Профилактика деструктивного поведения воспитанников детского дома.
статья

Статья посвящена проблеме профилактики деструктивного поведения среди воспитанников детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика деструктивного поведения  воспитанников детского дома.

Prevention of destructive behavior of children at home.

Беспалова Наталья Николаевна, магистр ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Bespalova Natalya Nikolayevna, master FGAOU in the «North-Caucasian Federal University»

Аннотация: Статья посвящена проблеме профилактики деструктивного поведения среди воспитанников детского дома.

Abstract: the Article is devoted to the problem of prevention of destructive behavior among the children of the orphanage.

Ключевые слова: детский дом, деструктивное поведение, профилактика деструктивного поведения, досуговая деятельность.

Keywords: children's home, destructive behavior, prevention of destructive behavior, leisure activities.

Как показывает практика, большинство детей поступают в детский дом из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Неблагоприятный микроклимат этих семей создает объективные предпосылки для появления у этих детей деструктивного поведения, носящего асоциальный характер, они, как правило, пренебрежительно относятся к обучению, у них плохая успеваемость, они часто не посещают занятия в школе [3]. У подавляющего большинства отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки, театры, крайне мало читают. Попадая в детский дом большинство из таких детей «закрываются» от других, и при малейших внешних воздействий со стороны воспитателей, детского коллектива проявляют озлобленность, эмоциональную грубость, вспыльчивость, дерзость, агрессию, им часто свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, в поведении преобладает физическая агрессивность, также наблюдается повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение[1].  Такие дети нуждаются в особом участии и поддержке.

Все мы прекрасно понимаем, что человек, который демонстрирует асоциальное поведение не в состоянии найти себя в обществе. Своевременное выявление детей склонных к деструктивному поведению, анализ предпосылок, преводящих к появлению деструктивного поведения является первоначальной педагогической задачей детского дома. Далее должна идти профилактическая работа с такими воспитанниками, а именно использование возможностей досуговой деятельности. Для таких детей подбираются занятия «по душе», которые не только бы им нравились, но и получались бы у них.

Досуговая деятельность выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний, приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности, расширения коммуникативного опыта, становится средством, которое помогает адаптировать воспитанника к нормальной жизни [5]. Главное, чтобы содержание досуговой деятельности детского дома было наполнено интересным, увлекательным, полезным материалом.

Психологическое исследование по выявлению деструктивного поведения среди воспитанников детского дома проходило на базе ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда Ставропольского края, который был основан в декабре 1999 г. [7]. На сегодняшний день учреждении находятся 23 ребенка: 17 мальчиков и 8 девочек, в возрасте от 6 до 20 лет. Из них лишь один является круглой сиротой, а остальные являются социальными сиротами, родители которых лишены родительских прав за ненадлежащее содержание, воспитание детей и обращения с ними.

В свое экспериментальной работе мы использовали тест-опросник, разработанный Арнольдом Басcом и Энн Дарки в 1957 г. и предназначенный для диагностики деструктивных реакций: агрессии и враждебности [2]. Авторы теста-опросника разделяют понятия «агрессия» и «враждебность». Агрессия - это явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии - угроза, либо нанесение ущерба другим. Враждебность - это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий и выделяются следующие виды реакций [4]:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Экспериментальное исследование проходило в сентябре 2018-2019 учебного года. В нем принимали участие 19 воспитанников. Были получены следующие результаты:

Таблица 1

Уровень

Кол-во воспитанников

Процентное соотношение от общего кол-ва детей

Индекс

Враждебности

Низкий

-

0%

Средний

15

79%

Высокий

4

21%

Индекс агрессивности

Низкий

3

16%

Средний

12

63%

Высокий

4

21%

Каждый из индексов обладает качественной и количественной характеристикой. Она может варьироваться от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Какой бы не была личность, она должна иметь определенную степенью агрессивности и враждебности. Низкое значение или отсутствие хотя бы одного из индексов говорит о пассивности, ведомости личности. Чрезмерные же показатели определяют личность, которая может стать конфликтной, неумеющей находить выход из проблемных ситуаций, неспособной на коллективную деятельность. Каждому из уровней индекса соответствует определенное поведение воспитанника.

