Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
рабочая программа (5 класс)
Программа "Дорогою добра" разработана для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.docx | 10.25 КБ |
poyasnit_zapiskamicrosoft_word.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:
- государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795);
- распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД»;
- инструктивно-методическим письмом «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).
Актуальность, педагогическая целесообразность данной программы
Ведущая идея программы – развитие общей культуры личности, патриотизма, гражданственности, что является важной движущей силой российского общества, формирования национального самосознания молодёжи.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.
Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свою Родину (в т.ч. свой родной посёлок, его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в развитии родного города, поселка.
Основная цель программы:
- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, чувства любви к малой Родине, стимулирование желания самостоятельного поиска, любознательности и расширения знаний по истории родного посёлка – Усть – Кинельский.
Основные задачи:
- познакомить с основными событиями, личностями, связанными с историей родного края, расширить и углубить знания;
- способствовать осознанию учащимися роли и места нашего поселка в истории России;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;
- овладевать навыками исследовательской работы;
- формировать умения и навыки общения при организации коллективных проектов, творческих работ;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину на положительном примере жизни и деятельности земляков, ветеранов войны и труда;
- способствовать воспитанию чувств личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребности быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом основного общего образования ГБОУ СОШ №2 программа «Моя малая Родина» (основы краеведения) реализуется в 5-7 классах. Общий объем учебного времени составляет 68 часов (34 недели, по 1 часу в неделю в каждом классе). В 5 «Б» классе объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю), в 7 «Б» - 34 часа (1 час в неделю).
Формы и методы реализации программы:
- беседы;
- викторины;
- работа с различными источниками, их анализ;
- интервью;
- анкетирование;
- встречи с интересными людьми;
- работа с ресурсами сети Интернет;
- поисковая деятельность;
- организация выставок рисунков, фотоматериалов;
- туристические походы;
- проектная деятельность;
- показ презентаций и их обсуждение;
- экскурсии и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка задачи;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.
- анализ результатов элементарных исследований; фиксирование результатов;
- высказывание предположений, обсуждение проблемных вопросов, составление планов простого эксперимента;
– выбор решения из нескольких предложенных, краткое обоснование выбора ;
- приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение мотивировать свои действия;
- применение правил делового сотрудничества: умение сравнивать разные точки зрения.
Личностные УУД:
- умение считаться с мнением другого человека; готовность проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- желание приобретать новые знания,
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению,
- освоение новых видов деятельности,
- участие в творческом, созидательном процессе.
Рабочую программу отличает гибкий график выполнения запланированных мероприятий, экскурсий, походов. Планирование может измениться по причине возникновения различных обстоятельств (ухудшения погоды, отсутствия транспорта и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Кол-во часов |
1. | Введение | Цели и задачи программы, содержание, организация занятий, формы и методы исследовательской работы, правила техники безопасности на занятиях, при работе с ПК, правила поведения во время экскурсий, походов. Источники изучения истории родного края, географическое положение поселка Усть - Кинельский, особенности природного ландшафта. Правила и этапы проектной деятельности, правила опроса, анкетирования, интервью. | 2 |
2. | Наш поселок - место проведения Губернской сельскохозяйственной выставки | Федеральное государственное учреждение Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция. Испытания сельскохозяйственных машин, тракторов, комбайнов, сельскохозяйственной техники и оборудования. Из 13 МИС, действующих в России, крупнейшая – Поволжская. Формирование представлений о традициях и культурном достоянии Самарского края и других субъектов Российской Федерации | 3 |
3. | «По родным тропам» | Воспитание эколого-культурных ценностей; ценности природы — родная земля, природа, планета Земля, экологическое сознание, знакомство с природой и историей родного края; пойма - природная зона родного поселка, река Большой Кинель; активная позиция в борьбе за сохранение чистой окружающей среды; понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; развитие чувственного, эмоционального отношения к природе; формирование бережного отношения к природе, экологического сознания учащихся; здоровый образ жизни - залог долгой и счастливой жизни. | 2 |
4. | По страницам истории Кинельской земли с древнейших времен до конца XIX века | Обзор основных событий родного края с древнейших времен до конца XIX в., государство Волжская Булгария, монгольское нашествие, Золотая Орда, князь Г.О. Засекин, основание крепости Самара в 1586 г., засеки, первое описание нашего края Адамом Олеарием, крестьянское движение под предводительством С. Разина, легенды о С. Разине; Алексеевская крепость, крестьянское движение во главе с Е.И. Пугачёвым, движение декабристов, каторга; строительство железных дорог, железная дорога Самара- Златоуст. | 6 |
5 | Как был основан наш поселок | Ознакомление с основными событиями, связанными с рождением нашего поселка: поселок Студенцы, сельскохозяйственное училище «Земледелка», М.И. Ульянова, революция 1905-1907 гг., Первая мировая война, Февральская революция и двоевластие в нашем крае, великий голод 1921 г., Гражданская война, «Золотой эшелон», Самарский сельскохозяйственный институт. | 6 |
6 | Учреждения и достопримечательности пгт Усть – Кинельский | Пгт Усть-Кинельский — посёлок городского типа в городском округе Кинель Самарской области России, ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия; Государственное научное учреждение Поволжский Научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук; Федеральное государственное учреждение Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция; бюст П.Н. Константинова, каштановая аллея, Обелиск, Стела, памятная доска на стене больницы с фамилиями раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале №1653, здание храма - уникальный памятник народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища. | 8 |
7 | Родной поселок и школа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. XX в. | Великая Отечественная война, пос. СХИ (Усть – Кинельский) - база формирования 356-й стрелковой дивизии, эвакогоспиталь № 1653, институт - шеф госпиталя, профессор А.Н. Клечетов - исследователь по выращиванию каучуконосов, А. З. Бугранов- Полный кавалер Ордена Славы; учителя – участники Великой Отечественной войны, учащиеся 9 – 10 классов, ушедшие на фронт в первые дни войны, школьники-шефы госпиталя, семей фронтовиков и престарелых. | 6 |
5. | Подведение итогов | Результаты и итоги работы: получены ли знания о значимых событиях по истории родного поселка, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга наших земляков, о традициях и культурном достоянии родного края, получен ли опыт участия в инициативах, проектах, в природоохранной деятельности и др. | 1 |
Общее количество часов | 34 |
Материально – техническое и методическое обеспечение
Нормативные документы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795).
2. Инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).
3. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД».
Литература
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
2. История и современное развитие города Кинель. Краеведческое издание. / Кол. авт. – Самара: ООО Агентство коммуникаций «Реноме», 2010.
3. Кривобоков В.И., Кудряшова О.Н. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г. Кинель, п. Алексеевка /В.И. Кривобоков, О.Н. Кудряшова. – Самара: ООО «Офорт», 2011.
4. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Сост. Пахомов В.П. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2005.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7.
6. Самарская государственная сельскохозяйственная академии - 90 лет/Авторский коллектив: А.М. Петров, В.Г. Клевлин, З.Я. Биккинина и др. Самара: изд-во «Книга», 2009.
7. Самарскому сельскохозяйственному институту 75 лет. Самара: «СамВен», 1994 г., с. 4-6.
Интернет – ресурсы
1. cerkov-shi.ru/ (приход во имя Архистратига Божия Михаила)
2. http:// www.vkinele.ru/
3. Кинельгород. РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"
Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука Добра" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука добра» с учащимися 7 класса рассматривается как самостоятельный предмет в учебно-воспитательном процессе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»
Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Великобританию" для 7 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Рабочая программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфесси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...