       В «Дневнике Путешественника» находится «Фруктовый сад». Яблоня – Дерево ожиданий. Лимонное дерево  - Дерево опасений. Отразите свои мысли в соответствующих разделах (учащиеся делают записи).

Учитель: Я ожидаю, что каждый из вас примет активное участие и узнает много интересного сегодня на уроке. Я опасаюсь, что, нам не хватит для этого времени…

А вы?  (Высказывания учащихся)  

4. Основной этап

Учитель:  Что такое икона? (образ, окно в духовный мир) (Слайд 6,7)Вы знаете, что иконы сопровождали русского человека и в будни, и в праздники, и на войне. К ним обращаются и в радости, и в горе. Особо почитаются иконы чудотворные. (Слайд 8)

            - А, что обозначает понятие « чудотворная икона»?        

           - Чудотворные – потому, что их явление ознаменовано чудесами.          

          - К таким иконам мы относим икону «Спас Нерукотворный», икону «Феодоровской Божьей Матери», икону «Николая Угодника – Чудотворца».

Какая из этих икон является покровительницей костромской земли?

          - А как иконы почитались в православных семьях? Какое место в крестьянской избе занимала икона? (Слайд 9,10,11) 

-Изначально икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест. Подлинное место иконы в храме. (Слайд 12) На одних иконах можно увидеть образ самого Господа Иисуса Христа. На других  - образы Богоматери или святых.

-Какое значение имеет икона для русского человека? Кто пишет иконы?

5. Работа с презентацией и сообщениям

-Сегодня наш разговор пойдет об одном из величайших иконописцев Руси - Андрее Рублеве. И об этом нам расскажет экскурсовод первой группы. (Слайд 13,14)  (Приложение 4)

-В чем же исторический смысл иконы? В какое время она была создана? Внимательно слушаем экскурсовода второй группы. (Приложение5)

Учитель: Кто же такой Сергий Радонежский?

Прп. Сергий Радонежский — молитвенник, заступник земли Русской, настоятель Троицкой обители.

- Что желали Руси прп. Сергий и  Андрей Рублев? (Слайд 15)

ЕДИНЕНИЯ  (на доске запись)

Учитель: Чтобы вам было понятно это, попробуем почувствовать это на себе. Настройтесь, сядьте удобнее. Я хочу вам рассказать , притчу о том, как старик призвал к себе трех сыновей, которые не хотели жить в мире и согласии. (Слайд 16) И предложил им сломать  веник. Сыновья не смогли этого сделать. Тогда отец дал им по одному прутику и предложил сломать их. Сыновья выполнили эту просьбу. После этого отец сказал им: «Так то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит». Так и вы сейчас, сидя по одному  - как прутики. А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте плечо сидящего рядом, его силу. Мы объединились. Слово единение напоминает нам о слове дружба. Почему же людям так важны, единство, взаимная связь? (Когда люди живут дружно, они становятся сильнее и счастливее). Посмотрите, как художественно воплотил на своём полотне единство, духовную связь Андрея Рублёва и Сергия Радонежского художник - наш современник - Илья Глазунов. (Слайд 17)

Как вы думаете,  где здесь центр композиции? (уч-ся должны показать на трех ангелов сидящих за столом) (Слайд 18)

Икона навеяна библейским сюжетом. (Слайд 19) Об этом нам расскажет экскурсовод 3 группы. (Приложение6)

Учитель: Простой бытовой сцене - трапезе трех ангелов - Рублев придал большую художественную силу и донес до нас смысл триединства в иконе. В полном молчании расположились на невысоких седалищах три ангела которые изображают Бога в трёх лицах Бог-Сын, Бог-Отец, Бог-Святой Дух. Их головы слегка склонены, и взгляды устремлены вдаль. (Слайд 20)

Ребята я сразу обращаю ваше внимание, что в учебнике дана опечатка.

-Чем заняты три крылатых юноши? 

Готовятся ли вкусить пишу или все они просто задумались, уносясь в мир мечты, или ведут беседу- один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову. Не о нас ли этот совет, не о судьбе ли мира? Начинаем задумываться и мы.

Что значит чаша на столе? 

Это не стол с яствами, а священная трапеза, и чаша с головой тельца на столе - символ искупительной жертвы, на которую он посылает сына, во имя спасения людей. Один из трех должен принести себя в жертву за земные грехи людей, совершив тяжкий путь земных страданий. Чаша - чаша знаний, накоплений, чаша страданий, терпения, жертвенная чаша.

 - Что в иконе говорит о царственности и святости ангелов? 

Нимб- символ святости.

Жезлы в руках и трон, на которых они восседают - признаки царской власти над всем земным.

Теперь обратите внимание на то, что окружает ангелов (дерево, гора, дом).

Дом (церковь)- строение рук человеческих

Дерево - Мамврийский дуб, древо Креста, древо познания добра и зла.

Гора - стремление к горнему, небесному, знак всего утешающего, возвышающего.

Теперь перед нами не просто икона, а летопись, повествующая Библейский сюжет.

Учитель: А сейчас в нашем путешествии нужно сделать небольшую остановку. Физкультминутка

Но мы не будем отклоняться от заданного маршрута.  Мы знаем, что миром управляют 4 стихии, давайте мы их изобразим. (Слайд 21,22,23,24)

Учитель: Итак, наше путешествие продолжается. (Слайд 25) Посмотрите на изображение этой иконы, задумайтесь и ответьте на вопрос: когда вы смотрите на эту икону, какие слова и чувства рождаются в вашей душе?

Свой ответ можете начинать с фразы « В моей душе рождаются ...»

6. Заключительный этап

Учитель: И так наше путешествие подходит к концу.

Что нового узнали об иконе « Троица»?

А теперь ответим на главный вопрос нашего урока, в чём главный смысл иконы «Живоначальная Троица»?

(единстве, мире, согласии, взаимной любви и смирении, готовности принести себя в жертву ради общего блага).

Как сегодняшний урок повлиял на ваше восприятие иконы? Ответы учащихся. И снова обращаемся к нашему дневнику. (Слайд 26) Определим свою значимость в путешествии. Оправдались ли наши ожидания, ушли ли наши опасения?

Рефлексия (солнышки и облака вывешиваются на ватман с изображением неба).

- Я благодарю вас за урок. И мне бы хотелось отметить работу на уроке следующих детей (Слайд 27) Домашнее задание: дома родственникам подробно рассказать об иконе А.Рублева “Троица”.

Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"

В конспекте урока по ОПК  вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...

Конспект урока "Русская икона" с презентацией

Урок "Русская икона" проводится при изучении темы "Русская культура и быт в XIV-XVI вв". Конспект урока дополнен презентацией....

Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва

Икона «Живоначальная Троица» Андрея РублёваУрок по ОДНК разработан            ...

Храм во имя Живоначальной Троицы

(Конспект занятия по внеурочной деятельности с учащимися среднего звена).Тема «Храм во имя Живоначальной Троицы». Цель: Заинтересовать учащихся историей села, расширить знания об...

Конспект урока по ОПК в 5 классе "Икона"

Конспект урока по ОПК в 5 классе...

конспект урока по МХК 7 класс "По следам иконы Владимирской Божьей матери"

Тип урока - изучение нового материала. Вид урока: урок - экскурсия. Помогают учителю  вести урок  трое учащихся  в роли "историков - экскурсоводов". раздаточный материал для у...