Таблица 2

Уровень индекса

Поведение воспитанника

Низкий

Хорошо контактирует со своими сверстниками и может найти общий язык со всеми.

Средний

Может вести диалог, неплохо сдерживает свою агрессию, умеет менять своё мнение, если это необходимо. Не способен на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику.

Высокий

Не умеет справиться с гневом, использует словесные оскорбления. Не преклонен, стремится навязать своё мнение другим, во что бы то ни стало, твёрдо отстаивает свои убеждения.

У 6 воспитанников детского дома наблюдается высокий уровень индекса враждебности или агрессивности. У двоих воспитанников, выявлен высокий уровень и того и другого индекса.

Таблица 3

ФИО

Возраст, лет

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

1.

Бурлаченко Дарья

12

Высокий уровень

Средний уровень

2.

Глушко Вячеслав

11

Высокий уровень

Средний уровень

3.

Малашенков Иван

10

Высокий уровень

Высокий уровень

4.

Прозоровский Юрий

18

Средний уровень

Высокий уровень

5.

Селиверстова Наталья

20

Высокий уровень

Высокий уровень

6.

Федорова Анастасия

13

Средний уровень

Высокий уровень

Воспитанники с высоким уровнем одного из индексов при всём своём различии личностных характеристик и особенностей имеют некоторые общие черты. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

Профилактическая работа с воспитанниками, у которых наблюдаются признаки деструктивного поведения: агрессия, враждебность – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Первостепенной задачей для педагогов является теоретический анализ причин деструктивного поведения воспитанников. Это могут быть не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновения этих расстройств. Анализ состава детского контингента с деструктивным поведением показывает, что в нем больше половины дети из неблагополучных кровных или опекунских семей, родители или опекуны которых вели асоциальный образ жизни или применяли физическую силу по отношению к ним. Что создало объективные предпосылки для появления у этих детей деструктивного поведения, носящего асоциальный характер. Это хорошо просматривается на примере детей:

Бурлаченко Дарья (12 лет) - круглая сирота. Поступила в детский дом в 2016 году из опекунской семьи. Опекуном была родная тетя по отцовой линии, которая забрала Дашу и ее старшего брата в свою семью после смерти их родителей. Со слов девочки ей было очень нелегко находиться в новой семье, тетя постоянно находила поводы, чтобы ее поругать, всегда была ею не довольна. Два раза девочка сбегала из дома, и с каждым возращением в эту семью ситуация еще больше усугублялась. Сами дети и стали инициаторами того, чтобы их сдали в детский дом.

Глушко Вячеслав (11 лет) – социальная сирота, оба родители живы. Поступил Вячеслав вместе сестрой (9 лет) и братом (14 лет) в детский дом летом 2018 года из приюта, где провели около года. Мать Вячеслава не первый раз лишается родительский прав, ранее у нее уже забирали троих детей, за ненадлежащее обращение с ними. Со слов детей мать работала в доме культуры, в самодеятельности, отец там же работал дворником. Но родители не всегда ходили на работу, они злоупотребляли спиртными напитками, часто выясняли отношения при детях. Отец не однократно избивал мать, она уходила из дома на неделю, на две. Детям приходилось голодать. Вячеслав редко посещал школу. Равнодушное отношение родителей к своим детям, прослеживается и посей день. Мать всего один раз навещала детей в детском доме, мотивируя тем, что ей некогда, т.к. она недавно родила еще одного ребенка. Вячеслав очень трудный ребенок, у него плохая успеваемость в школе, ему свойственны грубость и дерзость в общении, как с воспитанниками, так и с взрослыми. Вячеслав состоит на внутреннем учете в детском доме.

