Проблемы, возникающие при отборе информации при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
материал

Макарова (Коряковцева) Анна Михайловна

Выступление на заседании городского методического объединения учителей дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyspuplenie_na_seminare_v_sozvezdii.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы, возникающие при отборе информации при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Учитель биологии, химии Макарова Анна Михайловна МБОУ «Школа № 11» г. Балашиха, педагог дополнительного образования центр дополнительного образования «Созвездие».

8-915-474-75-38

Современная жизнь характеризуется резким увеличением потока информации. Доступ к различным информационным ресурсам открывает большие возможности для расширения знаний в той или иной области. Но, к сожалению, не всегда обучающиеся могут воспользоваться необходимой информацией, проанализировать ее, выделить существенное, сделать выводы, сформировать собственное отношение к проблеме. Поэтому информационная грамотность обучающихся сегодня становится одной из главных, в том числе и для дополнительного образования.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Многие коллеги сами при работе с детьми допускают ошибки в классификации творческих работ.

Классификация творческих работ

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.

Выбор объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Например: лесной биогеоценоз в районе исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.

Например: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.

Гипотеза исследования

Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.

Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к перерождению леса.

Гипотеза и актуальность темы не всегда могут быть определены в данный момент. Ребенок с руководителем работы заглянул на шаг вперед и только тогда эта тема может быть актуальна. Поэтому при высказывании актуальности, гипотезы нужно быть очень аккуратным и донести эту сложность и до детей.

Формулировка цели и задач исследования.

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.

Обычно цель формулируют со слов:

- доказать

- обосновать

- разработать

- объяснить

- определить

- установить

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.

Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)

- выявить

- определить

- установить

- изучить

например: Цель исследования: Установить степень антропогенного влияния местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза.

Отбор методов исследования

Методики должны быть доступными для детей (возраст детей 10 лет, а в работе  изучение катионов и анионов, химические реакции). Это работа взрослого человека, её выполнял руководитель работы, а ребенок только лишь выступил с этой работой на конференции, совершенно не понимая смысл работы. Но в то же время методики не должны быть облегченными, примитивными (изучение волос, лечение волос). В Интернете не достаточное количество методик доступных для детей разного возраста, поэтому педагоги и выдумывают свои собственные.

Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

Составление плана исследования Поиск и отбор информации по теме исследования.

Отбор информации по теме исследования очень часто подменяется скачиванием любой литературы с похожей тематикой. Педагог с детьми не обращают внимание на отбор литературы, иногда даже не прочитывая эту главу. В обзоре литературы используются термины, которые ребенку не доступны, сложны, и когда спрашиваешь, что это? Ребенок не может ответить.

3. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)

На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.

Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача педагога – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...