Храм во имя Живоначальной Троицы
план-конспект на тему

Губина Наталия Ивановна

(Конспект занятия по внеурочной деятельности с учащимися среднего звена).

Тема «Храм во имя Живоначальной Троицы».


 

Цель: Заинтересовать учащихся историей села, расширить знания об устройстве храма, воспитать интерес к православию, организовать деятельность обучающихся с целью изучения истории Храма Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района .

Планируемые результаты: школьники узнают об истории возникновения Храма ; научатся добывать необходимую информацию с помощью различных источников и использовать её для достижения учебной, личностно значимой цели.

Оборудование:  презентация PowerPoint «Храм Живоначальной Троицы».


 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас новое путешествие . Мы совершим экскурсию в Храм Живоначальной Троицы в селе Пятино. На Инзенской земле во времена распространения христианства появилось много храмов. Храм – это место, где народ собирается для общей молитвы, слушает проповеди священников и учится жить по завету Божиему.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Местный поэт Евгений Карелов-Сурский так написал о Храме.

БОЖИЙ ХРАМ...

Вновь тропой иду запорошеной,
Сквозь метель и снег в храм заброшеный, 
В этот храм меня словно Бог зовёт. 
К старым образам под церковный свод. 
Там душе покой, и легко дышать, 
Там во всём живёт Божья благодать.
Хоть там нету служб и резных икон.
Но туда иду к Богу на поклон.
Мне не страшен снег и метели вой, 
Ведь я знаю что, Бог идёт со мной, 
Он ведёт меня чтоб всю злость излить,
Отмалить грехи и по чести жить, 
В этих стенах я обрету покой, 
Зло смогу простить и смирюсь с судьбой!
Вновь войду сюда прекланив свой стан, 
Я пришел к тебе Святый Божий храм...

История храма в селе Пятино.


 

(Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения).

История любви

По преданию, автором проекта этого красивейшего пятиглавого храма был академик Михаил Коринфский (слайд№2). Архитектор разработал его для строительства Троицкого собора на Соборной площади в Симбирске. Но по настоятельной просьбе Анны Ивановны Анненковой, владелицы имения в Пятино, продал проект ей, и в 1823 году началось строительство церкви – с молитвой о «непутевом» сыне. Сыном был декабрист Иван Андреевич Анненков. История любви его и француженки Полины Гебль, отправившейся вслед за возлюбленным на каторгу в Сибирь, вдохновила Александра Дюма-отца на написание романа. Главного героя «Учителя фехтования» Дюма назвал Алексисом Ванинковым. Писатель идеализировал и романтизировал судьбу русского дворянина – кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом. (слайд№3)

В действительности, как и в романе, Анненков оказался без поддержки не очень знатной, но богатой семьи. Поскольку за полгода до восстания декабристов, летом 1825 года, Иван и Полина гостили в Пятино, Гебль знала о необыкновенной роскоши, в которой жила Анненкова. И к ней возлюбленная декабриста обратилась за средствами, пытаясь вызволить Ивана Андреевича из Петропавловской крепости и вывезти его за границу. Но славившаяся своими эксцентричными поступками свекровь отказала снохе, и Анненков был сослан в Сибирь на 20 лет. Мать выстроила великолепный храм, но богатств своих не сохранила. Дорогие меха и редкостные кружева, прочие богатства были разворованы, имения заложены и перезаложены, и ко времени своей смерти в 1842 году Анна Ивановна была ограничена в средствах. Только благодаря усилиям родственников сохранилось ее имение в Пятино, в которое Иван Андреевич приехал уже после ссылки. 20 лет спустя после написания романа, который пользовался огромной популярностью не только в Европе, но и в России, хотя был запрещен русским царем, Дюма-отец встретился с «героями» своего романа. До того он знал их только по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, который давал уроки Анненкову. По некоторым данным, Дюма якобы побывал и в Пятино.

Уже в XIX веке о Пятинском храме говорили, что он выделялся среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений. Особенно отмечали главный алтарь с его великолепной колоннадой и золоченой решетчатой сенью по всему алтарному своду.