Малашенков Иван (10 лет) - социальная сирота. В семье он был среднем ребенком. Мать нигде не работающая, воспитывала детей одна. Жила семья можно сказать на одни детские пособия. Со слов ребенка они часто меняли жилье, своего у них не было. Дети часто не посещали школу, занимались воровством. Мать злоупотребляла спиртными напитками. При лишении прав у матери, младшего ребенка забрали родственники отца, а Иван со старшим братом были направлены в приют, а через год прибыли в детский дом. Сейчас Иван находится с братом в детском доме уже больше полугода, учиться в 4 классе, успеваемость у него удовлетворительная. Мать или какие-либо родственники так и не появились в стенах детского дома. Иван состоит на внутреннем учете, так как в речи использует нецензурные слова, уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Прозоровский Юрий (18 лет) - социальная сирота. Юра поступил в детский дом в 10 летнем возрасте из приюта вместе со старшей сестрой. Мать воспитывала детей одна, отца мальчик не видел никогда. Нигде не работающая мать часто собирала у себя дома компании людей, злоупотребляющих спиртным, сигаретами. Мальчик рано начал курить, употреблять спиртное, не посещал школу, бродяжничал. Прибыв в детский дом, Юра долгое время проявлял физическую агрессию по отношению к воспитанникам, уклонялся от обязаностей воспитанников, плохо учился, срывал занятия в школе, оговаривался с взрослыми. Два раза оставался на второй год в школе. Долгое время, а это примерно около четырех лет Юра состоял на внутреннем учете детского дома. В мае 2018 года решением детдомовского собрания было решено снять Юру с учета, т.к. улучшилось поведение, успеваемость в школе. За всё время, которое мальчик находится в детском доме, мать ни разу не посетила его.

Селиверстова Наталья (20 лет) - социальная сирота. Прибыла в детский дом в 2014 году, из приюта, в котором находилась чуть более двух лет. Росла Наталья в семье, где было 5 детей. Она была предпоследним ребенком. Своего отца Наталья не видела ни разу. Мать пила, зарабатывала подработками. Когда органы опеки забирали детей из семьи, трем старшим детям было уже за 18, поэтому в приют забрали Наталью и ее младшую сестру (10 лет). У обеих девочек наблюдался низкий уровень интеллектуального развития. Девочки никогда не посещали школу. Уже из приюта они пошли первый раз в школу. На тот момент Натальи было уже 14 лет. Наталья очень выделялась, помимо возрастной разницы между однокласниками она была очень рослой и крупной девочкой. Она с нежеланием ходила в школу. Как ответная реакция, Наталья стала применять физическую силу по отношению к своим обидчикам. С 6 класса девочка стала учиться экстерном. Сейчас, в возрасте 20 лет является ученицей 9 класса, успеваемость слабая, сдавать будет экзамены в облегченной форме. После того как девочек забрали из семьи, мать лишили родительских прав. В 2013 году мать родила еще одного ребенка, которого летом 2018 года изъяли органы опеки.

В дальнейшем после проведения диагностики и выяснения причин деструктивного поведения воспитанников строится план профилактической работы т.е. - создаются условия, обеспечивающие возможность нормального развития детей. Все эти дети с ярко выраженными реакциями деструктивного поведения должны быть задействованы в досуговой деятельности детского дома.

Все вышеуказанные воспитанники занимаются в декоративно-прикладной студии «Очумелые ручки». Занятия в студии являются средством, которое помогает им адаптироваться к нормальной жизни; дают возможность познать себя (что он собой представляет, на что способен) участвуя в разносторонней деятельности; решают проблему занятости (сужает пространство деструктивного поведения); выполняют предпрофильную подготовку, для продолжения обучения в профессиональных учреждениях.

Особенностью студии является разнообразие в творчестве: работа с бумагой, тканью, вышивание крестом, бисером, лентами, плетение макраме. Программа «Очумелые ручки», разработанная автором, прорецензирована и внедрена в работу детского дома с 2012 года. Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 18 лет и состоит из двух блоков:

1. Направление для девочек.

1 курс «Лепка» (с 7 до 8 лет);

2 курс «Работа с бумагой и тканью» (с 9 до 10 лет);

3 курс «Вышивка» (с 11 до 12 лет);

4 курс «Изготовление сувениров» (с 13 до 14 лет);

5 курс «Вязание» или

6 курс «Мягкая игрушка» (с 15 лет).

