Конспект урока по ОПК в 5 классе "Икона"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Конспект урока по ОПК в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_konkurspravoslavnyy_uchitel_2016.doc | 815 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВЛЕНИЕ
на участие в конкурсе
«Православный учитель – 2016»
Регистрационный номер заявки | Все записи в этом поле заносятся организатором конкурса | ||
Дата получения | |||
Номинация | «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации» | ||
ФИО участника | Малова Ольга Геннадиевна | ||
Год рождения | 1976 | ||
Педагогический стаж | 25 лет | ||
Название образовательной организации в соответствии с Уставом, юридический адрес, номер телефона, факса (место работы, учебы) | Муниципальное казённое общеобразова-тельное учреждение Павловская основная школа №2, 433970,Россия,Ульяновская область,Павловский район, р.п.Павловка, ул.Школьная,д.2, Тел.88424822370 | ||
Должность (факультет, курс) | Учитель истории,обществознания и ОПК | ||
Тема работы | «Икона» | ||
Регион (республика, область) | Ульяновская | ||
Контактный телефон | 89278160989 | ||
e-mail: | malovao@mail.ru | ||
Адрес постоянного проживания | 433970,Россия,Ульяновская область, Пав-ловский район, р.п.Павловка, ул. Колхоз-ная,д.6А |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Павловская основная школа №2
Малова Ольга Геннадиевна
Номинация «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»
Урок № 15 « Икона»
Цели: создавая условия для развития наблюдательности, любознательности, формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.
Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи.
Формируемые УУД:
Личностные – ценить и принимать духовные ценности;
Регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу;
Познавательные – планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом виде;
Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, договариваться с другом.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей
- Нарисовать или принести фото храма.
- По возможности принести икону, которая есть дома, подготовить рассказ о том, как она появилась в вашей семье и чем она вам дорога.
Оборудование урока: учебник; компьютер; презентация; репродукции картин и икон; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности (1 мин.).
- Актуализация опорных знаний (3 мин.).
- Постановка учебной проблемы(2 мин.).
- Построение проекта выхода из затруднений(1мин.).
- Реализация построенного проекта (19 мин.).
- Физминутка(2 мин.).
- Включение нового знания в систему знаний и повторений(15 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.).
- Рефлексия ( 1 мин.).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: «На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.
-Продолжите фразу:
«Я пришёл на урок, чтобы ...»(Узнать новое)
«Сегодня на уроке я ...»( Буду работать, чтобы получить знания)
2. Актуализация опорных знаний ( викторина).
1.Три части православного храма ( алтарь с престолом, средняя часть , притвор).
2.В какую сторону света направлен св. Алтарь ( на восток).
3. По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест).
4.Полукруглая стена в восточной части храма,за которой находится алтарь(Апсида).
5.Часть храма, имеющая свой алтарь, неф,главку,притвор; по сути-это отдельный храм в храме(Придел).
6.Часть храма ,где находится престол и жертвенник (Алтарь).
7.Центральная,средняя часть храма, в переводе означающая «корабль» (Неф).
8.Что такое храм? (Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.В храме много икон. Это место особенного благодатного присутствия Бога. Это место для встречи человека с Богом)
3. Постановка учебной проблемы.
3.1 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Задание .
Учитель: Перед вами на столах репродукции.
Учитель: Что, на ваш взгляд, их объединяет? /На них изображен Христос/
Одна из репродукций – икона, другая – картина.
Учитель: Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры: об иконах или картинах? /конечно, об иконах/
Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? /Икона/
Пробное задание .
Учитель: Предлагаю Вам задание, в котором есть новое:
- Из предложенных репродукций выберите икону, прикрепите на доске и обоснуйте свой выбор.
- Кто не смог выполнить задание?
- Кто выполнил задание?
- Обоснуйте свой выбор.
Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какое задание вы выполняли?
Учитель: В чём ваше затруднение? (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона, обычно пишется по строгим канонам-правилам).
Учитель: Почему возникло затруднение? /Не знаем правила написания икон/
Учитель: Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого проис-хождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании че-го-нибудь).
Учитель: Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?
4.Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Какова будет цель нашего урока? /познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины /
Учитель: С помощью чего мы можем выяснить, каковы особенности написания икон? /Обратиться к учебнику/
Учитель: Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю определить эти особенности, поработав по плану:
План действий.
1. Дать определение слову «Икона».
