Конспект урока по ОПК в 5 классе "Икона"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Малова Ольга Геннадиевна

Конспект урока по ОПК в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_konkurspravoslavnyy_uchitel_2016.doc815 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЯВЛЕНИЕ

на участие в конкурсе

«Православный учитель – 2016»

Регистрационный номер заявки

Все записи в этом поле заносятся организатором конкурса

Дата получения

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»

ФИО участника

Малова Ольга Геннадиевна

Год рождения

1976

Педагогический стаж

25 лет

Название образовательной организации в соответствии с Уставом, юридический адрес, номер телефона, факса (место работы, учебы)

Муниципальное казённое общеобразова-тельное учреждение Павловская основная школа №2, 433970,Россия,Ульяновская область,Павловский район, р.п.Павловка, ул.Школьная,д.2,

Тел.88424822370

Должность (факультет, курс)

Учитель истории,обществознания и ОПК

Тема работы

«Икона»

Регион (республика,  область)

Ульяновская

Контактный телефон

89278160989

e-mail:

malovao@mail.ru

Адрес постоянного проживания

433970,Россия,Ульяновская область, Пав-ловский район, р.п.Павловка, ул. Колхоз-ная,д.6А


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Павловская основная школа №2

                                   Малова Ольга Геннадиевна

Номинация  «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»

Урок   № 15 « Икона»

Цели: создавая условия для развития наблюдательности, любознательности, формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства.

Планируемые результаты:

Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.

Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать,  контролировать и корректировать ход учебной задачи.

Формируемые УУД:

Личностные  – ценить и принимать духовные ценности;

Регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу;

Познавательные – планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом виде;

Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, договариваться с другом.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей

  1. Нарисовать или  принести фото храма.
  2. По возможности  принести икону, которая есть дома, подготовить рассказ о том, как она появилась в вашей семье и чем она вам дорога.

Оборудование урока: учебник; компьютер;  презентация; репродукции картин и икон; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.).
  2. Актуализация опорных знаний (3 мин.).
  3. Постановка учебной проблемы(2 мин.).
  4. Построение проекта выхода из затруднений(1мин.).
  5.  Реализация построенного проекта  (19 мин.).
  6. Физминутка(2 мин.).
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторений(15 мин.).
  8. Домашнее задание (1 мин.).
  9. Рефлексия ( 1 мин.).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель:  «На части не делится солнце лучистое
                    И вечную землю нельзя поделить,
                    Но искорку счастья луча золотистого
                    Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

-Продолжите фразу:

«Я пришёл на урок, чтобы ...»(Узнать новое)

 «Сегодня на уроке я ...»( Буду работать, чтобы получить знания)

2. Актуализация опорных знаний ( викторина).

1.Три части православного храма ( алтарь с престолом, средняя часть , притвор).

2.В какую сторону света направлен св. Алтарь ( на восток).

3. По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

 (У него есть купол, на котором находится крест). 

4.Полукруглая стена в восточной части храма,за которой находится алтарь(Апсида).

5.Часть храма, имеющая свой алтарь, неф,главку,притвор;  по сути-это отдельный храм в храме(Придел).

6.Часть храма ,где находится  престол и жертвенник (Алтарь).

7.Центральная,средняя часть храма, в переводе означающая «корабль» (Неф).

8.Что такое храм? (Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.В храме много икон. Это место особенного благодатного присутствия Бога. Это место для встречи человека с Богом)

   3. Постановка учебной проблемы.

3.1  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Задание .

Учитель: Перед вами на столах репродукции.

                         

Учитель: Что, на ваш взгляд, их объединяет? /На них изображен Христос/

Одна из репродукций – икона, другая – картина.

Учитель: Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры: об иконах или картинах? /конечно, об иконах/ 

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? /Икона/ 

 Пробное задание .

Учитель:  Предлагаю  Вам задание, в котором есть новое:

  • Из предложенных репродукций выберите икону, прикрепите на доске и обоснуйте свой выбор.                             
  • Кто не смог выполнить задание?
  • Кто выполнил задание?
  • Обоснуйте свой выбор.

                     

C:\Documents and Settings\DM\Мои документы\Мои рисунки\Николай чудотворец.bmp           

Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое задание вы выполняли?

Учитель: В чём ваше затруднение? (На картине  изображено  обычное или фантастическое  событие,  которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона,   обычно пишется по строгим канонам-правилам).

Учитель: Почему возникло затруднение? /Не знаем правила написания икон/

Учитель: Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого проис-хождения.  Означает  согласованность, стройность, единение в сочетании че-го-нибудь).

