конспект урока по МХК 7 класс "По следам иконы Владимирской Божьей матери"
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему

Постникова Светлана Борисовна

Тип урока - изучение нового материала. Вид урока: урок - экскурсия. Помогают учителю  вести урок  трое учащихся  в роли "историков - экскурсоводов". раздаточный материал для учащихся - контурная карта, таблица. Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор. презентация, музыкальное оформление  - акафист Богородице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mhk_postnikova_s.b.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по МХК       учитель  Постникова Светлана Борисовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми

Тип урока:  урок изучение нового материала

Вид урока:  урок-экскурсия. Помогают  учителю вести урок  трое учащихся в роли «историков – экскурсоводов».

Раздаточный материал для учащихся: контурная карта, таблица.

Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор, презентация, акафист Богородице.

Тема урока:

По следам иконы Владимирской Божьей матери

Цель урока:

- формирование у учащихся представления об истории и художественной значимости иконы Владимирской Божьей матери;

- воспитание у учащихся  интереса и уважения  к искусству иконографии;

Структура урока

  1. Организация начала урока.

Слово учителя.

Мы продолжаем с вами изучать древнерусскую живопись – живопись христианской Руси, которая  играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе  с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – воплотить слово, воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское слово.

 Сегодня на уроке мы будем изучать одно из лучших произведений византийской живописи – икону Владимирской божьей матери.  Запишите тему нашего урока.

 Слайд 1. Тема урока, эпиграф к уроку.

  Слово учителя.

В связи с заявленной темой  нам необходимо определить задачи урока.

Учащиеся определяют задачи урока:

  1. Познакомится с историческими местами, историческими деятелями, связанными с иконой.
  2. Определить время написания иконы.
  3. Определить художественные особенности иконы.

  1. Проверка домашнего задания.

  Слово учителя.  

Сегодня не совсем обычный урок, это урок – экскурсия, урок - исследование,  и помогать мне будут наши «историки-экскурсоводы».   Перед вами на парте находится таблица, которую вы в ходе урока должны будете заполнить, контурная карта, на которой мы проследим путь иконы.

 А начнем  мы наш урок с вопроса

1.Что такое икона?

Ответы учащихся

Икона в переводе с греческого языка – образ, лик, священное изображение лика Иисуса Христа, Богоматери, христианских святых и библейских событий. Икона впервые появляется в V - IV веках в Византии. В иконе заключена молитва.

  Слово учителя.  

Вы совершенно правы.  Действительно,  родиной иконы является Византия.

А я передаю слово нашему «историку –экскурсоводу».

III .Основная часть. Изучение нового материала

Слайд 2. Информация о Византийской империи.

Слово учащегося

Византи́я, Византи́йская импе́рия, Восто́чная Ри́мская импе́рия, самоназвание Ромейская империя— государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части.

Прилагательное «византийский» происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя «ромеями», а свою державу — Ромейской империей. Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира.

В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Именно в Византии возникла иконография, как искусство воплощения в христианских образах христианского слова.

Слайд 3.   Лука – апостол, евангелист.

 Слово учащегося

По преданию, первое изображение Богородицы написал евангелист Лука на доске от стола, за которым сидели Христос, Мария и Иосиф Обручник.                 Лука́ -  христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом .

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию,  Лука - уроженец Антиохии Сирийской. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть.

  Сама икона Владимирской божьей матери является лишь списком того изображения, которое выполнил апостол Лука. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе, автор этого списка неизвестен.

Слово учителя.  

В таблице заполняем колонки

Слайд 4. Появление иконы Владимирской Божьей матери  на Руси.

Слово учащегося

На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, отсюда ее украинское название — Вышгородская икона Божей Матери. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе).  Есть легенда о том, что когда икону везли с великим бережением, летом на санях, то на дороге через город Владимир лошади вдруг встали. Поменяли лошадей, но и те не сдвинулись с места. Вот и оставили икону во Владимире.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.  На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где находилась до 1918 года. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243). С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Слово учителя.  

В таблице заполняем колонки

А сейчас поработаем с контурной картой. Определим, обозначим путь, который прошла икона Владимирской Богоматери. Находим первый географический объект – Константинополь.

Вспомните, кокой был самый кратчайший путь из Константинополя в Киев?

 

Ответ учащихся.

Это был морской путь. Греки плыли вдоль побережья Черного моря и заходили в устье Днепра.  И уже речным путем шли до Киева.

Слово учителя.  