2. Выяснить особенности написания икон, их отличие от картин.
3. Сделать вывод.
5. Реализация построенного проекта
5.1.Задание (в группах):
Работа со словарями.
Учитель: На столах у каждой группы разные словари:
1.Словарь русского языка С.И.Ожегов.
2.Толковый словарь Ушакова
3.Большая советская энциклопедия
4.Этимологический словарь русского языка Семенова.
- Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:
1 группа.
Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка автор - С.И.Ожегов./
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых/
2 группа.
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/
- Какие главные слова можно взять из этого толкования?/Предмет почитания/
3 группа.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер /Большая советская энциклопедия/
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священный характер – святыня/
Учитель: Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Учитель: Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых. Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
5.2. Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
Работа по учебнику.
Работа по группам:
Учитель: Прочитайте материал статьи «Икона» и объясните, что означают слова:
1 группа: свет иконы,
2группа : нимб,
3 группа: лик иконы
Вопросы по тексту учебника:
Учитель: Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
Вопросы 1 группе:
- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
-Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
Вопросы 2 группе:
-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
Вопросы 3 группе
-Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?
-Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?
-А знаете ли вы основной символ христианства?
(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа).
Учитель: Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).
Учитель: Что такое символ, почему он используется в иконописи? (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.)
Учитель: Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.
6.Физминутка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Учитель: Сравните икону и картину художника (таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется). Перед вами иконы и картины , чем они отличаются друг от друга ?
Как показан свет?
Икона | Картина |
Проступает через фигуру святого | Падает на человека,образуя тень |
Каким бывает фон?
Икона | Картина |
Золотой фон – символ божественного света | Фон может быть любого цвета |
Нимб – золотой круг вокруг головы святого
Икона | Картина |
Нимб – знак вечности и Божией благодати | Нет |
Задний план и линия горизонта
Икона | Картина |
Отсутствуют | Есть |
ВЫВОД: картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой - предстоим в молитве. Картина – веха на пути эстетического становления человека, икона - веха на пути спасения!
Учитель: Икона и молитва – неразделимы друг от друга.
Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Учитель: О чем это стихотворение? (Ответы детей).
Учитель: Ребята, православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
Учитель:Иконы бывают разные:
-домовые: семейная (передающейся по наследству из поколения в поколе-ние), мерная (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патро-нального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальная (участвующей в обряде венчания), именная (с изображением тезоименного её владельцу святого) ;
-храмовые: иконостасные, заамвонные и т. д.;
-путные (дорожные);
-выносные – иконы, участвующие в Крестном ходе;
-обетные – икона, написанная по особому обещанию.
Учитель: Сегодня, вы принесли с собой из дома иконы. Посмотрите, какие иконы перед нами (именные, венчальные, много икон Божьей матери).
Учитель: Каждому из нас эти иконы дороги. Расскажите чем?( Рассказы детей).
Учитель: А еще есть чудотворные иконы. Как вы думаете,что это за иконы?(Иконы,которые сотворили чудо. Иконы, которые мироточат. Иконы, которые вылечили людей).
Учитель: Я сегодня принесла вам икону Умиление (Серафимо-Дивеевская) Локотская мироточивая, которая находится в посёлке Локоть Брянской области. Осенью эту святыню привозили в наш храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Однажды в 1994 году жительница посёлка Локоть Брянской области Наталья Николаевна (духовная дочь Отца Мелетия (Демина), в магазине «Детский мир» обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери «Умиление» – любимого образа преп.Серафима Саровского. Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но затем она вернулась и купила два оставшихся календаря.Дома вырезала образы и повесила на стену.
Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери «Умиление». И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. Такого необыкновенно густого аромата цветов, ощущения утренней зари она не испытывала никогда – вся комната оказалась пропитана этим. Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист – икона замироточила…
Мироточение продолжается по сей день, кроме периодов Великого поста. Ей сделали двустороннюю ризу, причем с другой стороны эта риза следует рисунку проступившего образа. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла. Лицевая сторона иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Из-за ризы мы не видим его полностью, но на показанных фотографиях в районе чрева Богородицы проступает лик Христа с Туринской плащаницы.
Учитель: Послушайте молитву к Богородице (запись молитвы).
8. Домашнее задание.
Учитель: Дома вместе с родителями подготовьте сообщение о чудотворных иконах и напишите мини- сочинение «Моя первая встреча с иконой».
7.Рефлексия
Учитель: Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....