2. Направление для мальчиков.

1 курс «Лепка» (с 7 до 8 лет);

2 курс «Работа с бумагой и тканью» (с 9 до 10 лет);

3 курс «Работа с тканью. Изготовление сувениров» (с 11 до 12 лет);

4 курс «Изготовление сувениров» (с 13 до 14 лет);

5 курс «Макраме» (с 15 лет).

Основная задача программы заключается в формировании у воспитанников детского дома практических умений навыков декоративно - прикладной деятельности (разметке, раскрою ткани, шитью, вышиванию, плетению и лепке), воспитании культуры и организации труда (аккуратности, точности исполнения, качественной обработке изделий, рациональному использованию материалов, соблюдению технике безопасности при работе с техническими средствами), способности мыслить, сочинять, создавать оригинальные произведения. Занятия по профилю не только сочетают различные виды практической деятельности, но и открывают детям неповторимость различных видов народного искусства, которые несут в себе многовековые представления о красоте и гармонии окружающего мира. Изготовление игрушек, вышивка, плетение и лепка, все это приобщает детей к многонациональной культуре народов нашей страны. Что способствует толерантному, «терпимому» восприятию их традиционных ценностей. Программа прикладного обучения способствует привлечению детей к самостоятельному труду, оказывает влияние на развитие творческой инициативы и изобретательности. Каждому ребенку нужна не только деятельность как подражание, но и свобода творчества. Задача педагога направить деятельность ребенка в нужное «русло». Детям с деструктивным поведением необходимо чувствовать, что они способны создавать красивые вещи своими руками сами, что именно они являются творцами своей жизни. В итоге, содержание программы «Очумелые ручки» по декоративно – прикладному обучению воспитанников детского дома направленно не только на получение практических умений и навыков, но и на выполнение профилактической работы среди детей с деструктивным поведением:

  • воспитание негативного отношения к проявлению эгоизма, жестокости, насилия к людям и природе в целом;
  • воспитание в потребности и готовности к взаимодействию с людьми независимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов и мировоззрений;
  •  понимание и принятие чужой культуры, ценностей, чужого мнения, осознания принадлежности к мировому сообществу;
  • воспитание самостоятельности в организации и проведения декоративно – прикладной деятельности.

Состав студии формируется на основе интересов воспитанников и их возрастных критериев. Продолжительность занятий определяются Уставом учреждения и составляют 40 мин. Расписание составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Досуговая деятельность  студии «Очумелые ручки» основана на следующих принципах:

  • доступность информации. Воспитанникам предоставляется полная информации о кружке и его работе: целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к воспитанникам;
  • конфиденциальность. Все, о чем говорится на кружковых занятиях относительно конкретных воспитанников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Что очень важно для детей сиротских учреждений, особенно для детей с деструктивным поведением;
  • добровольности. Воспитанник самостоятельно выбирает кружок (направление) студии, имеет возможность переходить из одного в другой, реализуя тем самым свои замыслы, интересы. Именно интересная, востребованная ребенком деятельность способна оказывать профилактическую работу по формированию «правильного» поведения;
  • психологической и физической безопасности. В работе студии недопустима физическая и вербальная агрессия;
  • чередования деятельности.

Воспитанники, не зависимо от выбора кружка привлекаются к участию к различных мероприятиях данного направления с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: в отчетных выставках, конкурсах, фестивалях, в подготовках и проведении открытых занятий и т.д. В таких мероприятиях воспитанники демонстрируют свои творческие результаты, расширяют личный опыт, у них формируются навыки дружеского общения, эмоциональное и нравственное совершенствование. Многие выполненные воспитанниками поделки предназначены в качестве сувениров для близких и друзей, что очень не маловажно для этих детей. В результате у детей снижается агрессивное и враждебное отношение к окружающим. Участвуя в конкурсах и фестивалях ребенок чувствует свою значимость, у него повышается самооценка, он понимает, что благодаря своей работы он поднимает престиж своего учреждения. Так Бурлаченко Д., Селиверстова Н. занимали не однократно призовые места в районных и краевых конкурсах.