Учитель: Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?

      4.Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Какова будет цель нашего урока? /познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины /

Учитель: С помощью чего мы можем выяснить, каковы особенности  написания икон? /Обратиться к учебнику/

Учитель: Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю определить эти особенности, поработав по плану:

План действий.

1. Дать определение слову «Икона».

2. Выяснить особенности написания икон, их отличие от картин.

3. Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта  

5.1.Задание (в группах):

Работа со словарями.

Учитель:  На столах у каждой группы разные словари:

1.Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4.Этимологический словарь русского языка Семенова.

 - Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка  автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования. / Изображение Бога, святых/

2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/

- Какие главные слова можно взять из этого толкования?/Предмет почитания/

3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ)  в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер  /Большая советская энциклопедия/

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования? / Священный характер – святыня/

Учитель: Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».

     Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Учитель: Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых. Русская православная церковь  возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась  нового идолопоклонничества   (ведь раньше славяне-язычники как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

5.2. Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

 Работа по учебнику.

Работа по группам:

Учитель: Прочитайте материал статьи «Икона» и объясните, что означают слова:

1 группа: свет иконы,

2группа : нимб,

3 группа: лик иконы

Вопросы по тексту учебника:

Учитель: Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Вопросы 1 группе:

- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

-Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Вопросы 2 группе:

-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Вопросы 3 группе

-Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

-Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

-А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа).

Учитель: Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).

               

                                                 

Учитель: Что такое символ, почему он используется в иконописи? (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.)

Учитель: Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.

6.Физминутка.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Учитель: Сравните икону и картину художника (таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется). Перед вами иконы и картины , чем они отличаются друг от друга ?

Как показан свет?

Икона

Картина

Проступает через фигуру святого

Падает на человека,образуя тень

Каким бывает фон?

Икона

Картина

Золотой фон – символ божественного света

Фон может быть любого цвета

Нимб – золотой круг вокруг головы святого

Икона

Картина

Нимб – знак вечности и  Божией благодати

Нет

Задний план   и линия горизонта

Икона

Картина

Отсутствуют

Есть

ВЫВОД: картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой - предстоим в молитве. Картина – веха на пути эстетического становления человека, икона - веха на пути спасения!

Учитель: Икона и молитва – неразделимы  друг от друга.

Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Учитель: О чем это стихотворение? (Ответы детей).

Учитель: Ребята, православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

Учитель:Иконы бывают разные: 

-домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколе-ние), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патро-нального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) ;

-храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;

-путные (дорожные);

-выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;

-обетные – икона, написанная по особому обещанию.

Учитель: Сегодня, вы принесли с собой  из дома  иконы. Посмотрите, какие иконы перед нами (именные, венчальные,  много икон Божьей матери).

Учитель: Каждому из нас эти  иконы дороги. Расскажите чем?( Рассказы детей).

Учитель: А еще есть чудотворные иконы. Как вы думаете,что это за иконы?(Иконы,которые сотворили чудо. Иконы, которые мироточат. Иконы, которые вылечили людей).

Учитель: Я сегодня принесла вам икону Умиление (Серафимо-Дивеевская) Локотская мироточивая, которая находится в посёлке Локоть Брянской области. Осенью эту святыню привозили в наш храм Покрова Пресвятой Богородицы.
    Однажды в 1994 году жительница посёлка Локоть Брянской области Наталья Николаевна (духовная дочь Отца Мелетия (Демина), в магазине «Детский мир» обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери «Умиление» – любимого образа преп.Серафима Саровского. Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но затем она вернулась и купила два оставшихся календаря.Дома вырезала образы и повесила на стену.

    Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери «Умиление». И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. Такого необыкновенно густого аромата цветов, ощущения утренней зари она не испытывала никогда – вся комната оказалась пропитана этим. Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист – икона замироточила…

    Мироточение продолжается  по сей день, кроме периодов Великого поста. Ей сделали двустороннюю ризу, причем с другой стороны эта риза следует рисунку проступившего образа. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла. Лицевая сторона иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Из-за ризы мы не видим его полностью, но на показанных фотографиях в районе чрева Богородицы проступает лик Христа с Туринской плащаницы.

Учитель: Послушайте  молитву  к Богородице (запись молитвы). 

8. Домашнее задание.

Учитель: Дома вместе с родителями подготовьте сообщение о чудотворных иконах и напишите мини- сочинение «Моя первая встреча с иконой».

7.Рефлексия

Учитель: Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...