Пятинский святой

Церковь во имя Живоначальной Троицы стала не только архитектурным шедевром и памятником романтической истории. Православные жители села Пятино надеются, что почитаемый ими старец «Максимушка», Максим Пятинский (в миру Максим Яковлевич Митрясов) (слайд№4), будет канонизирован и причислен к лику святых. Он родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии приблизительно в середине XIX века. По разным источникам, умер он в середине 20-х годов XX века или накануне Великой Отечественной войны.

Старец Максим не был женат и жил в землянке на берегу Суры, своего ничего не имел. Люди рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки. Голову клал на поленья, а ноги – на подушку. При этом говорил: «Голова – дура, нечего ее любить, а ноги устают». Знали старца далеко за пределами села. Он лечил людей, и уже после его смерти ему стали приписывать дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, чудотворения. Некоторые сельчане били Максимушку камнями и палками – он все терпел. В 2011 году Симбирская и Мелекесская епархия начала работу по канонизации святого Максима Пятинского, похороненного у восточной стороны Троицкого храма в селе Пятино. Она была вскрыта, а его останки изучили для того, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы.

Расстрел

Связана с церковью и трагическая судьба священника Иоанна Ягодзинского. В 1918 году при ЧК создавались красноармейские отряды, которые забирали из сельских храмов дорогостоящую утварь. В Пятино отряд обнаружил, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли, а их должно было быть немало: местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. Один из крестьян указал на отца Иоанна, якобы знавшего о незваных гостях и загодя спрятавшего святыни. Но ни в храме, ни в доме настоятеля ничего не нашли, а на допросе батюшка молчал. Священника расстреляли, и пятинцы похоронили его по традиции в ограде храма. Несколько поколений «кладоискателей» изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.

Учитель: О декабристе Анненкове рассказывает презентованный в октябре 2012 года альбом Дмитрия Илюшина «100 православных мест Ульяновской области». А старшее поколение наверняка помнит фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли, снятый по мотивам жизни Ивана Анненков.

3. Обобщение.

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

(Звучит колокольный звон)


 


 


 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Конспект занятия по внеурочной деятельности с учащимися среднего звена).

Тема «Храм во имя Живоначальной Троицы».

Цель: Заинтересовать учащихся историей села, расширить знания об устройстве храма, воспитать интерес к православию, организовать деятельность обучающихся с целью изучения истории Храма Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района .

Планируемые результаты: школьники узнают об истории возникновения  Храма ; научатся добывать необходимую информацию с помощью различных источников и использовать её для достижения учебной, личностно значимой цели.

Оборудование:  презентация PowerPoint «Храм Живоначальной Троицы».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас новое путешествие . Мы совершим экскурсию в Храм Живоначальной Троицы в селе Пятино. На Инзенской земле во времена распространения христианства появилось много храмов. Храм – это место, где народ собирается для общей молитвы, слушает проповеди священников и учится жить по завету Божиему.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

Местный поэт Евгений Карелов-Сурский так написал о Храме.

БОЖИЙ ХРАМ...

Вновь тропой иду запорошеной,
Сквозь метель и снег в храм заброшеный, 
В этот храм меня словно Бог зовёт. 
К старым образам под церковный свод. 
Там душе покой, и легко дышать, 
Там во всём живёт Божья благодать.
Хоть там нету служб и резных икон.
Но туда иду к Богу на поклон.
Мне не страшен снег и метели вой, 
Ведь я знаю что, Бог идёт со мной, 
Он ведёт меня чтоб всю злость излить,
Отмалить грехи и по чести жить, 
В этих стенах я обрету покой, 
Зло смогу простить и смирюсь с судьбой!
Вновь войду сюда прекланив свой стан, 
Я пришел к тебе Святый Божий храм...

История храма в селе Пятино.

(Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения).