Основными формами проведения занятий являются: беседа; игровая деятельность, практикумы.

Структура занятий включает три части.

Теоретическая часть - это объяснение нового материала, познавательного характера, знакомство с историей, с национальными традициями, с основами технологии выполнения и т.д. Задача педагога донести нужную информацию в доступной и интересной форме. Вторая часть - практическая работа, помогающая усвоить тему занятия, закрепить умения и навыки, необходимые ребенку. Здесь педагог кружка должен ориентироваться на развитие у детей определенных социальных умений и навыков, создавать и поддерживать в кружке атмосферу дружелюбности и сплоченности, – это способствует личностному росту воспитанников, снижению эмоционального напряжения. Третья часть - это подведение итогов занятия, формирование выводов, самооценка детьми своей работы на занятии, определение перспективы следующих занятий. Здесь воспитанники могут поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В результате чего у детей развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом снижения деструктивного поведения, носящего асоциальный характер.

При работе с детьми, у которых диагностированны признаки деструктивного поведения следует:

  • предъявлять к воспитанникам требования по выполнению той или иной работы, учитывая не свои желания, а возможности и интересы детей;
  • обязательно включать этих детей в коллективную деятельность, подчеркивая их значимость;
  • расширять кругозор воспитанников;
  • не фиксировать внимание окружающих на легкие проявления агрессивности;
  • хвалить воспитанников хотя бы за малейшие «победы», за хорошее поведение. Тогда эти дети будут стремиться еще раз услышать похвалу. Эти воспитанники должны почувствовать, что их ценят, хотят видеть их более сдержанными, великодушными, умеющими владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Педагог, работающий с такими детьми должен быть внимателен, прогнозировать действия детей, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать им в преодолении трудной для них ситуации. Он должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей [6].

Итак, для того чтобы декоративно-прикладная досуговая деятельность выступала эффективным средством профилактики деструктивного поведения среди воспитанников детского дома должны быть соблюдены следующие условия:

  • обращённость к процессам самовыражения и самореализации ребёнка;
  • удовлетворённость межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности;
  • соблюдение прав личности каждого ребенка;
  • организация демократического общения с детьми.

Таким образом, в результате профилактической работы у ребенка с деструктивным поведением будет: опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела; участие в творческих конкурсах и фестивалях; обогащение их необходимыми практическими знаниями и умениями;  повышение их интеллектуального и духовного развития. Роль профилактической работы заключается в том, что при правильной организации она способна предотвратить или устранить происходящие изменения в поведении детей, не ставшие может быть еще устойчивыми. При условии своевременного проведения, профилактика деструктивного поведения может дать значительные положительные результаты в более короткие сроки.

Литература:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2014. - С. 336;
  2. Банщикова Т.Н. Диагностика агрессивности (методическое обеспечение практических психологов, социальных педагогов, руководителей образовательных учреждений). - М.: Национальный книжный центр, 2011. - С.136;
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 11;
  4. Большой психологический словарь /Под редакцией Б.Г. Мещерякова - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - С.815;
  5. https://referatbank.ru/referat/preview/11281/diplom-kruzhkovaya-rabota-sredstvo-preduprezhdeniya-agressivnosti.html Диплом: Кружковая работа как средство предупреждения;
  6. https://www.bestreferat.ru/referat-161890.html Курсовая работа: специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения;
  7. detdom26.ru Сайт ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» Ставропольского края.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем детском доме особенно ....

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

профилактика бродяжничества воспитанников - рекомендации для персонала детского дома

Проблема бродяжничества и его коррекции весьма распространена... Обычно инспектор и ревизор усматривают здесь непорядки в постановке учреждения и обвиняют администрацию или педагогический коллектив. О...

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся  без попечения родителей в условиях детского дома. На пример...

Ос особенности мер профилактики суицида в детском доме

Настоящий материал представляет собой презентацию и доклад о профилактической работе педагогического коллектива...

«Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»

laquo;Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»...