Организация научно-исследовательской работы с учащимися
статья

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со старшеклассниками становится научный поиск в том случае, когда он является не отдельным эпизодом, а системой индивидуальной работы с детьми, склонными к творческой деятельности и самостоятельному анализу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя химии Низамовой А.Р.

на заседании ШМО «Слагаемые»

Дата: 27.11.2021

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

        Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со старшеклассниками становится научный поиск в том случае, когда он является не отдельным эпизодом, а системой индивидуальной работы с детьми, склонными к творческой деятельности и самостоятельному анализу.

         Научная работа рассчитана на учащихся 9-11 классов, хорошо овладевших школьной программой по разным предметам и склонных к творческим работам.

        Итак, что такое научная работа, как она делается, стоит ли начинать заниматься ею, еще учась в школе? Если да, то как?

Что такое научное исследование?

        Прежде чем говорить о том, с чего начинается и как проводится научное исследование, попробуем сформулировать, что такое наука. Наука – выяснение неизвестного, процесс получения новых знаний. Новых не для одного человека, а для всех людей.

        Современная наука очень сложна. Может ли школьник выяснить что-то действительно новое? Не будет ли это игрой в науку? Что ж, игрой, конечно, будет. Только ведь игра – это совсем не так плохо! Во-первых, играть интересно. Во-вторых, играя, мы учимся, проигрываем те ситуации, в которых можем оказаться в жизни. Мы, играя в науку, готовим себя к исследовательской работе в будущем. Важно играть всерьез. Кроме того, надо помнить, что науки различаются по предмету и по методам исследования. Для многих из них необходимо сложнейшее оборудование, исследователь должен владеть объемом знаний, намного превосходящим школьный курс.

        В ряде наук еще идет процесс накопления фактов, для получения которых вовсе необязательно высшее образование; если школьных знаний не хватит, то приобрести дополнительные вполне по плечу нормальному школьнику, если он не слишком ленив.

Выбор темы и цели исследования.

        Итак, с чего начать? Пожалуй, с того, что нужно четко сформулировать цель вашего исследования. Иными словам – четко сформулировать вопрос, на который вы хотите получить ответ.

        Цель исследования должна быть конкретной. Второе условие, которому должна удовлетворять выбранная вами задача работы – быть доступной. Есть вопросы, на которые найти ответ вы не сможете или из-за недостатка знаний, или из-за отсутствия необходимого оборудования.

        Третье условие, соблюдение которого необходимо – ваша работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только вам, но еще какому-то кругу людей.

        Условие четвертое – работа должна быть вам интересной. Если самому не любопытно, каков будет полученный результат, если не доставляет радости и сам процесс работы, лучше не браться за нее вовсе.

        Тема будущего исследования может быть сформулирована самим учеником или научным руководителем. При выборе темы следует руководствоваться собственными интересами, наличием литературы по данной выбранной проблеме.

        Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы сколько времени у вас уйдет. Что касается времени, опыт показывает, что на сбор материала и его черновую обработку должно уходить не больше 2/3, а на написание и оформление работы – не меньше 1/3 общего времени, затраченного на работу. Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования.

Об оформлении научной работы.

        Для того, чтобы работа была оценена по достоинству, как на стадии предварительной экспертизы, так и при выступлении на конференции, необходимо соблюдать определенные правила.

        Научная работа должна быть построена не произвольно, а по плану. Этот план включает три части: вводную, основную и заключительную.

        Вводная часть содержит: название, характеристику работы – относится она к теоретическим исследованиям или к прикладным (практическим); обоснование цели и задач исследования; актуальность исследования.

        Основная часть содержит: сведения об объеме исследования, описание использованных в работе методик, изложение полученных результатов, обсуждение полученных результатов.

        Заключительная часть содержит: заключение, выводы, список использованной литературы, приложения (если они имеются). В список следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада. Список составляется в алфавитном порядке авторов работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...

Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности

Отчет о работе над методической темой представлен в виде сообщения и сопровождающей презентации...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы

статья, рассказывющая о опыте создания в школе научно-исследовательских сообществ и их роли в образовательном процессе...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»

Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как самостоятельного предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама ...