Мастер-класс для педагогов «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных пособий»
методическая разработка

Тема мастер-класса    звучит  так: «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных  пособий».

  Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир

  Установлено, что на эффективность обучения детей чтению влияет сформированность познавательного отношения к речи,  в частности осознанное ориентирование в языковой структуре языка, его словарном запасе.

  Обучение элементарным навыкам чтения составляет специфическую и сложную задачу в обучении детей с ОНР.

  Отсюда большое значение придается подготовительному периоду, в котором формируются предпосылки к сознательному усвоению детей с ОНР первоначальных элементов чтения.

   Сегодня я хочу познакомить вас с одним из нетрадиционных приемов подготовки детей с ОНР к обучению чтению,  с использованием элементов интеллектуальных игр шашки и шахматы.

Мое обращение к использованию шашек и шахмат в логопедической работе объясняется рядом причин:

·        внимание, память, мышление обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи, данные интеллектуальные игры развивают все составляющие познавательной деятельности.

·        вариативность использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат.

   Для незаметной, увлекательной подготовки к обучению чтению детей я не просто учу, а играя – обучаю 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_2.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский № 1 «Звездочка» Локомотивный городской округ

МАСТЕР  -  КЛАСС

«Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста

к обучению чтению

с использованием  многофункциональных пособий»

Подготовила: учитель – логопед

Баранова Светлана Александровна

2020 год

1. Приветствие участников.

             Добрый день.  Я рада приветствовать всех участников, жюри, и гостей на своем мастер – классе. Приглашаю на сцену 6 желающих.

Начать нашу встречу я бы хотела со знакомства.  Я предлагаю всем участникам поближе познакомиться.

Для этого вам необходимо встать в круг – «Игра знакомство».

У меня в руках клубок - знакомств, тот, у кого в руках оказывается клубок, называет свое имя и прилагательное на первый звук своего имени, которое бы более точно характеризовало бы вас.

Например:  добрый день, меня зовут Светлана, я  - сильная.

Спасибо большое, мне было приятно с вами поближе познакомиться. Присаживайтесь.

   2. Теоретическая часть. 

Продемонстрированная мною игра – знакомство, является одним из дидактических приемов, которые я активно использую в логопедической работе в период подготовки детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению

Тема мастер-класса    звучит  так: «Подготовка детей с ОНР старшего дошкольного возраста к обучению чтению с использованием многофункциональных  пособий».

  Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир

  Установлено, что на эффективность обучения детей чтению влияет сформированность познавательного отношения к речи,  в частности осознанное ориентирование в языковой структуре языка, его словарном запасе.

  Обучение элементарным навыкам чтения составляет специфическую и сложную задачу в обучении детей с ОНР.

  Отсюда большое значение придается подготовительному периоду, в котором формируются предпосылки к сознательному усвоению детей с ОНР первоначальных элементов чтения.

   Сегодня я хочу познакомить вас с одним из нетрадиционных приемов подготовки детей с ОНР к обучению чтению,  с использованием элементов интеллектуальных игр шашки и шахматы.

Мое обращение к использованию шашек и шахмат в логопедической работе объясняется рядом причин:

  • внимание, память, мышление обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи, данные интеллектуальные игры развивают все составляющие познавательной деятельности.
  • вариативность использования элементов шашечной и шахматной игры в логопедической работе дает высокий коррекционно-образовательный результат.

   Для незаметной, увлекательной подготовки к обучению чтению детей я не просто учу, а играя – обучаю (слайд….).

  В этом мне помогают изготовленные мною многофункциональные пособия, с элементами шашечной и шахматной игры, которые:

-  не требуют особых условий применения;

- гармонично вписываются в работу логопеда, направленную на развитие звукового анализа и синтеза, активации словаря, развитие фонематического слуха;

 -  являются диагностическим инструментом;

-  носят характер комплексного воздействия;

- позволяют ребенку быть активным участником образовательного процесса.

    С данными многофункциональными пособиями можно организовывать любую логопедическую игру, упражнение или задание, при этом необходимо учитывать  следующие логоправила:

  • Содержание логопедической игры, а также поведение фигур на игровом поле подчиняется классическим правилам игры в шашки или шахматы.
  • Ребенок - логопат должен иметь навыки игры в шашки или шахматы.

  Ассортимент и разнообразие   пособий зависит от наличия подручного материала, фантазии и ручной умелости. Для изготовления шашек и шахмат можно использовать любой бросовый материал: пластиковые крышки, пуговицы, крупные бусины, яйцо от киндер-сюрпризов, и даже конфеты. Шахматные доски могут быть выполнены из пластика, наждачной бумаги, фетра, искусственной кожи, коробки из - под обуви или связаны крючком.

    3. Практическая часть

Демонстрация пособий, практическое их применение.

Для того чтобы увидеть использование данных пособий на практике и убедиться в рациональности их использования, я предлагаю двум участникам  выйти ко мне.

Проведение игр.

Вашему вниманию представляю

Многофукциональное  пособие «Шашки-букашки»

 Шахматное поле для данного пособия выполнено из фетра, а шашки –букашки из пластиковых крышек, которые были оформлены мной как божьи коровки и пчелки. С использованием данного пособия я продемонстрирую игру, а вы апробируете ее на практике.

Игра «Волшебные превращения»

Задачи: закрепить умение детей называть слова, начинающиеся на определенный слог.

Ход:

Логопед называет слово существительное, игрок прежде, чем сделать ход фигурой должен назвать такое слово, которое начинается на последний слог, слова названного логопедом, соответственно второй игрок, делая, ход называет слово на последний слог предыдущего слова. Вам  я предлагаю сделать по 2 хода, напоминаю, что шашки ходят по диагонали.

Пример: рыба – бабочка – качели ….

Спасибо, присаживайтесь.

Приглашаю еще двух участников.

       Многофукциональное  пособие «Шашки-черепашки»

      В данном пособии шашки представлены  черными и белыми черепашками, которые связаны крючком из шерстяной нитки, поле традиционное черно-белое состоящее из вязаных квадратов.

На данном пособии я продемонстрирую игру « Магазин».

Для этого нам потребуется дополнительное оборудование:

  1. Карточки с буквами;
  2. «Магазин» с картинками - покупками;
  3. Корзинки для покупок.

Задачи:

  • Закреплять умение детей находить картинки с предметами, в названии которых слышим заданный звук;
  • Определять место звука в слове  (начало, середина, конец слова).

Ход:

Карточки с буквами выкладываются на черных клетках.

Игрок, делая ход на карточку с буквой, называет звук, который она обозначает, и отправляется в «магазин» покупает картинку с нарисованным предметом, в названии которого есть данный звук.

Выигрывает тот, кто больше всех сделал покупок.

Для того чтобы практически овладеть данной игрой предлагаю вам сделать по 2 хода.

Участницы делают по 2 хода

Спасибо большое присаживайтесь

Пока участницы идут к своим местам

Игру можно усложнять, добавляя определенные задания:

- купить картины с предметами, в названии которых данный звук «живет» в начале, середине, конце слова.

Приглашаю двух участниц.

 Многофукциональное  пособие «Фруктовый бой»

 В котором, шахматные фигуры выполнены в виде яблок и апельсин,  поле пластиковая панель, на котором наклеены фетровые квадраты.

С использованием данного пособия я продемонстрирую, а вы апробируете на практике игру «Прочитай слово».

Дополнительное оборудование: предметные  картинки, схемы – подсказки.

Задачи: Формировать фонематический слух; Учить определять первый звук в слове и составлять из них слова.

Ход:  необходимо сделать ход шахматной фигурой, (с опорой на схему подсказку) определить первый звук слова, изображенного на картинке и составить слово. Побеждает тот, кто прочитает больше слов.

Например:

Вам я предлагаю сделать по 2 хода любой фигурой.

Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Работа в группах

 Сейчас я предлагаю вам, уважаемые участницы попробовать самим изготовить свое авторское пособие. Для этого вам необходимо по желанию разделиться на 2 команды.

 Из предоставленного материала вам необходимо изготовить пособие, придумать ему название, адаптировать  для него одну из предложенных игр, и продемонстрировать полученный результат всему залу.

Показ с объяснение на слайдах.

Для наиболее эффективной работы предлагаю вам распределить обязанности внутри каждой группы.

Для этого я предлагаю вам использовать песочные часы. Время, которое вам, отводится на работу, составляет 5 минут.

Группы работают

Работа с залом

 Разработанные мною многофункциональные пособия позволяют мне:

Мотивировать детей на выполнение логопедических заданий.

А их разнообразие-

Поддерживать интерес к играм на протяжении длительного времени.

И сейчас я хочу, представить вашему вниманию еще ряд пособий, которые я использую в своей логопедической практике. А вам, уважаемые участники, предлагаю стать активными участниками представленных игр.

Пособие «Занимательные кубики»

       Вместо шахматных фигур, здесь я предлагаю  использовать кубики. В зависимости от поставленных целей или задач к каждому кубику  может крепиться определенное задание в виде цифр или картинок.

 Пособие можно использовать на этапе работы со звуковым составом слова, когда ребенка обучают определять, из каких звуков состоит слово, различать твердую и мягкую пару согласных, например игра «Тим и Том» Эта игра учит ребенка различать твердые и мягкие звуки.

Предлагаю вам, уважаемые гости, поиграть.

Начать игру можно с небольшой разминки. Нужно разделиться на две команды. Одна команда будет Тимом, а вторая - Томом.

С помощью игры  «Слоговой аукцион» мы выберем, кто первым будет делать ход.

Называю слог, каждая команда по очереди называет слово.

Я выставляю на аукцион слог «ма».

Добавляете слог или звук так, чтобы получилось односложное слово.

Например: ма – ша, ма – к.

Выигрывает команда, которая последняя назовет слово.

(пример: «Ба» -  ня, ба, ран, к, л и т.д.).

После  того как определена очередность хода, можно начинать игру.          

Напоминаю, что Том, его имя начинается очень твердо. Т-т-т, выбирает все слова с твердыми звуками. Например: Том любит Торт, его любимая игрушка Трактор.  А Тим, его имя начинается мягко. Ть-ть-ть. Он любит все, что звучит так же мягко, как его имя: играет с тигром, разговаривает по телефону и живет в Тереме.  Игрок, делая ход фигурой, называет необходимое слово, и крепит картинку с его изображение на кубик.

                                     Начинает команда …….. (игра).

Спасибо за игру.

На этапе ознакомления  ребенка с алфавитным обозначением звуков, т.е графическим изображением букв я предлагаю использовать

                                                Пособие «Шашки – магниты»

Для поля была использована коробка из под обуви, шашки – это магниты, которые передвигаются по полю с помощью дополнительных магнитов, прикрепленных с обратной стороны поля.

На данном пособии я продемонстрирую  игру «Буквоежка».

Ребенок, делая ход шашкой, встает на поле, на котором изображена буква, ее объел жучок. Ребенок должен отгадать. Что это за буква, найти ее изображение на предложенных карточках и придумать слово на звук, который обозначает эта буква.

Предлагаю поиграть в игру.

«Загадки прятки» для зрителей.

Для того чтобы начать игру необходимо вернуть шашки на поле, отгадав загадки. В каждой загадке спрятался звук.

  1. А и Б сидели на трубе, А – упала, Б – пропала, что осталось на трубе? (И)

2) Что находится между горой и долиной? (И)

3) На край Москвы пойдешь, что найдешь? (Ы)

4) Что находится посредине Киева? (Е)

Спасибо за игру.

 На этапе знакомства с графическим изображением букв, я использую графические диктанты.

Для этого нам понадобится шахматная доска, поверхность которой покрыта рисовой и гречневой крупой.  Материл, из которого выкладывается изображения, может быть различным: счетные палочки, бусины, макароны. Пособие развивает умение детей соотносить произносимый звук с графическим изображением буквы, тактильную чувствительность, ориентировку в пространстве.

 На первоначальном этапе ребенку предлагается воспроизведения рисунка

по образцу с использованием схем – подсказки.

                                  Затем  под диктовку взрослого.

Например: Ребенок выкладывает макаронами от указанной точки букву:

  • две клеточки влево;
  • три клеточки вниз;
  • две клеточки вправо.

Получается буква С.

        На этапе слияния слогов в слова  очень важно, чтобы ребенок, понял, что слог является основной единицей чтения.  Для этого я применяю игру

 «Бросаемся Слогами» с использованием пособия «Веселые клубочки»

Поле для игры связано крючком, а шахматы - цветные клубочки.

 Ребенок, делая ход, называет  какой - нибудь слог, второй игрок, делая ход должен добавить свой слог, чтобы получилось слово.

 Например: ко - мар, ли-са….

       Продемонстрированные мной многофункциональные пособия могут быть использованы с различными речевыми играми, которые представлены в картотеке по обучению детей чтению.

Дети, приходя ко мне на занятие, выбирают любое пособие, а я выбираю речевую игру в зависимости от этапа коррекционной работы и поставленных целей.