История любви

По преданию, автором проекта этого красивейшего пятиглавого храма был академик Михаил Коринфский (слайд№2). Архитектор разработал его для строительства Троицкого собора на Соборной площади в Симбирске. Но по настоятельной просьбе Анны Ивановны Анненковой, владелицы имения в Пятино, продал проект ей, и в 1823 году началось строительство церкви – с молитвой о «непутевом» сыне. Сыном был декабрист Иван Андреевич Анненков. История любви его и француженки Полины Гебль, отправившейся вслед за возлюбленным на каторгу в Сибирь, вдохновила Александра Дюма-отца на написание романа. Главного героя «Учителя фехтования» Дюма назвал Алексисом Ванинковым. Писатель идеализировал и романтизировал судьбу русского дворянина – кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом. (слайд№3)

В действительности, как и в романе, Анненков оказался без поддержки не очень знатной, но богатой семьи. Поскольку за полгода до восстания декабристов, летом 1825 года, Иван и Полина гостили в Пятино, Гебль знала о необыкновенной роскоши, в которой жила Анненкова. И к ней возлюбленная декабриста обратилась за средствами, пытаясь вызволить Ивана Андреевича из Петропавловской крепости и вывезти его за границу. Но славившаяся своими эксцентричными поступками свекровь отказала снохе, и Анненков был сослан в Сибирь на 20 лет. Мать выстроила великолепный храм, но богатств своих не сохранила. Дорогие меха и редкостные кружева, прочие богатства были разворованы, имения заложены и перезаложены, и ко времени своей смерти в 1842 году Анна Ивановна была ограничена в средствах. Только благодаря усилиям родственников сохранилось ее имение в Пятино, в которое Иван Андреевич приехал уже после ссылки. 20 лет спустя после написания романа, который пользовался огромной популярностью не только в Европе, но и в России, хотя был запрещен русским царем, Дюма-отец встретился с «героями» своего романа. До того он знал их только по рассказам бывшего учителя фехтования Огюстена Гризье, который давал уроки Анненкову. По некоторым данным, Дюма якобы побывал и в Пятино.

Уже в XIX веке о Пятинском храме говорили, что он выделялся среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений. Особенно отмечали главный алтарь с его великолепной колоннадой и золоченой решетчатой сенью по всему алтарному своду.

Пятинский святой

Церковь во имя Живоначальной Троицы стала не только архитектурным шедевром и памятником романтической истории. Православные жители села Пятино надеются, что почитаемый ими старец «Максимушка», Максим Пятинский (в миру Максим Яковлевич Митрясов) (слайд№4), будет канонизирован и причислен к лику святых. Он родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии приблизительно в середине XIX века. По разным источникам, умер он в середине 20-х годов XX века или накануне Великой Отечественной войны.

Старец Максим не был женат и жил в землянке на берегу Суры, своего ничего не имел. Люди рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки. Голову клал на поленья, а ноги – на подушку. При этом говорил: «Голова – дура, нечего ее любить, а ноги устают». Знали старца далеко за пределами села. Он лечил людей, и уже после его смерти ему стали приписывать дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, чудотворения. Некоторые сельчане били Максимушку камнями и палками – он все терпел. В 2011 году Симбирская и Мелекесская епархия начала работу по канонизации святого Максима Пятинского, похороненного у восточной стороны Троицкого храма в селе Пятино. Она была вскрыта, а его останки изучили для того, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы.

Расстрел

Связана с церковью и трагическая судьба священника Иоанна Ягодзинского. В 1918 году при ЧК создавались красноармейские отряды, которые забирали из сельских храмов дорогостоящую утварь. В Пятино отряд обнаружил, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли, а их должно было быть немало: местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. Один из крестьян указал на отца Иоанна, якобы знавшего о незваных гостях и загодя спрятавшего святыни. Но ни в храме, ни в доме настоятеля ничего не нашли, а на допросе батюшка молчал. Священника расстреляли, и пятинцы похоронили его по традиции в ограде храма. Несколько поколений «кладоискателей» изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.

Учитель: О декабристе Анненкове рассказывает презентованный в октябре 2012 года альбом Дмитрия Илюшина «100 православных мест Ульяновской области». А старшее поколение наверняка помнит фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли, снятый по мотивам жизни Ивана Анненков.

3. Обобщение.

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

(Звучит колокольный звон)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Храм во Имя Святой Троицы

Презентация к уроку...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва

Икона «Живоначальная Троица» Андрея РублёваУрок по ОДНК разработан            ...

Конспект урока «Икона « Живоначальная Троица»

Урок по предмету духовно -нравственного цикла "Истоки" На данном уроке дети отправляются в путешествие в мир иконы "Живоначальная Троица"...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...