Отмечаем путь вдоль побережья Черного моря и речной путь до Киева. Из Киева дорого привела икону сначала во Владимир. Находи  на карте город  Владимир. А потом ее путь лежал в Москву – место ее постоянного пребывания.  Находим  Москву на карте, соединяем и получаем путь, который прошла икона Владимирской Богоматери. А в таблице фиксируем эти географические пункты.

 Мы с вами выполнили две задачи нашего урока: познакомились с историческими местами, историческими деятелями, связанными с иконой, определили время написания иконы. И нам осталось определить художественные особенности иконы.

Слайд 5. Икона Владимирской Богоматери.

Слово учителя.  

К какому жанру изображения Богоматери относится это произведение?

Ответы учащихся

Это жанр «Елеус»  («Умиление»).

Условия этого жанра следующие: поясное изображение, младенец Иисус находится справа – на правой руке Богородицы, он обнимает ее, прижимаясь к щеке, а она придерживает младенца Иисуса левой рукой.

Слово учителя.  

Почему младенец Иисус прижимается к матери, смотрит на нее?

 Ответы учащихся

Он испуган. Он ищет у нее защиты. Он как будто знает, что с ним произойдет. Он очень серьезен, не  улыбается.

Слово учителя.  

Как бы охарактеризовали состояние Богоматери?

Ответы учащихся

 У нее тонкие черты лица. Она печальна. Она испытывает горе. Эта печаль в ее глазах. Первое что видишь в этой иконе – это печальный взгляд Богородицы. Она знает, что будет с ее сыном и не может в это поверить, смириться с этим, поэтому очень переживает. Она страдает, потому что очень любит его. Она  - сама любовь. Страдания предаются через взгляд. Ее взгляд как будто в душу проникает.

Слово учителя.  

Тогда почему она смотрит не на своего сына, а на зрителя, на нас с вами?

Ответы учащихся

Богородица молчаливо просит нас не совершать плохих поступков, не грешить.  Она показывает нам, что ее сын пришел в мир, чтобы искупить грехи человека, через страдание.  Она как будто молится за всех нас.  Она как наша совесть.

Слово учителя.  

Спасибо вам, за ваши искренние ответы, за глубину понимания этого образа. Русский народ очень полюбил именно эту икону, где согласно апокрифам у Марии « лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены». И, конечно, эта красота неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Эта печаль, почти непередаваема словом. Эта печаль Матери, сердце которой разрывается от сыновнего страдания.

  Невозможно не сказать о цветовом решении иконы. Какие цвета использовал иконописец?

   

Ответы учащихся

Золотой фон указывает на царственность, вечность. Одежда Богоматери темно-бордового цвета, это цвет печали, скорби. Цветовое решение иконы полностью соответствует настроению.  В золотистых одеждах маленький Иисус, его образ также вечен.

IV.Подведение итогов урока.  Домашнее задание.

Слово учителя.  

Наш урок подошел к концу.  Результат нашего урока  - это заполненная вами таблица, карта. Но главный результат – это ваша душевная работа. Я уверена, что сегодняшний урок сделал вас светлее и мудрее.

 Дома  составьте, пожалуйста, синквейн к сегодняшней теме урока.

 И последнее.  В образе Богородицы на Владимирской иконе в таком прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви заключено великое христианское слово.

Перед вами  напечатанная молитва, посвященная Богородице. Она обязательно звучит в храме, с ней обращаются верующие к своей заступнице, Богородице. Сейчас мы услышим, как звучит эта молитва. Она светлая по своему содержанию. Как бы ни был печален образ Богоматери Владимирской, печаль  ее светлая.

Учащиеся слушают акафист Богородице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

   На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...

конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизирова...

Проект "Икона Казанской Божией Матери"

Икона Казанской Божие Матери почитатаемая на Руси, В годины нашествий врагов, в скорбях, народ всегда в молитвах обращался к заступничеству Небесной покровительницы., и Она  всегда приходила на п...

Внеклассное мероприятие: "Праздник Иконы Казанской Божьей Матери"

У Казанской Божьей МатериТихо теплются огни.Жены, дочери и материК Ней приходят в эти дни. И цветы к Ее подножиюСтавят с жаркою мольбой:«Матерь-Дева, силой БожиейОхрани ушедших в бой....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ «Научи меня, Боже, любить…» (по рассказу Н. С. Лескова «Дурачок»)

Раскрытие идейно - художественного  своеобразия рассказа  Н.С. Лескова "Дурачок"...

Конспект урока по предмету «Русский язык» «Сложносочиненные предложения. Обобщение материала»

1 этап. Постановка учебной задачи.             Актуализация знаний2 этап. Создание учебной ситуации....