      Если вас заинтересовали представленные  мною пособия и речевые игры  тогда более подробную информацию вы найдете на моем сайте, адрес которого вы сейчас видите на экране, а также в буклетах, которые будут вам предложены.

Презентация пособий участниками

Время, отведенное для работы в группах закончилось, скажите, уважаемые коллеги вы готовы?

Предоставляю вам слово.

Участники демонстрируют свои пособия

Спасибо вам за представленные пособия они были достаточно оригинальными и  интересными, вы очень хорошо справились с поставленными задачами.

4. Рефлексия

    А сейчас я предлагаю вам игру «Шахматные прятки»,  для этого необходимо  выбрать любую коробочку с изображением шахматной фигуры. В каждой, из которой спрятались незаконченные предложения, вам нужно будет прочитать предложение вслух, закончив его, выразив при этом свое мнение о проведенном мастер - классе, об участии в нем, об играх и пособиях, которые вам были сегодня продемонстрированы.

  • Участие в мастер - классе мне запомнится …… (изготовлением авторского пособия).
  • На данном мастер-классе я узнала…….(о новых подходах в обучении детей чтению).
  • Мастер-класс предоставил мне возможность….(увидеть практическое применение пособий с элементами шашечной игры).
  • После проведенного мастер класса свою педагогическую копилку я пополню……(способами  изготовления многофункциональных пособий).
  • Работа в подгруппе, в ходе проведения мастер-класса, была для меня……(плодотворной, интересной, познавательной).
  • Продемонстрированный мастер-класс заинтересовал меня……(вариативностью представленных игр).

Спасибо за высокую оценку моего мастер-класса, за активное участие и эффективную работу. Прошу занять свои места в зале.

Находясь на границе педагогики, психологии и медицины - современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, которые помогают:        

  1. оптимизировать работу учителя – логопеда;
  2. приносят новые способы взаимодействия педагога и ребенка;
  3. служат для создания благоприятного эмоционального фона;
  4. позволяют включать в работу сохранные анализаторы;

активизируют нарушенные психические функции.

Рекомендуемые игры для участников

Игра «Игрушки»

Задача: учить выделять ударный гласный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, корзины 2 шт.

Ход: ребенок делает ход шашкой на  предметную картинку с изображением игрушки. Задание:  игрушки разбежались по комнате, нужно позвать игрушку, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове.  - Ми-и-ишка!   (Маши-и-инка!  - Сло-о-он). Если ребенок правильно выделяет ударный звук, логопед отдает ему предметную картинку с изображением игрушки, которую он кладет в корзину.

Игра «Дружные ребята»

Задача: учить слитно читать открытые слоги

Оборудование: карточки с изображением согласных букв

Ход: Ребенок делает ход фигурой с гласной буквой на карточку с изображением согласной буквы, произнося гласную (тянет, пропевает ее) пока она не достигнет согласную.

Например: тянем звук «А» пока он не достигнет звука «М». А вместе они заговорят и скажут «АМ».

Рекомендуемое оборудование для пособия:

Шашки - пластиковые крышки, на которых можно красным маркером написать гласные буквы.

Игра «Кто с какими  буквами дружит»

Задача: закреплять умение придумывать слова на заданный звук;

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, карточки с изображением букв.

Ход: игрок выбирает картинку с изображением животного, делает ход шашкой на  карточку с изображением буквы и произносит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Картинки с изображением животных можно менять, если ход сделан на повторяющуюся букву, или ребенок затрудняется с ответом.

Игра «Морское путешествие»

Задача: закреплять умение придумывать слова на заданный звук;

Ход:  Логопед: «Мы отправляется в морское путешествие, сегодня на корабль мы возьмем только те предметы, которые начинаются на звук «К»! Первый игрок, делая ход, говорит  «Берем компас»! Если слов на заданный звук сказано много, его можно поменять, сказав: «Первая палуба на звук «К» уже занята, предлагаю заполнить другую на звук «Р» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях посредством комплекса компьютерных игр.

Данная программа направлена на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., её можно с успехом ...

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество. Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество.Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. разработанное в соответствии с  ФГТ. План...

Презентация предназначенная для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Авторская  презентация  учителя  дефектолога,созданная  для  проекта  Олимпийские  игры  Сочи  2014...

«КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» сценарий вечера развлечений для детей среднего и старшего дошкольного возраста

"КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК"- сценарий вечера развлечений для детей среднего и старшего дошкольного возраста.(Из практического материала к разделу 3, методического пособия по реализации региональной программы п...

Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.

Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....