Проблемы, возникающие при отборе информации при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
материал
Выступление на заседании городского методического объединения учителей дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyspuplenie_na_seminare_v_sozvezdii.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы, возникающие при отборе информации при организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учитель биологии, химии Макарова Анна Михайловна МБОУ «Школа № 11» г. Балашиха, педагог дополнительного образования центр дополнительного образования «Созвездие».
8-915-474-75-38
Современная жизнь характеризуется резким увеличением потока информации. Доступ к различным информационным ресурсам открывает большие возможности для расширения знаний в той или иной области. Но, к сожалению, не всегда обучающиеся могут воспользоваться необходимой информацией, проанализировать ее, выделить существенное, сделать выводы, сформировать собственное отношение к проблеме. Поэтому информационная грамотность обучающихся сегодня становится одной из главных, в том числе и для дополнительного образования.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Многие коллеги сами при работе с детьми допускают ошибки в классификации творческих работ.
Классификация творческих работ
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Например: лесной биогеоценоз в районе исследования.
Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.
Например: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.
Гипотеза исследования
Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к перерождению леса.
Гипотеза и актуальность темы не всегда могут быть определены в данный момент. Ребенок с руководителем работы заглянул на шаг вперед и только тогда эта тема может быть актуальна. Поэтому при высказывании актуальности, гипотезы нужно быть очень аккуратным и донести эту сложность и до детей.
Формулировка цели и задач исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
- доказать
- обосновать
- разработать
- объяснить
- определить
- установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
- выявить
- определить
- установить
- изучить
например: Цель исследования: Установить степень антропогенного влияния местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза.
Отбор методов исследования
Методики должны быть доступными для детей (возраст детей 10 лет, а в работе изучение катионов и анионов, химические реакции). Это работа взрослого человека, её выполнял руководитель работы, а ребенок только лишь выступил с этой работой на конференции, совершенно не понимая смысл работы. Но в то же время методики не должны быть облегченными, примитивными (изучение волос, лечение волос). В Интернете не достаточное количество методик доступных для детей разного возраста, поэтому педагоги и выдумывают свои собственные.
Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Составление плана исследования Поиск и отбор информации по теме исследования.
Отбор информации по теме исследования очень часто подменяется скачиванием любой литературы с похожей тематикой. Педагог с детьми не обращают внимание на отбор литературы, иногда даже не прочитывая эту главу. В обзоре литературы используются термины, которые ребенку не доступны, сложны, и когда спрашиваешь, что это? Ребенок не может ответить.
3. Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.
Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.
Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача педагога – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"
статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...